Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 32, № 11 (2023)
Скачать выпуск PDF
9-36 795
Аннотация

В представленной статье рассматривается текущее состояние дополнительного профессионального образования в ведущих российских университетах и возможные стратегии интеграции реализуемых научных исследований с образовательной деятельностью. Эмпирической базой послужили статистические данные о деятельности образовательных организаций высшего образования (1180 ед.), мониторинг деятельности вузов участников программы «Приоритет-2030» (121 ед.) и данные опроса руководителей центров дополнительного профессионального образования в вузах (450 ед.) в составе «Мониторинга экономики образования». Идентифицированы стратегии сочетания научной и образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам в вузах в интересах развития отдельных граждан, предприятий и отраслей экономики. Выявлено, что при разработке программ дополнительного образования вузы ориентируются пока на социальные потребности населения и на запросы работодателей, и совсем в незначительной мере – на конвертацию и преобразование своих научных результатов в новый образовательный продукт для массовых слушателей. Несмотря на то, что сильная ориентированность вузов на исследовательскую деятельность в определённой степени сдерживает разработку и запуск новых программ дополнительного образования, именно группа исследовательских вузов демонстрирует более высокую стоимость реализуемых программ. Авторы рассматривают, как для реализации третьей миссии в части ДПО университеты в зависимости от объёма исследовательских заказов могут быть ориентированы на работу по дополнительному образованию с населением или предприятиями отрасли, интегрирование в содержание программ результатов научных исследований и стимулирование увеличения числа преподавателей, совмещающих исследовательскую и преподавательскую деятельность для взрослых.

37-59 423
Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей трудоустройства постдоков, относительно новой для российского академического рынка труда трудовой категории. В связи с рядом трудностей, связанных с формированием выборки постдоков (сложность в определении ключевых лиц, отвечающих за развитие программ постдокторантуры; прямые, но не всегда обоснованные отказы в предоставлении данных, сложности в идентификации потенциальных респондентов в связи с занятием ими разных научных должностей в российских университетах) использовался метод «снежного кома». В итоге эмпирическая база исследования была сформирована на основе результатов онлайн-анкетирования 44 постдоков. В рамках исследования решались задачи, связанные с составлением социально-экономического портрета постдока на основании экономических, социально-демографических характеристик и показателей научноисследовательской эффективности, выявлением особенностей опыта занятости и трудоустройства постдоков, объективных факторов и индивидуальных мотивов принятия решений в области выбора программ постдокторантуры, а также с диагностикой инструментов и каналов поиска вакансий молодыми исследователями. Авторы разграничивают виды академической мобильности (образовательная и трудовая) и рассматривают постдокторантуру как перспективную форму внешней трудовой академической мобильности, направленной на привлечение и удержание высокопотенциальных молодых исследователей, планирующих долгосрочную карьеру на академическом рынке труда. Смещение акцентов с инбридинговой модели развития университетов (внутренняя трудовая мобильность) к модели внешней трудовой академической мобильности молодых специалистов позволяет получать дополнительные социально-экономические преференции и отдачу от инвестиций тем университетам, которые смогут эффективно управлять потоками академического человеческого капитала. Подобные эмпирические исследования, анализирующие особенности развития института постдокторантуры в России и за рубежом и опирающиеся на количественные и качественные данные по результатам опросов непосредственных участников внешней трудовой академической мобильности – постдоков, практически отсутствуют, что обуславливает научную новизну и практическую ценность данного исследования и полученных результатов.

60-76 434
Аннотация

В настоящее время в нашей стране в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию поставлена задача реформирования высшей школы на основе синтеза лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. Это повышает ответственность преподавателей технических вузов, компетенции которых были определены в последние годы на основе разных научных подходов. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления качеств преподавателя, значимых для студентов.

