Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Профессиональные барьеры в готовности будущих педагогов к инклюзии

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-136-152

Аннотация

На острие научных исследований остаётся проблема отсутствия эмпирических данных, демонстрирующих степень проявления профессиональных барьеров в готовности будущих педагогов к инклюзии, возникающих на этапе подготовки в вузе. Цель статьи – представить результаты исследования качественных и количественных характеристик профессиональных барьеров, возникающих у будущих педагогов в процессе подготовки к инклюзии, результаты апробации педагогической технологии преодоления профессиональных барьеров в готовности к инклюзии у будущих педагогов. В исследовании приняли участие 393 студента – будущих педагога, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Исследование проводилось в логике классического педагогического эксперимента с применением авторского опросника «Профессиональные барьеры в готовности будущего педагога к инклюзии». Материалы исследования позволили констатировать несовершенство процесса профессиональной подготовки будущего педагога к реализации инклюзивного образования школьников, выражающееся в академических, деятельностных, социально-личностных, ресурсных профессиональных барьерах, возникающих у будущих педагогов в процессе подготовки к инклюзии. Профессиональные барьеры в готовности будущих педагогов к инклюзии обусловлены различного рода дефицитами и не позволяют будущему педагогу выполнять профессионально-педагогическую деятельность на приемлемом уровне качества. На основе анализа эмпирических данных предложена классификация профессиональных барьеров, описаны содержание и признаки их проявления. Систематизация эмпирических данных позволила разработать педагогическую технологию преодоления профессиональных барьеров в готовности к инклюзии у будущих педагогов в вузе. Апробация авторской педагогической технологии способствовала уточнению научных представлений о процессе профессионально-личностного становления будущих педагогов в части выявления и преодоления профессиональных барьеров в готовности будущих педагогов к инклюзии на этапе подготовки в вузе. Результаты исследования могут быть востребованы при моделировании процесса методической подготовки к инклюзии студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», как значимого аспекта профессиональной подготовки современного педагога.

Об авторах

И. А. Руднева
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Руднева Инна Александровна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики

Researcher ID: ИСВ-2191-2023

400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 27



О. А. Козырева
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия

Козырева Ольга Анатольевна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Researcher ID: ADI-8469-2022

400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 27



Список литературы

1. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 64–81. DOI: 10.17759/pse.2018230106

2. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8–15. EDN: VPHSCG.

3. Ветров Ю.П., Галустов Р.А., Чернова Л.В., Дорофеева О.А., Егизарьянц М.Н., Герлах И.В. Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы Науки и Образования. 2022. № 2 (56). С. 235–255. DOI: 10.32744/pse.2022.2.14

4. Алёхина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 1. С. 83–92. EDN: NIYXQF.

5. Гаврилова Е.А. Подготовка будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С. 235–239. DOI: 10.24158/spp.2022.8.36

6. Holzinger A., Feyerer E., Grabner R., Hecht P., Peterlini H.K. Kompetenzen für inklusive Bildung – Konsequenzen für die Lehrerbildung // Nationaler Bildungsbericht Österreich. 2018. Vol. 2. P. 63–98. DOI: 10.17888/nbb2018-2-2

7. Kurth J., Foley J.A. Reframing Teacher Education: Preparing Teachers for Inclusive Education // Inclusion. 2014. Vol. 2. No. 4. P. 286–300. DOI: 10.1352/2326-6988-2.4.286

8. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Кондракова И.Э., Литовченко О.В., Залаутдинова С.Е. Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: реалии компетентностного обеспечения // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 1 (110). С. 82–99. DOI: 10.15507/19919468.110.027.202301.082-099

9. Руднева И.А., Козырева О.А., Сафронова Е.М., Шипилова Е.В. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография. Саратов: Вузовское образование. 2022. 140 c. ISBN: 978-54487-0801-5. EDN: OCRSDX.

10. Козырева О.А., Руднева И.А. Экспериментальная работа по методической подготовке будущих педагогов к инклюзии школьников в условиях университетского технопарка // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 145–154. DOI: 10.17223/15617793/485/16

11. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189–194.

12. Мазниченко М.А., Платонова А.Н. Профессиональные затруднения учителя и возможности их преодоления средствами интеграции научных и вненаучных форм предъявления педагогической информации // Наука и школа. 2021. № 1. С. 157–168. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-1-157-168

13. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145. DOI: 10.17759/pse.2016210112

14. Лукьянова Н.А., Щукина Н.И., Фелл Е.В. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири. 2016. № 1 (20). С. 101–110. EDN: VVQHBX.

15. Agran M., Jackson L., Kurth J.A., Ryndak D., Burnette K., Jameson M. et al. Why Aren’t Students with Severe Disabilities Being Placed in General Education Classrooms: Examining the Relations Among Classroom Placement, Learner Outcomes, and Other Factors // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 4–13. DOI: 10.1177/1540796919878134

16. Kahn S., Lewis A.R. Survey on Teaching Science to K-12 Students with Disabilities: Teacher Preparedness and Attitudes // Journal of Science Teacher Education. 2014. Vol. 25. No. 7. P. 885– 910. DOI: 10.1007/s10972-014-9406-z

17. Koliqi D., Zabeli N. Variables Affecting the Attitudes of Teachers’ Towards Inclusive Education in Kosovo // Cogent Education. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 1–18. DOI: 10.1080/2331186X.2022.2143629

18. Zabeli N., Gjelaj M. Preschool Teacher’s Awareness, Attitudes and Challenges Towards Inclusive Early Childhood Education: a Qualitative Study // Cogent Education. 2020. Vol. 9. No. 7 (1). P. 1–17. DOI: 10.1080/2331186X.2020.1791560

19. Boyle C., Topping K., Jindal-Snape D. Teachers’ Attitudes Towards Inclusion in High Schools // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2014. Vol. 19. No. 5. Р. 527–542. DOI: 10.1080/13540602.2013.827361

20. Ahsan M.T., Sharma U., Deppeler J.M. Exploring Pre-service Teachers’ Perceived Teachingefficacy, Attitudes and Concerns About Inclusive Education in Bangladesh // International Journal of Whole Schooling. 2012. Vol. 8. No. 2. P. 1–20. URL: https://www.researchgate.net/publication/267227489 (дата обращения: 18.08.2023).

21. Shareefa M., Zin R.A.M., Abdullah N.Z.M., Jawawi R. Mainstream and Special Education Teachers’ Implementation of Differentiated Instruction // International Journal of Education, Psychology and Counseling. 2019. Vol. 4. No. 31. P. 260–268. DOI: 10.35631/IJEPC.4310022

22. Рощина Н.В. Психологические барьеры и ресурсы профессионального становления будущих учителей физической культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 161–165. DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-4-161-165

23. Kuntz E.M., Carter E.W. Effects of a Collaborative Planning and Consultation Framework to Increase Participation of Students with Severe Disabilities in General Education Classes // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2021. Vol. 46. No. 1. P. 35–52. DOI: 10.1177/1540796921992518

24. Pozas M., Letzel V., Lindner K.-T., Schwab S. DI (Differentiated Instruction) Does Matter! The Effects of DI on Secondary School Students’ Well-Being, Social Inclusion and Academic SelfConcept // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P. 1-11. DOI: 10.3389/feduc.2021.729027

25. Saloviita T. Attitudes of Teachers towards Inclusive Education in Finland // Scandinavian journal of educational research. 2020. Vol. 64. No. 2. Р. 270–282. DOI: 10.1080/00313831.2018.1541819


Рецензия

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)