Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Модель ADDIE в педагогическом дизайне: практический опыт НИТУ МИСИС

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-151-166

Аннотация

Теоретико-методологический анализ исследований по тематике педагогического дизайна показал недостаточное внимание к эмпирическому опыту внедрения моделей педагогического дизайна. В статье описан практический опыт педагогического дизайна программы обучения иностранному языку магистрантов неязыковых профилей подготовки Университета МИСИС на основе модели ADDIE. Поиск новых подходов к дизайну содержания курса обусловлен необходимостью повышения эффективности программы, что в свою очередь продиктовано объективными современными тенденциями развития общества. Для сбора и обработки данных было проведено анкетирование магистрантов, а также анализ учебных планов подготовки магистрантов 2020–2023 учебных годов в части заявленных профилирующими кафедрами компетенций по ФГОС 3++ для дисциплины «Иностранный язык», что соответствует первому этапу ADDIE – Analysis (Анализ). Далее в статье приводится описание программы, выстроенной в соответствии с последовательностью этапов Design (Проектирование), Development (Разработка) и Implementation (Внедрение). Приведённые в статье данные анкетирования демонстрируют динамику удовлетворённости магистрантов программой после изменения концепции и, соответственно, содержания, и наряду с данными по успеваемости, зафиксированными в семестровых ведомостях за экспериментальный 2020/2021 учебный год, отражают этап ADDIE – Evaluation (Оценка качества программы). Полученные результаты показали, что программа в полной мере соответствует ожиданиям магистрантов неязыковых профилей подготовки от дисциплины «Иностранный язык», способствует формированию положительного опыта изучения иностранного языка и успешному завершению курса. Делается вывод, что следование пятиэтапной модели ADDIE позволяет грамотно спроектировать программу по иностранному языку в рамках одного семестра для разноуровневых обучающихся магистратуры разных неязыковых специальностей.

Об авторах

М. В. Луканина
Университет науки и технологий МИСИС; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Луканина Мария Владимировна – канд. филол. наук, доцент, Researcher ID: ACT-9857-2022,

119049, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 4, стр. 1;

119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51.



С. Г. Меркулова
Университет науки и технологий МИСИС
Россия

Меркулова Светлана Григорьевна – старший преподаватель,

119049, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 4, стр. 1 .



Список литературы

1. Чернобай Е.В., Ефимова Е.А., Корешникова Ю.Н., Давлатова М.А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка // Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2022. №3 (63). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/593673038.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

2. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И., Дорофеева М.Ю. Использование инструментов педагогического дизайна для обеспечения качества смешанного обучения. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2021. 64 с. URL: http://docs.io.tsu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/TSU_MR.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

3. Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: Периодический сборник научных и методических материалов. Т. 1. : под ред. М.М. Шалашовой, Н.И. Шевченко, Д.А. Махотина. М.: ООО «А-Приор», 2020. 185 с. URL: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Peddizajn_Tom1-1.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

4. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного университета. 2010. Т. 3. №3. С. 12–16. URL: http://vestnik43.ru/3(3)-2010.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

5. Демидова И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №4. C. 25–32. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.4.3

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 288 с.

7. Кочурина Т.С. «Педагогический дизайн»: сущность и структура // Преподаватель XXI век. 2022. №1. Ч. 1. С. 21–29. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-21-29

8. Токарева А.В. Педагогический дизайн и пути его развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №4-2. С. 78–83. EDN: RULZHJ.

9. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. №30. С. 1–32.

10. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1966. Vol. 36. No. 5. P. 5–7. URL: https://mdavidmerrill.files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

11. Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий // XVI Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». Троицк: ИТО-Троицк, 2005. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html1 (дата обращения: 23.09.2022).

