Диссертационные исследования по педагогике: состояние, проблемы, ресурсы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-67-77
Аннотация
В статье анализируется состояние и тенденции развития диссертационных исследований по педагогике, указываются положительные тенденции и причины низкого качества отдельных диссертаций. В центре внимания авторов методологические «упущения», которые снижают научную ценность диссертационных работ. К таковым авторы относят построение диссертантами ключевых теоретико-методологических посылок исследования – исследовательского вопроса, гипотезы, концепции, новизны, модели изучаемого процесса, опытно-экспериментального обоснования выводов, в которых отражаются «дефициты» методологической культуры авторов, не учитывается специфика педагогического исследования. Авторы стремятся объяснить, почему эти «выводы» нередко вызывают недоверие у педагогов-практиков. В статье даются также конструктивные рекомендации по проведению диссертационного исследования.
Об авторах
Е. Б. ВеснаРоссия
д-р психол. наук, профессор, председатель экспертного совета ВАК Минобрнауки РФ по педагогике и психологии
В. В. Сериков
Россия
д-р пед. наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), член экспертного совета ВАК Минобрнауки РФ по педагогике и психологии
Список литературы
1. Борытко Н.М. Качества научно-педагогического исследования: заметки о требованиях диссертации // Artium Magister. 2020. № 20. C. 52–57. EDN: DOHHBG.
2. Шиповская С.В. Формирование физических представлений младших школьников при освоении конструкторской деятельности: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М.: 2021. 25 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2021/Шиповская.pdf (дата обращения: 19.06.2023).
3. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования: учеб. пособие для вузов; 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 105 с. URL: https://urait.ru/bcode/514079 (дата обращения: 09.06.2023).
4. Иванова С.В. Организационно-методологические основы подготовки диссертации: учебно-методическое пособие. Серия «Высшее образование – аспирантура». М.: Инфра-М, 2022. 137 с. EDN: SGFZXS.
5. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. Т. 70. № 4. С. 62–66. EDN: KPHQXO.
6. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Диссертация по педагогике: проблемы науки и нравственности // Педагогика. 2014. № 4. С. 71–81. EDN: TFPIZH.
7. Новиков А.М. Как работать над диссертацией. М.: Изд-во «Эгвес», 2003. 104 с. EDN: PFNTDJ.
8. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. 394 с. EDN: RFMCVR.
9. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов: 2-е изд. доп. М.: «Ось-89», 2001. 320 с. ISBN: 5-86894-384-8.