В статье анализируются отдельные элементы в структуре гражданских установок российских студентов в ситуации начала и продолжения специальной военной операции (СВО). Специальная военная операция выступает своеобразной «лакмусовой бумажкой», позволяющей выявить особенности гражданского сознания студенческой молодёжи, поскольку именно в кризисной ситуации происходит актуализация латентных ценностных установок, определяющих социальное и гражданское поведение. Статья основана на результатах эмпирического социологического исследования. Выборка исследования квотная, стратифицированная по полу, объём выборки – 1380 человек в возрасте от 18 до 22 лет. В результате проведённого исследования: обоснована поляризация российского студенчества с точки зрения отношения к специальной военной операции; сделан вывод о «фоновом» характере СВО для значительной части студенческой молодёжи; доказано влияние СВО на рост стресса среди студенческой молодёжи, подтверждена гипотеза о влиянии СВО на динамику гражданских установок российских студентов. В частности, специальная военная операция оказывает влияние на снижение доверия студентов общественно-политическим институтам и акторам, а также влияет на динамику миграционных настроений, увеличивая процент молодых людей, рассматривающих миграцию как возможный вариант жизненной траектории. Исследование продемонстрировало необходимость дальнейшего изучения устойчивости гражданских установок российской молодёжи в условиях эскалации «новых» когнитивных войн, а также анализ эффективности деятельности государственных институтов социализации в ситуации геополитической нестабильности.
Появление языковых сервисов искусственного интеллекта пробудило надежды, связанные с облегчением задач публикационной активности. Представители академического сообщества задались вопросом, смогут ли чат-боты оптимизировать процесс написания научных статей. Особое внимание вызвала языковая модель ChatGPT, способная, помимо прочего, генерировать тексты научной направленности. Случаи написания академических работ с помощью ChatGPT стали причиной появления целого ряда публикаций, анализирующих плюсы и минусы использования данной нейросети. В настоящей работе исследуется возможность использования ChatGPT для написания введения к научной статье по актуальной тематике управления Арктикой. Был создан ряд запросов к сети ChatGPT, основывающихся на логике общепринятого публикационного формата IMRAD. Для данного формата характерны структурно-функциональные элементы, которые послужили логическим основанием для запросов. Полученные от ChatGPT ответы были проанализированы на предмет их соответствия требованиям к научной статье, согласно публикационному формату IMRAD. Результат анализа показал, что ChatGPT не способен справиться c требованиями к публикациям научной статьи в современном научно-публикационном дискурсе.
Образовательная миграция играет важную роль в реализации планов приёма абитуриентов в высшие учебные заведения значительного числа регионов России. Цель работы – на основе исследования межрегиональной миграции абитуриентов вузов выяснить, какие регионы являются наиболее привлекательными для выпускников с точки зрения получения высшего образования, а также выявить факторы, влияющие на образовательную привлекательность регионов. В основе методологии исследования лежит статистический подход, позволяющий использовать данные официальной статистики, находящиеся в открытом доступе. Информационная база исследования включает данные форм федерального статистического наблюдения № ВПО-1, № ОО-1, а также другие официальные статистические данные Росстата. Методами исследования послужили методы сравнительного анализа и описательной статистики, методы интеллектуального анализа данных, такие как анализ ключевых факторов влияния и кластеризация. В качестве основного показателя образовательной миграции был выбран статистический показатель – доля обучающихся из общего приёма, получивших предыдущее образование в другом субъекте РФ. Были выявлены десять факторов, оказывающих наибольшее влияние на показатель образовательной миграции. В результате кластеризации 83 регионов получены пять кластеров с отличающимся значением показателя образовательной миграции и различными значениями показателей уровня качества жизни. Выявлены три территориально отличающихся образовательных центра притяжения: «Столичный», «Южный» и «Сибирский», включающие в себя 27 регионов России из двух лучших по показателю образовательной миграции кластеров. Наименьшей образовательной популярностью пользуются регионы Арктической зоны СЗФО и Дальнего Востока. Выявлена тенденция, которая заключается в снижении значения показателя образовательной миграции большинства регионов по мере их удаления от «Столичного» образовательного центра. Результаты исследования могут быть полезны органам исполнительной власти регионов при решении задач в сфере управления потоками образовательной миграции.
В статье изучается роль российских вузов в становлении и развитии арктической научной дипломатии (АНД) России. В нынешних геополитических условиях российские вузы представляют собой значимых акторов АНД, выполняющих ряд важных функций по поддержанию и организации международного научного сотрудничества с зарубежными странами и формированию позитивного имиджа России в мире. В работе используется системный подход с целью определения вклада российских вузов в развитие АНД через различные механизмы – совместные с зарубежными партнёрами научные проекты и публикации, организацию международных мероприятий по арктической проблематике и участие в наиболее престижных мировых конференциях по арктической тематике, совместные полярные экспедиции (сухопутные и морские), работу в международных научных организациях учёных-арктиковедов и т. д. АНД российских вузов рассматривается на примере ведущих университетов страны – Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета и др. Поддержание диалога на постоянной основе в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности вузов может способствовать планомерному налаживанию сотрудничества в других областях международных отношений, поиску инновационных решений на благо развития всего арктического региона.
