Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Преподаватель технического вуза: что ценят студенты?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-60-76

Аннотация

В настоящее время в нашей стране в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию поставлена задача реформирования высшей школы на основе синтеза лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. Это повышает ответственность преподавателей технических вузов, компетенции которых были определены в последние годы на основе разных научных подходов. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления качеств преподавателя, значимых для студентов.

С этой целью было предпринято исследование работ студентов, полученных в результате проведения Международного конкурса эссе на английском языке «Преподаватель технического вуза, которого я никогда не забуду». Конкурс был организован в 2021–2022 гг. Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Гипотеза исследования заключалась в том, что личностные качества преподавателя технического вуза оцениваются студентами как не менее важные и значимые, чем профессиональные компетенции преподавателя.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены и решены четыре задачи: выявлены мнения студентов о роли преподавателя; определены значимые для студентов профессиональные компетенции преподавателя; определены значимые для студентов личностные качества преподавателя; проведено сопоставление значимости для студентов профессиональных компетенций и личностных качеств преподавателя. Методика проведения исследования предусматривала проведение как качественной, так и количественной оценки текстов эссе, включая их контент-анализ.

В статье приводятся основные результаты проведённого исследования, подтвердившие выдвинутую гипотезу, а также их интерпретация. Интерпретация результатов исследования позволила сделать общие выводы, касающиеся реформирования современной системы инженерного образования. Главным из них является необходимость возвращения инженерного образования к традиционной для советской высшей школы неразрывности процессов обучения и воспитания и важности не только формирования в образовательном процессе актуальных для производства компетенций, но и развития личности будущего специалиста.

Об авторе

Т. Ю. Полякова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Полякова Татьяна Юрьевна – д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки»

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



Список литературы

1. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 5–21. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1132/985 (дата обращения: 10.09.2023).

2. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М. Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74. DOI: 10.31992/0869-36172020-6-65-74

3. Минин М.Г., Беломестнова Э.Н., Бенсон Г.Ф., Паканова В.С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20–29. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/618/539 (дата обращения: 10.09.2023).

4. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 26–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

5. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78

6. Шлыкова Н.Л. Восприятие преподавателя студентами. 1998. Дисс. …к. психол. н.. 132 с. РГБ ОД, 61:99-19/128-8.

7. Семёнов О.А., Николаев Е.В., Семёнова Г.Е. Исследование образа современного преподавателя среди студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. DOI: 10.17513/spno.29517

8. Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М. Имидж преподавателя вуза глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 25–28. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8782 (дата обращения: 10.09.2023).

9. Агранова А.О. Образ преподавателя глазами студентов в связи с самооценкой и уровнем притязаний обучающихся. // Евразийский союз учёных. Педагогические науки. 2016. № 4 (25). URL: https://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/образ-преподавателя-глазами-студент/ (дата обращения: 10.09.2023).

10. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Социология: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2003. 1312 с. ISBN: 985-428-619-3.

11. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3 (9), май–июнь. DOI: 10.18334/np2355

12. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании. Учебное пособие. Школа молодого исследователя. Санкт-Петербург, 2006. URL: https://fileskachat.com/view/93013_3b40d7783c34ff801b95e941b49a1b31.html (дата обращения: 10.09.2023).

13. Ткачёва Т.М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2015. 76 c. ISBN: 978-5-7962-0186-2.

14. Перелыгина Е.В. Психология имиджа. М.: АспектПресс, 2002. 223 с. ISBN: 5-7567-0265-2.

15. Данилова А.Г., Митина О.А. Компьютеризированный качественный анализ текста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 220–240. DOI: 10.11621/vsp.2021.01.09

16. Polyakova T. New Generation of Engineering Students: Do We Know How to Teach Them? / Auer M.E., Pachatz W., Rüütmann T. (eds). Learning in the Age of Digital and Green Transition. ICL 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer. 2023. P. 553–560. DOI: 10.1007/978-3-031-26190-9_58


Рецензия

Просмотров: 553


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)