Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129
Аннотация
В статье исследуются вопросы развития института наставничества в высшем образовании. Необходимость научного переосмысления концептуальных основ наставничества в современных условиях, а также его важное практическое значение в вопросах адаптации студентов, повышения качества образования и профессиональной деятельности формируют актуальность данной темы. Целью статьи является развитие концепции наставничества, разработка модели и перспектив наставнической деятельности в высшем образовании. Использовался междисциплинарный подход для определения сущности наставничества (рассмотрение категории в психологии и социологии, педагогике, менеджменте); структурно-системный анализ – для разработки модели наставничества в высшем образовании, а также графический и статистические методы. Научная новизна статьи состоит в развитии концептуальных основ наставнической деятельности и прикладных аспектов её реализации в высшем образовании России. Определены и рассмотрены сущностные элементы наставничества, а именно: понятие и подходы, цель и задачи, принципы и функции. Классифицированы виды наставничества в высшем образовании по ключевым критериям: количество наставляемых, формализация, период взаимодействия, способ реализации, направление взаимодействия, назначение. Конкретизированы основные принципы наставнической деятельности в высшем образовании. Предложена модель наставничества в высших учебных заведениях. Проведён системный анализ успешных практик и программ наставничества в высшем образовании России, выявлены проблемы и перспективы его развития в современных условиях. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования концептуальных наработок в формировании и развитии нормативно-правовой базы реализации наставничества, а также разработки и внедрения модели наставничества в высших учебных заведениях.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Г. ГиндесРоссия
д-р наук гос. управления, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления
295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4.
И. А. Троян
Россия
канд. экон. наук, доц., доцент кафедры экономической теории
295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4.
Л. А. Кравченко
Россия
канд. экон. наук, доц., доцент кафедры экономической теории
295007, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4.
Список литературы
1. Heeneman S., de Grave W. Development and Initial Validation of a Dual-Purpose Questionnaire Capturing Mentors’ and Mentees’ Perceptions and Expectations of the Mentoring Process // BMC Med Educ. 2019. Vol. 19. P. 1–13. DOI: 10.1186/s12909-019-1574-2
2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301
3. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25–36. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.02
4. Larsen E., Jensen-Clayton C., Curtis E., Loughland T., Nguyen Hoa T. M. Re-Imagining Teacher Mentoring for the Future // Professional Development in Education. 2023. February. P. 1–15. DOI: 10.1080/19415257.2023.2178480
5. Ball E., Hennessy C. De-mystifying the Concept of Peer Mentoring in Higher Education: Establishing Models for Learning. In C. Woolhouse, L.J. Nicholson (Eds.), Mentoring in Higher Education – Case Studies of Peer Learning and Pedagogical Development. 2020. P. 17–38. DOI: 10.1007/978-3-030-46890-3_2
6. Дорохова Т.С., Галагузова Ю.Н. Методологические основания реверсивного наставничества в профессиональной деятельности педагогов // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 154–162. DOI: 10.26170/20798717_2022_05_18
7. Мамаева И.А. Двумерная модель наставничества в негуманитарном вузе // Агроинженерия. 2020. № 5(99). С. 71–77. DOI: 10.26897/2687-1149-2020-5-71-77
8. Милькевич О.А. Проектирование сетевой модели наставничества в Московской области // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 239–242. EDN: MPMHJK.
9. Атласова С.С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 248–251. DOI 10.24158/spp.2022.12.38
10. Долженко Р.А., Сальцев А.А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. C. 6–12. DOI: 10.26170/po18-09-01
11. Keijzer R., van der Rijst R., van Schooten E. et al. Towards Emotional Responsive Mentoring of At-Risk Students in Last-Resort Programs // Empirical Res Voc Ed Train. 2021. December 15. P. 1–22. DOI: 10.1186/s40461-021-00129-9
12. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях: под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с. URL: https://cvrserp.edumsko.ru/collective/nastavnik/doc/1382016 (дата обращения: 27.03.2023).
13. Артамонова Е.И., Тесленко О.В. Наставничество как проявление качества профессиональной подготовки будущего преподавателя вуза // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 13–24. DOI: 10.56163/2072-25242022-3-13-24
14. Baran M., Zarzycki R. Key Effects of Mentoring Processes — Multi-Tool Comparative Analysis of the Career Paths of Mentored Employees with Non-Mentored Employees // Journal of Business Research. 2021. Vol. 124. P. 1–11. DOI:10.1016/j. jbusres.2020.11.032
15. Eby L.T., Robertson M.M. The Psychology of Workplace Mentoring Relationships // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2020. Vol. 7 (1). P. 75–100. DOI: 10.1146/annurev-orgpsych-012119-044924
16. Cordie L.A., Brecke T. Lin X. Wooten M.C. Co-Teaching in Higher Education: Mentoring as Faculty Development // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2020. Vol. 32. No. 1. P. 149–158. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1259487.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
17. Kram K.E. Phases of the Mentor Relationship. Academy of Management Journal, 1983. Vol. 26 (4). P. 608–625. DOI: 10.2307/255910
18. Colvin J.W., Ashman M. Credibility: What Role Does It Play in a Peer Mentoring Relationship? In C. Woolhouse L. J. Nicholson (Eds.), Mentoring in Higher Education–Case Studies of Peer Learning and Pedagogical Development, 2020. P. 55–74. DOI: 10.1007/978-3-030-46890-3_4
19. Никольский, В.С., Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь/Researcher. 2020. № 1(29). С. 135–143. EDN: NERPLO.
20. Митрофанов С.В. Комарова Е.В. Анализ мер привлечения и поддержки молодых исследователей в условиях цифровой трансформации науки // Информационное общество. 2021. № 6. С. 63–69. DOI: 10.52605/16059921_2021_06_63
21. Троян И.А., Кравченко Л.А. Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 100–114. DOI: 10.26907/esd.16.3.10