На пути к межвузовским кампусам: зелёное декларирование и реальные экологические практики студенческой молодёжи
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-77-94
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы создания межвузовских кампусов и разрыв, имеющийся между заявлениями об экологической устойчивости проектов и экологическим сознанием и поведением их будущих пользователей. В фокусе внимания авторов находятся экологические практики студенческой молодёжи и оценка уровня информированности об экологических проблемах. Сбор и анализ данных выполнен на основе качественных методов: полуструктурированные интервью со студентами Тюменского государственного университета, 58 информантов, данные проанализированы методом тематического и осевого кодирования. По результатам исследования выявлено, что при высоком уровне информированности студентов об экологических аспектах в их повседневном опыте экологические практики представлены слабо и не стали устойчивыми экопривычками. В качестве основного барьера для экологического поведения информанты отметили отсутствие необходимой инфраструктуры в университете. При наличии учебных курсов экологической направленности основным каналом информирования об экологических инициативах университета остаются социальные сети. Авторами предложены рекомендации по экологизации вуза.
Об авторах
М. Н. КичероваРоссия
Кичерова Марина Николаевна – канд. соц. наук, доцент кафедры общей и экономической социологии
Researcher ID: Q-3629-2019
625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Д. Н. Кыров
Россия
Кыров Дмитрий Николаевич – канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Author ID: 615286
625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
К. С. Шелемеха
Россия
Шелемеха Кристина Сергеевна – младший научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория исторической географии и регионалистики
625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Список литературы
1. Brundtland G.H. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. 1987. 300 p. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/5987our-common-future.pdf (дата обращения: 17.08.2023).
2. Фюкс Р. Зелёная революция. Экономический рост без ущерба для экологии. М.: Альпина Нон-фикшен, 2016. 330 c. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=286905 (дата обращения: 17.08.2023).
3. Титаренко Л.Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 107–113. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-2 2015
4. Chakraborty A., Singh M.P., Roy M. A Study of Goal Frames Shaping Pro-Environmental Behaviour in University Students // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2017. Vol. 18. No. 7. P. 1291–1310. DOI: 10.1108/IJSHE-10-2016-0185
5. Pereira Ribeiro J.M., Hoeckesfeld L., Baú Dal Magro C.B., Favretto J., Barichello R. et al. Green Campus Initiatives as Sustainable Development Dissemination at Higher Education Institutions: Students’ Perceptions // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 312. Article no. 127671. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.127671
6. Msengi I., Doe R., Wilson T., Fowler D., Wigginton Ch. et al. Assessment of Knowledge and Awareness of “Sustainability” Initiatives among College Students // Renewable Energy and Environmental Sustainability. 2019. Vol. 4. No. 6. DOI: 10.1051/rees/2019003
7. Yaser A.Z., Lamaming J., Suali E., Rajin M., Saalah S. et al. Composting and Anaerobic Digestion of Food Waste and Sewage Sludge for Campus Sustainability: A Review // International Journal of Chemical Engineering. 2022. Vol. 2022. DOI: 10.1155/2022/6455889
8. Ribeiro P.J.G., Fonseca F. Students’ HomeUniversity Commuting Patterns: A Shift Towards More Sustainable Modes of Transport // Case Studies on Transport Policy. 2022. Vol. 10. No. 2. P. 954–964. DOI: 10.1016/j.cstp.2022.03.009
9. Mohd Isa H., Sedhu D.S., Lop N.S., Rashid K., Nor O.M., Iffahd M. Strategies, Challenges and Solutions towards the Implementation of Green Campus in UiTM Perak // Planning Malaysia. 2021. Vol. 19. No. 2. DOI: 10.21837/pm.v19i16.952
10. Ragazzi M., Ghidini F. Environmental Sustainability of Universities: Critical Analysis of a Green Ranking // Energy Procedia. 2017. Vol. 119. P. 111–120. DOI: 10.1016/j.egypro.2017.07.054
11. Liam M., Scerri A., James P. Measuring Social Sustainability: A Community-Centred Approach // Applied Research in Quality of Life. 2012. Vol. 7. P. 239–261. DOI: 10.1007/s11482-012-9166-x
12. Tiyarattanachai R., Hollmann N.M. Green Campus Initiative and Its Impacts on Quality of Life of Stakeholders in Green and Non-Green Campus Universities // Springer Plus. 2016. Vol. 5. No. 1. Article no. 84. DOI: 10.1186/s40064016-1697-4
13. Ali E.B., Anufriev V.P. Towards Environmental Sustainability in Russia: Evidence from Green Universities // Heliyon. 2020. Vol. 6. No. 8. 10 p. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e04719
14. Matthew B., Choate B., Bramwell S. Stop Piling on: Assessing Efforts to Reduce Single-Use Water Bottles at Allegheny College // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 16. Article no. 8864. DOI: 10.3390/su13168864
15. Дерюгина Л.Ф., Дружинина И.Е. Межвузовский кампус в Свердловском округе Иркутска // Проект Байкал. 2021. Т. 18. № 67. С. 166–167. EDN: RANWQL.