С этой целью было предпринято исследование работ студентов, полученных в результате проведения Международного конкурса эссе на английском языке «Преподаватель технического вуза, которого я никогда не забуду». Конкурс был организован в 2021–2022 гг. Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Гипотеза исследования заключалась в том, что личностные качества преподавателя технического вуза оцениваются студентами как не менее важные и значимые, чем профессиональные компетенции преподавателя.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены и решены четыре задачи: выявлены мнения студентов о роли преподавателя; определены значимые для студентов профессиональные компетенции преподавателя; определены значимые для студентов личностные качества преподавателя; проведено сопоставление значимости для студентов профессиональных компетенций и личностных качеств преподавателя. Методика проведения исследования предусматривала проведение как качественной, так и количественной оценки текстов эссе, включая их контент-анализ.

В статье приводятся основные результаты проведённого исследования, подтвердившие выдвинутую гипотезу, а также их интерпретация. Интерпретация результатов исследования позволила сделать общие выводы, касающиеся реформирования современной системы инженерного образования. Главным из них является необходимость возвращения инженерного образования к традиционной для советской высшей школы неразрывности процессов обучения и воспитания и важности не только формирования в образовательном процессе актуальных для производства компетенций, но и развития личности будущего специалиста.

77-94 581
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы создания межвузовских кампусов и разрыв, имеющийся между заявлениями об экологической устойчивости проектов и экологическим сознанием и поведением их будущих пользователей. В фокусе внимания авторов находятся экологические практики студенческой молодёжи и оценка уровня информированности об экологических проблемах. Сбор и анализ данных выполнен на основе качественных методов: полуструктурированные интервью со студентами Тюменского государственного университета, 58 информантов, данные проанализированы методом тематического и осевого кодирования. По результатам исследования выявлено, что при высоком уровне информированности студентов об экологических аспектах в их повседневном опыте экологические практики представлены слабо и не стали устойчивыми экопривычками. В качестве основного барьера для экологического поведения информанты отметили отсутствие необходимой инфраструктуры в университете. При наличии учебных курсов экологической направленности основным каналом информирования об экологических инициативах университета остаются социальные сети. Авторами предложены рекомендации по экологизации вуза.

95-115 499
Аннотация

Психологическое благополучие студентов становится сегодня одним из приоритетов высшего образования. Данная работа посвящена изучению опыта работы психологических служб российских вузов. Результаты основаны на данных полуструктурированных интервью с 15 руководителями психологических служб российских вузов. Данные интервью показывают, что основными направлениями работы служб являются: консультативное, профилактическо-просветительское, диагностическое, адаптационное, воспитательное. В свою очередь, во время пандемии службы адаптировали свою деятельность с помощью перехода в онлайн-формат и создания горячих линий для экстренной психологической помощи. При этом в своей деятельности психологические службы сталкиваются с такими проблемами, как недостаток финансирования, сложности в выстраивании взаимодействия с психиатрическими организациями, конфликт интересов руководства университета и службы. Тем не менее основная тенденция в развитии психологических служб – выстраивание системы психологической поддержки с задействованием разных уровней университетской иерархии. Результаты исследования могут быть использованы для разработки модели психологической службы университета, а также для принятия практических решений по развитию сети психологических служб российских вузов.

116-135 454
Аннотация

В данном исследовании рассматривается возможность применения машинного обучения для создания типологии финансовых моделей российских университетов. Крупномасштабные национальные инициативы в области развития человеческого потенциала и академического превосходства, такие как Проект 5-100, программы создания университетских консорциумов и научных центров мирового уровня, а также программа «Приоритет-2030» требуют адекватных инструментов финансового и управленческого учёта, позволяющих проводить анализ эффективности деятельности университетов. Однако, когда традиционные методы финансового анализа и аудита перенимаются из корпоративного сектора, они могут оказаться неуместными для оценки вклада университетов в реализацию государственной научно-технологической политики и достижение национальных целей развития. Существующие же специализированные подходы, например, используемые для оценки влияния университетов Russell Group на социально-экономическое развитие Великобритании, являются дорогостоящими и трудоёмкими, поэтому в данном исследовании продемонстрирована попытка использовать для создания типологизации финансовых моделей университетов многообещающие методы машинного обучения и доступные на момент проведения исследования открытые данные государственных информационных систем.

