Образовательная миграция в регионах России: статистический подход
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-48-69
Аннотация
Образовательная миграция играет важную роль в реализации планов приёма абитуриентов в высшие учебные заведения значительного числа регионов России. Цель работы – на основе исследования межрегиональной миграции абитуриентов вузов выяснить, какие регионы являются наиболее привлекательными для выпускников с точки зрения получения высшего образования, а также выявить факторы, влияющие на образовательную привлекательность регионов. В основе методологии исследования лежит статистический подход, позволяющий использовать данные официальной статистики, находящиеся в открытом доступе. Информационная база исследования включает данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО-1, № ОО-1, а также другие официальные статистические данные Росстата. Методами исследования послужили методы сравнительного анализа и описательной статистики, методы интеллектуального анализа данных, такие как анализ ключевых факторов влияния и кластеризация. В качестве основного показателя образовательной миграции был выбран статистический показатель – доля обучающихся из общего приёма, получивших предыдущее образование в другом субъекте РФ. Были выявлены десять факторов, оказывающих наибольшее влияние на показатель образовательной миграции. В результате кластеризации 83 регионов получены пять кластеров с отличающимся значением показателя образовательной миграции и различными значениями показателей уровня качества жизни. Выявлены три территориально отличающихся образовательных центра притяжения: «Столичный», «Южный» и «Сибирский», включающие в себя 27 регионов России из двух лучших по показателю образовательной миграции кластеров. Наименьшей образовательной популярностью пользуются регионы Арктической зоны СЗФО и Дальнего Востока. Выявлена тенденция, которая заключается в снижении значения показателя образовательной миграции большинства регионов по мере их удаления от «Столичного» образовательного центра. Результаты исследования могут быть полезны органам исполнительной власти регионов при решении задач в сфере управления потоками образовательной миграции.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ПитухинРоссия
д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики и кибернетики
185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33
О. А. Зятева
Россия
канд. техн. наук, доцент кафедры прикладной математики и кибернетики
185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33
Л. В. Щеголева
Россия
д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры прикладной математики и кибернетики
185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33
В. Е. Соколов
Россия
старший преподаватель кафедры прикладной математики и кибернетики
185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33
Список литературы
1. Савицкая Е.В., Алтунина Н.С. Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Журнал институциональных исследований. 2017. № 1. С. 117–133. DOI: 10.17835/20766297.2017.9.1.117-133
2. Логинов Д.М., Семионова Е.А. Миграционные ориентации старших школьников при переходе к получению профессионального образования // ECO. 2023. Т. 53. № 3. С. 158–176. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-3-158-176
3. Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Образовательная миграция: основные причины // Мониторинг экономической ситуации в России. 2021. № 19 (151). С. 8–10. URL: https://cesi.tatarstan.ru/file/pub/pub_3135530.pdf (дата обращения 19.05.2023).
4. Vidal S., Lutz K. Internal migration over young adult life courses: Continuities and changes across cohorts in West Germany // Advances in Life Course Research. 2018. No. 36. P. 45–56. DOI: 10.1016/j.alcr.2018.03.003
5. Карцева М.А., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.Ф. Межрегиональная миграция молодёжи в России и выстраивание жизненных стратегий // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 4 (52). С. 162–180. DOI: 10.31737/2221-2264-2021-52-4-7
6. Hermansen A.S. Age at Arrival and Life Chances Among Childhood Immigrants // Demography. 2017. No. 54 (1). P. 201–229. DOI: 10.1007/s13524-016-0535-1
7. Габдрахманов Н.К., Орлова В.В., Александрова Ю.К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 467. С. 106–114. DOI: 10.17223/15617793/467/14
8. Tarasov A.N., Belyaev D.A., Fedina N.V., Kataev D.V., Komkov A.A., Naidenova E.A. Analysis of migration processes in Russian education in the context of the ongoing social and cultural transformation // Revista on Line de Política e Gestão Educacional. 2021. Vol. 25. No. 3. P. 2311–2325. DOI: 10.22633/rpge.v25i2.15927
9. Габдрахманов Н.К., Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Образовательная миграция молодёжи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116
10. Kataev D.V., Bogomolova A.V., Tarasov A.N., Burmykina I.V., Fedina N.V. Social Sustainability and Professional Migration in the Educational Space of Russian Schools Based on the Results of a Sociological Study // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 1. P. 343. DOI: 10.3390/su14010343
11. Габдрахманов Н.К. Молодёжная миграция как индикатор региональной аттрактивности // Географический вестник. 2020. Т. 1. № 52. С. 96–107. DOI: 10.17072/2079-78772020-1-96-107
12. Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 91–112. DOI: 10.17323/1811038X-2022-31-1-91-112
13. Bernard A., Bell M. Educational selectivity of internal migrants: A global assessment // Demographic Research. 2018. Vol. 39. Article no. 29. P. 835–854. DOI: 10.4054/DemRes.2018.39.29
14. Bernard A., Bell M., Cooper J. Internal Migration and Education: A Cross-national Comparison. Background Paper for the 2019 Global Education Monitoring Report. Paris: UNESCO. 2018, 66 c. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1812/1812.08913.pdf (дата обращения 19.05.2023).
