Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Университетская среда в оценках студенчества: кейс Российского университета транспорта

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-117-134

Аннотация

Среда университета включает как материальные, так и нематериальные факторы, подверженные в настоящее время активным изменениям, что связано как с развитием информационных технологий, так и с новыми потребностями молодёжи. Поэтому отношение обучающихся к их университетской среде является актуальной тематикой исследований. В Российском университете транспорта (РУТ (МИИТ)) был проведён опрос студентов в онлайн-формате, в ходе которого им задавался открытый вопрос относительно университетских проблем и развития университета. Результаты анализа показали, что наибольшее значение для современных студентов имеют проблемы, связанные с коммуникацией и взаимопониманием, учётом их мнений и интересов. Были высказаны пожелания к профессорско-преподавательскому составу, от которого требуется как умение понятно изложить предмет, так и наличие индивидуального и уважительного подхода к каждому студенту. Нельзя забывать и о потребности современных студентов в получении практико-ориентированных современных знаний и навыков, нередко ассоциируемых с необходимостью омоложения педагогических кадров. Уделено внимание аспектам, связанным с совершенствованием инфраструктуры вуза, учебного процесса. Раскрыты проблемы, относящиеся к внеучебной научной и образовательной жизни университета, культурной и спортивной деятельности, вопросам экологии, расписания и режима занятий, работы учебных отделов. Развитие в вузе политического воспитания, патриотизма зависит от небольших, но результативных мероприятий и наличия организующего актива. Новизна полученных данных обусловлена тем, что ответы на открытый вопрос всегда отличаются от мнений, полученных в ходе опросов с заранее предложенными вариантами ответов, и дают возможность выявления скрытых тенденций общественного мнения. Респонденты в этом случае высказывают то, что их беспокоит прежде всего, выражают пожелания, приходящие в голову первыми, без «подсказок». Полученные выводы говорят о необходимости выработки стратегии совершенствования образовательной среды вуза, направленной на развитие возможностей прямой коммуникации, увеличение неформальных, понимающих взаимодействий.

Об авторах

М. Ю. Быков
Российский университет транспорта
Россия

канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

 



В. Я. Красниковский
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Россия

канд. экон. наук, доцент кафедры «Социология и
культурология»



Н. Ю. Матвеева
Российский университет транспорта
Россия

 канд. социол. наук, доцент кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»



Е. В. Ярина
Российский университет транспорта
Россия

старший преподаватель кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»



Список литературы

1. Лодде О.А., Ситникова С.Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. DOI: 10.17513/spno.30354

2. Берестова А.В. Исторические предпосылки создания университетских кампусов и анализ тенденций развития // XI Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». 2016. С. 210–216. EDN: ZFMVXX.

3. Перевозный А.В. Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 286–297. EDN: ZCDGDF.

4. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Развитие молодёжных сообществ в экосистеме университета – ресурсы, проекты и риски // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 116–136. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-318-9-116-136

5. Мазуренко А.В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодёжи в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2006. 23 с. EDN: NJVLZP.

6. Ерофеева М.А., Мироненкова О.Л. Образовательная среда вуза как фактор становления личности студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № XXV. С. 134–140. EDN: JCXTQW.

7. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 52–63. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-11-52-63.

8. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 123–128. EDN: YQDMXZ.

9. Caliskan O., Akin S., Engin-Demir C. Democratic environment in higher education: The case of a Turkish public university. International Journal of Educational Development. 2020. Vol. 72. Article no. 102129. DOI: 10.1016/j. ijedudev.2019.102129

10. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 45–52. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-545-52

11. Ясвин В.А. Оценка студентами университетской среды на основе метода векторного моделирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 33–37. EDN: PUNMOF.

12. Корчак Я. Как любить ребёнка // Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1990. С. 19–174. ISBN: 5-89395-108-5.

13. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 110–129. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-1-110-129

14. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 86–93. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-86-93

15. Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 61–79. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-79

16. Шутенко А.И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 98–104. EDN: VDWKPN.

17. Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133

18. Большов В.Б. Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодёжи // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1 (19). С. 93–112. EDN: QVURUW.

19. Богомазов А.П. Студенческое самоуправление в современном университете: анализ и условия развития // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2014. № 2. С. 96–101. EDN: UUQQBE.


Рецензия

Просмотров: 534


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)