Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Психологические службы в российских вузах: что имеем и куда идём?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-95-115

Аннотация

Психологическое благополучие студентов становится сегодня одним из приоритетов высшего образования. Данная работа посвящена изучению опыта работы психологических служб российских вузов. Результаты основаны на данных полуструктурированных интервью с 15 руководителями психологических служб российских вузов. Данные интервью показывают, что основными направлениями работы служб являются: консультативное, профилактическо-просветительское, диагностическое, адаптационное, воспитательное. В свою очередь, во время пандемии службы адаптировали свою деятельность с помощью перехода в онлайн-формат и создания горячих линий для экстренной психологической помощи. При этом в своей деятельности психологические службы сталкиваются с такими проблемами, как недостаток финансирования, сложности в выстраивании взаимодействия с психиатрическими организациями, конфликт интересов руководства университета и службы. Тем не менее основная тенденция в развитии психологических служб – выстраивание системы психологической поддержки с задействованием разных уровней университетской иерархии. Результаты исследования могут быть использованы для разработки модели психологической службы университета, а также для принятия практических решений по развитию сети психологических служб российских вузов.

Об авторах

Е. В. Горбунова
Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
Россия

Горбунова Елена Васильевна – магистр социологии, аналитик Центра социологии высшего образования Института образования

Researcher ID: R-3528-2017

101000, г. Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10



И. Е. Крылова
Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
Россия

Крылова Ирина Евгеньевна – стажёр-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования

Researcher ID: JAC-0019-2023

101000, г. Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10



Список литературы

1. Басюк В.С., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 4–18. DOI: 10.17759/pse.2022270601

2. Филькина А.В., Абрамова М.О., Терентьев Е.А., Ларионова А.В. Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 59–83. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2288

3. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 2. С. 208–217. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2208-217

4. Тетенькин Б.С. Консультирование как важнейшая функция психологической службы вуза // Вятский медицинский вестник. 2012. № 2. С. 66–69. EDN: MAOEJF.

5. Юрченко И.В., Ерёмина А.Н., Шеховцова О.О. Применение квест-технологий в работе психологической службы вуза // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2(42). С. 238–243. EDN: ZCPCHX.

6. Олифирович Н.И. Психологическая помощь студенческой молодёжи: системно-аналитический подход. Минск: БГПУ, 2012. 224 с. ISBN: 978-985-541-101-8.

7. Попова А.А. Проблемы становления психологической службы в педагогическом вузе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-1. С. 135–137. EDN: SGNSXB.

8. Кузнецова Л.Э., Юшина И.С. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза // Молодой учёный. 2017. Т. 142. № 8. С. 289–291. EDN: VNGMHR.

9. Полухина О.П., Полянская Н.В. Роль психологической культуры преподавателя в образовательной деятельности высшей школы // Территория науки. 2015. № 3. С. 33–36. EDN: UDVIYX.

10. Никифорова О.А. Роль психологической службы в техническом вузе // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 27–28 октября 2017 г. С. 88–94. EDN: ODLULJ.

11. Watkins D.C., Hunt J.B., Eisenberg D. Increased demand for mental health services on college campuses: Perspectives from administrators // Qualitative Social Work. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 319–337. DOI: 10.1177/1473325011401468

12. Vallianatos H., Friese K., Perez J.M., Slessor J., Thind R., et al. ACCESS Open Minds at the University of Alberta: Transforming student mental health services in a large Canadian post-secondary educational institution // Early Intervention in Psychiatry. 2019. No. 13. P. 56–64. DOI: 10.1111/eip.12819

13. Randall E., Bewick B. Exploration of counsellors’ perceptions of the redesigned service pathways: a qualitative study of a UK university student counselling service // British Journal of Guidance & Counselling. 2015. No. 44. P. 1–13. DOI: 10.1080/03069885.2015.1017801

14. Locke B., Wallace D., Brunner J. Emerging Issues and Models in College Mental Health Services // New Directions for Student Services. 2016. No. 156. P. 19–30. DOI: 10.1002/ss.20188

15. Mastroleo N.R., Mallett K.A., Ray A.E., Turrisi R. The Process of Delivering Peer-Based Alcohol Intervention Programs in College Settings // Journal of College Student Development. 2008. Vol. 49. No. 3. P. 255–259. DOI: 10.1353/csd.0.0010

16. Kukoyi O., Orok E., Oluwafemi F., Oluwadare T., Oni O., Bamitale T., et al. Factors affecting the utilization of mental health services among undergraduate students in a Nigerian University // Heliyon. 2022. Vol. 8. No. 11. DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e11476

17. Saldana J. The Coding Manual for Qualitative Researchers. Los Angeles, CA: Sage Publications Ltd., 2009. 224 p. ISBN: 978-1-84787-548-8.


Рецензия

Просмотров: 588


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)