136-152 317
Аннотация

На острие научных исследований остаётся проблема отсутствия эмпирических данных, демонстрирующих степень проявления профессиональных барьеров в готовности будущих педагогов к инклюзии, возникающих на этапе подготовки в вузе. Цель статьи – представить результаты исследования качественных и количественных характеристик профессиональных барьеров, возникающих у будущих педагогов в процессе подготовки к инклюзии, результаты апробации педагогической технологии преодоления профессиональных барьеров в готовности к инклюзии у будущих педагогов. В исследовании приняли участие 393 студента – будущих педагога, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Исследование проводилось в логике классического педагогического эксперимента с применением авторского опросника «Профессиональные барьеры в готовности будущего педагога к инклюзии». Материалы исследования позволили констатировать несовершенство процесса профессиональной подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников, выражающееся в академических, деятельностных, социально-личностных, ресурсных профессиональных барьерах, возникающих у будущих педагогов в процессе подготовки к инклюзии. Профессиональные барьеры в готовности будущих педагогов к инклюзии обусловлены различного рода дефицитами и не позволяют будущему педагогу выполнять профессионально-педагогическую деятельность на приемлемом уровне качества. На основе анализа эмпирических данных предложена классификация профессиональных барьеров, описаны содержание и признаки их проявления. Систематизация эмпирических данных позволила разработать педагогическую технологию преодоления профессиональных барьеров в готовности к инклюзии у будущих педагогов в вузе. Апробация авторской педагогической технологии способствовала уточнению научных представлений о процессе профессионально-личностного становления будущих педагогов в части выявления и преодоления профессиональных барьеров в готовности будущих педагогов к инклюзии на этапе подготовки в вузе. Результаты исследования могут быть востребованы при моделировании процесса методической подготовки к инклюзии студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», как значимого аспекта профессиональной подготовки современного педагога.

153-168 371
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной необходимостью развития учебной мотивации магистрантов средствами исследовательски-ориентированного обучения и недостаточной разработанностью соответствующих дидактических условий. Цель исследования заключалась в выявлении потенциала исследовательски-ориентированного обучения в развитии учебной мотивации магистрантов и обосновании дидактических условий, способствующих его эффективной реализации. Для её достижения решались следующие задачи: раскрыть сущность учебной мотивации и её особенности у магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия эффективной реализации мотивационного потенциала исследовательски-ориентированного обучения. Для выявления особенностей учебной мотивации применялась методика «Шкала академической мотивации».

Результаты исследования: для задач исследования уточнена сущность учебной мотивации магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в российском университете, как совокупности побуждений, являющихся причиной осознанного включения обучающегося в учебную деятельность; выявлены особенности учебной мотивации магистрантов педагогического направления обучения (осознанный выбор направления подготовки подавляющим большинством студентов; неоднородность состава студентов по профилю базового образования, наличию опыта работы, возрасту, обусловливающая полимотивированность учебной деятельности при доминировании внутренней мотивации). Показано, что мотивационный потенциал исследовательски-ориентированного обучения студентов связан с его основными характеристиками: целью, содержанием, характером учебно-исследовательской деятельности, особенностями оценки результатов. Экспериментально обоснованы дидактические условия, способствующие усилению мотивационного потенциала исследовательски-ориентированного обучения (учёт особенностей и уровней развития соответствующих видов мотивации у обучающихся; создание реальных возможностей для свободного выбора магистрантами темы исследования; использование работы в парах как формы организации учебно-исследовательской деятельности; применение комплекса стимулирующих приёмов для оценки результатов исследования. Обозначены перспективные направления исследований учебной мотивации студентов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)