С выхода в годы перестройки пакета нормативных документов государственного уровня, в которых задавался новый вектор развития отечественного образования и в числе прочих была поставлена задача обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, началось реформирование высшей школы страны, волнообразно продолжающееся по сей день. Хлынувший с того времени мощный поток статей, докладов, диссертаций, посвящённых гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, не ослабевает. Проведённый в представленной работе эксперимент показал, что искусственный интеллект ChatGPT-4 даёт в целом адекватное представление об актуальной проблематике в данной области инженерной педагогики. В статье впервые указанная задача спроецирована на формирование у студентов инженерного мышления гуманитарной направленности, необходимого для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда в контексте кардинальных изменений технологий и организации инженерной деятельности, связанных с экспоненциально растущими масштабами использования в ней искусственного интеллекта и роботизацией. Развивается представление, что инженерное мышление по своей сути неотделимо от гуманитарного, задающего его русло, и исследуется выдвинутая П.Г. Щедровицким гипотеза о программировании как доминантном способе мышления инженера в формирующейся новой технологической формации, в основе которого лежит целеполагание с последующим проектированием «дерева деятельностей» как проекции дерева целей. Цель статьи состоит в обосновании закономерности органичного усиления гуманитарного фокуса инженерного мышления в процессе происходящей промышленной революции и необходимости ориентации инженерной педагогики на этот тренд с опорой на предлагаемые автором уточнения устоявшихся онтологически представлений об инженерной деятельности.
В статье исследуются вопросы развития института наставничества в высшем образовании. Необходимость научного переосмысления концептуальных основ наставничества в современных условиях, а также его важное практическое значение в вопросах адаптации студентов, повышения качества образования и профессиональной деятельности формируют актуальность данной темы. Целью статьи является развитие концепции наставничества, разработка модели и перспектив наставнической деятельности в высшем образовании. Использовался междисциплинарный подход для определения сущности наставничества (рассмотрение категории в психологии и социологии, педагогике, менеджменте); структурно-системный анализ – для разработки модели наставничества в высшем образовании, а также графический и статистические методы. Научная новизна статьи состоит в развитии концептуальных основ наставнической деятельности и прикладных аспектов её реализации в высшем образовании России. Определены и рассмотрены сущностные элементы наставничества, а именно: понятие и подходы, цель и задачи, принципы и функции. Классифицированы виды наставничества в высшем образовании по ключевым критериям: количество наставляемых, формализация, период взаимодействия, способ реализации, направление взаимодействия, назначение. Конкретизированы основные принципы наставнической деятельности в высшем образовании. Предложена модель наставничества в высших учебных заведениях. Проведён системный анализ успешных практик и программ наставничества в высшем образовании России, выявлены проблемы и перспективы его развития в современных условиях. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования концептуальных наработок в формировании и развитии нормативно-правовой базы реализации наставничества, а также разработки и внедрения модели наставничества в высших учебных заведениях.
Студенческая оценка преподавателей и курсов посредством опросов – имеющий более чем сорокалетнюю историю инструмент обратной связи в североамериканских, австралийских и европейских университетах. Его использование в российских университетах не столь распространено, хотя более широкое применение может ре шить проблему ощущения студентами своей непричастности к управлению образовательным процессом и улучшить качество курсов и преподавания. Массовизации данной практики препятствуют в том числе определённые опасения со стороны преподавателей и студентов. В данной статье авторы анализируют основные опасения и ожидания студентов и преподавателей от студенческих оценок курсов, выделенные по итогам десяти фокусгрупп, проведённых в пяти российских университетах. Полученные наблюдения авторы помещают в контекст современных методологических дискуссий, посвящённых студенческим оценкам курсов и преподавателей с тем, чтобы разобраться, насколько обоснованы опасения преподавателей в отношении валидности данного инструмента обратной связи и целей его использования в вузе. Основной вывод, который делают авторы: использование в университетах студенческих оценок преподавателя эффективно в качестве инструмента обратной связи и формирования культуры диалога в образовательном процессе и достаточно спорно в качестве источника данных для принятия административных решений.
В статье представлены результаты апробации интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК), разработанной учёными-тестологами, лингвистами, специалистами по методике преподавания иностранных языков и искусственному интеллекту. Данная система включает в себя как тесты для подтверждения заявленного уровня владения английским языком как иностранным, так и адаптивный тест на определение этого уровня. Все тестовые материалы откалиброваны в соответствии с Общеевропейской шкалой языковых компетенций. ИСТОК представляет собой адаптивную систему тестирования, развёрнутую на базе нейросетевых решений, охватывает проверку рецептивных и продуктивных речевых навыков (чтение, аудирование, говорение и письмо) искусственным интеллектом, а именно – нейролингвистическими моделями. В процессе подготовки к тестированию были созданы базы данных, обеспечивающие тестирование проверочными материалами, разработаны критерии оценивания, алгоритмы выявления ошибок различного типа искусственным интеллектом, валидатор для определения уровня владения языком. Результаты протестированных испытуемых (более 5 000) показали высокую надёжность и объективированную валидность тестового контроля. Новый подход к проверке языковых компетенций может быть использован как в процессе проведения оценки в высших учебных заведениях, так и для определения или подтверждения уровня владения языком персонала, занятого в различных сферах профессиональной деятельности, а принципы обучения и практического использования нейролингвистических моделей найдут широкое применение в различных областях прикладных исследований.
ISSN 2072-0459 (Online)