12. Göksu İ., Kocak O., Gündüz A.,Goktas Y. Instructional Design Studies Between 1975 and 2019: A Bibliometric Analysis // International Journal of Online Pedagogy and Course Design. 2021. No. 11. P. 73–92. DOI: 10.4018/IJOPCD.2021010105

13. Stefaniak J., Conklin S., Oyarzun B., Reese R. A practitioner’s guide to instructional design in higher education. EdTech Books. 2021. 153 p. DOI: 10.59668/164

14. Киынова Ж. К., Курманкулова Э. К., Женiскызы А., Мурзабаева А. Роль педагогического дизайна с использованием модели ADDIE в проектировании компонентов онлайн уроков // Вестник КазНУ. Серия педагогическая. 2021. №69 (4). С. 52–62. DOI: 10.26577/JES.2021.v69.i4.05

15. Карамзина А.Г., Сильнова С.В. Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования // Вестник ВГУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2021. №2. С. 94–108. DOI: 10.17308/sait.2021.2/3507

16. Гоголева Н.А., Карпачева Н.В. Педагогический дизайн по модели ADDIE в проектировании инновационных образовательных программ // Сахалинское образование XXI век. 2020. № 3. С. 17–22. EDN: DQXACC.

17. Ali C.A., Acquah S., Esia-Donkoh K. A Comparative Study of SAM and ADDIE Models in Simulating STEM Instruction // African Educational Research Journal. 2021. Vol. 9. No. 4. P. 852–859. DOI: 10.30918/AERJ.94.21.125

18. Spatioti A.G., Kazanidis I., Pange J. A Comparative Study of the ADDIE Instructional Design Model in Distance Education // Information. 2022. Vol. 13. No. 9. P. 402. DOI: 10.3390/info13090402

19. Salas-Rueda R.A., Salas-Rueda E.P., Salas-Rueda R.D. Analysis and design of the web game on descriptive statistics through the ADDIE model, data science and machine learning // International Journal of Education in Mathematics, Science and Technology (IJEMST). 2020. Vol. 8. No. 3. P. 245–260. DOI: 10.46328/ijemst.v8i3.759

20. Almelhi A.M. Effectiveness of the ADDIE Model within an E-Learning Environment in Developing Creative Writing in EFL Students // English Language Teaching. 2021. No. 14. P. 20–36. DOI: 10.5539/elt.v14n2p20

21. Hanafi Y., Murtadho N., Ikhsan M.A., Diyana T.N. Reinforcing Public University Student’s Worship Education by Developing and Implementing Mobile-Learning Management System in the ADDIE Instructional Design Model // International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM). 2020. Vol. 14. No. 02. P. 215–241. DOI: 10.3991/ijim.v14i02.11380

22. Koç E. Design and Evaluation of a Higher Education Distance EAP Course by using the ADDIE model // Elektronik Sosyal Bilimler Dergisi [Electronic Journal of Social Sciences]. 2020. Vol. 19. No. 73. P. 522–531. DOI: 10.17755/esosder.526335

23. Reiser R.A., Dempsey J.V. (Eds.) Trends and Issues in Instructional Design and Technology (4th ed.). Boston, MA: Pearson Education. 2018. 368 p. ISBNs: 0132563584, 9780132563581, 0132719940, 9780132719940.

24. Branch R.M., Merrill M.D. Characteristics of Instructional Design Models. // Trends and Issues in Instructional Design and Technology (3d ed.). Boston, MA: Pearson Education. 2012. P. 8–16. URL: https://coreybstevens.files.wordpress.com/2013/04/characteristics-of-instructional-design-models.pdf (дата обращения: 23.09.2022).

25. Göksu İ., Özcan K., Cakir R., Goktas Y. (2017). Content analysis of research trends in instructional design models: 1999-2014 // Journal of Learning Design. 2017. Vol. 10. No. 2. P. 85–109. DOI: 10.5204/jld.v10i2.288

26. Меркулова С.Г., Луканина М.В. Иностранный язык. Курс английского языка для магистратуры неязыковых профилей обучения. Методические указания для преподавателей. М.: Изд-во НИТУ МИСиС, 2022. 73 с.

27. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. М.: Издательский дом «Камерон». 2004. 216 с. ISBN: 5-9594-0015-4.

28. Пинская М.A. Формирующее оценивание и качество образования // Народное образование. 2010. №1. С. 178–185. EDN: PJXQXX.

29. Буркова И.Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №10. С. 102–117. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117

30. Ковалева М.Н., Шибаев Д.В., Синицына Т.И. Метрики эффективности дистанционного обучения в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Международный научно-исследовательский журнал, 2021. №3-3 (105), C. 51–54. DOI: 10.23670/IRJ.2021.105.3.068


Рецензия

Просмотров: 833


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)