15. Степусь И.С., Симакова А.В., Гуртов В.А., Хотеева Е.А. Миграционные потоки выпускников школ и вузов в регионах Российской Арктики: объёмы, вектора и оценка соразмерности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. № 1. С. 80–94. DOI: 10.37614/2220-802X.1.2023.79.005
16. Аверьянов А.О., Питухина М.А., Симакова А.В. Миграционный отток выпускников региональных школ // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3 (35). DOI: 10.15393/j5.art.2021.7052
17. Санникова О.В. Регулирование межрегиональной образовательной миграции в Удмуртской республике // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». 2017. С. 1177–1186. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46653/1/klo_2017_132.pdf (дата обращения 19.05.2023).
18. Очирова Г.Н. Образовательная миграция из Республики Бурятия: факторы, масштабы и направления // Вестник университета. 2021. № 4. С. 181–188. DOI: 10.26425/1816-42772021-4-181-188
19. Соколова А.А. Миграционная ситуация и социально-демографические характеристики мигрантов Северо-Западного федерального округа // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2022. Т. 18. № 3. С. 43– 56. DOI: 10.22213/2618-9763-2022-3-43-56
20. Vakulenko E., Mkrtchyan N. Factors of interregional migration in Russia disaggregated by age. Applied Spatial Analysis and Policy. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 609–630. DOI: 10.1007/s12061019-09320-8
21. Чернышев К.А. Демографическая динамика крупнейших городских агломераций России // ЭКО. 2022. № 4. С. 81–93. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-4-81-93
22. Шворина К.В., Фалейчик Л.М. Основные тренды миграционной мобильности населения регионов Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов // Экономика региона. 2018, Т. 14. № 2. С. 485–501. DOI: 10.17059/2018-2-12
23. Ульмясбаева А.О. Межрегиональная образовательная миграция как угроза безопасности и экономическому развитию региона // Социология. 2019. № 2. С. 162–167. EDN: XUQXAG.
24. Ислакаева Г.Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социальноэкономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 77–88. DOI: 10.12737/22297
25. Захарова И.В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 71– 84. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84
26. Shestakova A., Sukhorukova L., Ivchenko M., Fokin N., Shestakova T. Migration management in education: training of the heads of educational institutions at a border university // Proceedings of CBU in Social Sciences. 2022. No. 3. P. 97–102. DOI: 10.12955/pss.v3.312
27. Nasadkin M., Pitukhin E., Astafyeva M. The agent-based modeling of the enrollment campaign to Russian universities [Electronic resource] // EDULEARN15 Proceedings: 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (6-8 July, 2015). Barcelona, Spain, 2015. P. 928–934. URL: http://openbudgetrf.ru/doc/1537/ (дата обращения 19.05.2023).
28. Мигранова Л.И., Атнабаева А.Р. Подход к моделированию образовательной миграции с применением нечёткой логики и агент-ориентированного моделирования // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 12. С. 3389–3402. DOI: 10.18334/epp.10.12.111482
29. Питухин Е.А., Семенов А.А. Моделирование влияния межрегиональной образовательной мобильности на развитие региональных систем профессионального образования // Экономика и управление. 2013. № 7 (93). С. 55–66. EDN: PKLTOK.
30. Шмидт Ю.Д., Ивашина Н.В., Озерова Г.П. Прогнозирование межрегиональных миграционных потоков молодёжи // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20. № 2. С. 329–354. DOI: 10.24891/re.20.2.329
31. MacLennan J., Tang Z., Crivat B. Data Mining with Microsoft SQL Server 2008. Wiley Publishing, Inc. Indianapolis. Indiana. 2009. 636 p. ISBN: 978-0-470-27774-4.
32. Тургель И.Д., Бугров К.Д., Ойхер А.Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 89–111. DOI: 10.31992/08693617-2023-32-5-89-111
33. Таюрский А.И., Лобанова Е.Э. Модель подготовки опорным вузом специалистов лесопромышленного комплекса // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 2. С. 21–29. EDN: XSMBJJ.