16. Сулейманова Р.Р. Сатлыкова Э.Р. Роль межвузовского кампуса в формировании городской среды // Евразийский юридический журнал. 2022. № 4. С. 424–427. DOI: 10.46320/2073-4506-2022-4-167-424-427
17. Геревенко О.Ю., Ковалева Т.В. Исследование и обоснование типа бизнес-модели для проекта межвузовского кампуса // Управленческий учёт. 2022. № 12-2. С. 462–468. DOI: 10.25806/uu12-22022462-468
18. Попов А.В., Потапова П.А. Проектирование кампусов вузов в аспекте устойчивого развития // Экология урбанизированных территорий. 2020. № 4. С. 146–156. DOI: 10.24412/1816-1863-2020-4-146-156
19. Саввинов В.М. Концепция устойчивого развития как основа современных практик управления образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. T. 41. № 1. C. 136–146. EDN: HQOVBU.
20. Lederer J. University, Downtown, and the Midsize City: An Examination of the Roles of University in Downtown Revitalization within the Context of Community-University Partnership: Doctoral Thesis, doctor of Philosophy. Waterloo. 2007. 317 p. URL: http://hdl.handle.net/10012/3039 (дата обращения: 17.08.2023).
21. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press. 1977. 248 p. DOI: 10.1017/CBO9780511812507
22. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2008. 298 с. ISBN: 978-5-94380-078-8. URL: https://eupress.ru/uploads/ebooks/praktiki_e.pdf (дата обращения: 17.08.2023).
23. Тарасова О.Н. Экологический образ жизни: базовые принципы операционального определения понятия // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 10. С. 9–25. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-2
24. Li. D., Zhao L., Ma Sh., Shao Sh., Zhang L. What Influences an Individual’s Pro-Environmental Behavior? A Literature Review // Resources, Conservation and Recycling. 2019. Vol. 146. P. 28–34. DOI: 10.1016/j.resconrec.2019.03.024
25. Сауткина Е.В., Агисова Ф.Б., Иванова А.А., Иванде К.С., Кабанова В.С. Проэкологическое поведение в России. Систематический обзор исследований // Экспериментальная психология. Т. 15. № 2. C. 172–193. DOI: 10.17759/exppsy.2022150213 2022
26. Schrock L., Giannini L., Choate B., Bethurem М. Student Knowledge and Perceptions of a Green Campus // Educating the Sustainability Leaders of the Future. World Sustainability Series: ed. by W.L. Filho, A.L. Salvia, E. Pallant, B. Choate, K. Pearce. Springer, Cham, 2023. P. 254–255. DOI: 10.1007/978-3-031-22856-8_14
27. Сarmi N., Arnon S., Orion N. Transforming Environmental Knowledge into Behavior: The Mediating Role of Environmental Emotions // The Journal of Environmental Education. 2015. Vol. 46. No. 3. P. 183–201. DOI: 10.1080/00958964.2015.1028517
28. Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 80–88. EDN: PHCZTL.
29. Захарова В.А. Экологическое поведение в современной России: мнения молодёжи Южного федерального округа (по материалам фокус-группового исследования) // Caucasian Science Bridge. 2022. Т. 5. № 1 (15). С. 42–52. DOI: 10.18522/26585820.2022.1.4
30. 3ахарова О.В., Паюсова Т.И. Ахмедова И.Д., Суворова Л.Г. Зелёные практики: подходы к изучению // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 25–36. DOI: 10.31857/S013216250012084-5
31. Tulaeva S.A., Tysiachniouk М.S., Henry L.A. Strategies of Environmental NGOs in the Context of the Law on Foreign Agents: Games With Formality // Laboratorium: Russian Review of Social Research. Vol. 9. No. 3. P. 18–43. DOI: 10.25285/2078-1938-2017-9-3-18-43