Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Актуальные проблемы обучения экономическим специальностям в высшей школе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-78-95

Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы обучения экономическим специальностям в российских вузах. По мнению автора, современное высшее экономическое образование недостаточно ориентировано на подготовку специалистов, обладающих знаниями и ценностными установками, необходимыми для решения задач обеспечения экономического суверенитета страны. Причины этого находятся как внутри системы образования, так и вне её. Для выявления этих причин и направлений концентрации проблем автором были проанализированы действующие правила приёма, утверждённые вузами в соответствии с нормативными документами Минобрнауки; подходы к оценке абитуриентов; содержание образовательных программ, их связь с профессиональными стандартами; учебные планы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». В ходе исследования использовалась общедоступная информация, размещённая на сайтах вузов-лидеров рэнкинга Рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2020 год по экономическим и управленческим специальностям. Проведённый анализ выявил направления, где проблемы высшего экономического образования имеют высокую степень концентрации. К ним относятся: отсутствие единых требований к первоначальным знаниям абитуриентов; неоднородность качества студенческой аудитории по уровню первоначальных знаний; неспособность профессиональных стандартов ориентировать вузы на формирование востребованных образовательных программ; преобладание в учебных планах математических дисциплин при одновременном сокращении перечня и объёма дисциплин, формирующих мировоззрение; неоправданное смещение акцентов в сторону финансовых дисциплин, формирование расчётных навыков вместо получения фундаментальных экономических знаний. Осознание этих проблем позволит вносить изменения в учебные планы целенаправленно, а выпускникам вузов оперативно включаться в решение задач, связанных с обеспечением экономического суверенитета страны, в одном ряду с представителями технических специальностей.

Об авторе

С. В. Степанова
Новосибирский государственный технический университет
Россия

канд. экон. наук, доцент



Список литературы

1. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-36172023-32-2-9-24

2. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-10-44-55

3. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Актуален ли перевод российского инженерного образования на американскую систему Liberal Arts? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 47–59. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-6-47-59

4. Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62– 72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72

5. Watts M., Schaur G. Teaching and Assessment Methods in Undergraduate Economics: A Fourth National Quinquennial Survey // The Journal of Economic Education. 2011. Vol. 42. No. 3. P. 294–309. DOI:10.1080/00220485.2011.581956

6. Rogmans T. Teaching Macroeconomics with the Econland Simulation Game and Learning Platform // Journal of Economics Teaching. 2018. Vol. 2. No. 2. P. 92–103. DOI: 10.58311/jeconteach/892413d590665dfe858e06a93abd1697c16b00f7

7. Mendez-Carbajo D. Experiential learning in macroeconomics through FREDcast // International Review of Economics Education. 2019. Vol. 30. P. 100–137. DOI: 10.1016/j.iree.2018.05.004

8. Panteleeva T., Tikhonova E., Boykov A. Application of Case Study Method in Teaching Students Specialized in Economics // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 99. Article no. 01003. DOI: 10.1051/shsconf/20219901003

9. Аузан А.А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 160 c. ISBN: 978-5-91657-976-5.

10. Аузан А.А. Культурные коды экономики. Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022. 160 c. ISBN: 978-5-17-148122-3.

11. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213–238. DOI: 10.17323/1814-95452022-3-213-238

12. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31. EDN: UDQZVJ.

13. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31–36. EDN: UDQZVT.

14. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15. EDN: WBKJIT.

15. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1 (113). С. 16–25. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.002

16. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 9-27. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-6-9-27

17. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5–12. EDN: ZXJGDX.

18. Прохоров В.А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1 (219). С. 31–36. EDN: YMVEPZ.

19. Чанг Ха-Дж. Как устроена экономика / пер. с англ. Е. Ивченко. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 480 с. ISBN: 978-5-00195-113-1.

20. Копеина Е.П. Международные стандарты учёта и финансовой отчётности: учебное пособие. Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2021. 124 с.

21. Эльгайтарова Н.Т., Чотчаева Д.Р. Понятие международных стандартов финансовой отчётности. Проблемы и перспективы внедрения в России // Управленческий учёт. 2022. № 11-1. С. 168–174. DOI: 10.25806/uu1112022168-17422.

22. Крышка В.И. «Ядро» и «защитные» слои экономического знания в науке и высшем образовании // Экономика Профессия Бизнес. 2017. Т. 4. № 4. С. 32–41. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/3302 (дата обращения: 18.03.2023).

23. Бучинская О.Н., Стремоусова Е.Г. Проблемы обучения экономике в современных вузах // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XI междунар. конф., Екатеринбург, 17–19 ноября 2016 г. Т. 2. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. С. 1093–1098. EDN: ZFMXLN.

24. Александров Д.Г. О проблемах преподавания экономической теории в российских вузах // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9, № 2. С. 118–127. EDN: WDLCXD.

25. Хайкин М.М., Базжина В.А. Проблемы преподавания экономической теории в техническом вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2. С. 33–46. EDN: THTWYX.

26. Байгушева И. А. Методическая система математической подготовки экономистов в вузе на основе формирования обобщённых методов решения типовых профессиональных задач: дис. … д-ра пед. наук. Астрахань, 2015. 422 с. URL: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya-baygusheva.pdf (дата обращения: 01.04.2023).

27. Байгушева И. А. Концепция математической подготовки экономистов к решению типовых профессиональных задач // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 9–16. EDN: SBTXDP.


Рецензия

Просмотров: 668


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)