Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Учебная мотивация магистрантов педагогических направлений подготовки: кейс КФУ

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-11-153-168

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена противоречием между объективной необходимостью развития учебной мотивации магистрантов средствами исследовательски-ориентированного обучения и недостаточной разработанностью соответствующих дидактических условий. Цель исследования заключалась в выявлении потенциала исследовательски-ориентированного обучения в развитии учебной мотивации магистрантов и обосновании дидактических условий, способствующих его эффективной реализации. Для её достижения решались следующие задачи: раскрыть сущность учебной мотивации и её особенности у магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»; теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия эффективной реализации мотивационного потенциала исследовательски-ориентированного обучения. Для выявления особенностей учебной мотивации применялась методика «Шкала академической мотивации».

Результаты исследования: для задач исследования уточнена сущность учебной мотивации магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» в российском университете, как совокупности побуждений, являющихся причиной осознанного включения обучающегося в учебную деятельность; выявлены особенности учебной мотивации магистрантов педагогического направления обучения (осознанный выбор направления подготовки подавляющим большинством студентов; неоднородность состава студентов по профилю базового образования, наличию опыта работы, возрасту, обусловливающая полимотивированность учебной деятельности при доминировании внутренней мотивации). Показано, что мотивационный потенциал исследовательски-ориентированного обучения студентов связан с его основными характеристиками: целью, содержанием, характером учебно-исследовательской деятельности, особенностями оценки результатов. Экспериментально обоснованы дидактические условия, способствующие усилению мотивационного потенциала исследовательски-ориентированного обучения (учёт особенностей и уровней развития соответствующих видов мотивации у обучающихся; создание реальных возможностей для свободного выбора магистрантами темы исследования; использование работы в парах как формы организации учебно-исследовательской деятельности; применение комплекса стимулирующих приёмов для оценки результатов исследования. Обозначены перспективные направления исследований учебной мотивации студентов.

Об авторах

Г. И. Ибрагимов
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
Россия

Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович – д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики высшей школы, член-корр. Российской академии образования

Autor ID: 220429-022143

420008, г. Казань. ул. Кремлёвская, д. 18



А. А. Калимуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
Россия

Калимуллина Алия Айдаровна – аспирант кафедры педагогики высшей школы

420008, г. Казань. ул. Кремлёвская, д. 18



М. Г. Ибрагимов
Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)
Россия

Ибрагимов Марат Гасангусейнович – канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

420008, г. Казань. ул. Кремлёвская, д. 18



Список литературы

1. Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25–37. EDN: WFGCCR.

2. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2013. 32 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005533356?page=5&rotate=0&theme=white (дата обращения 23.05.2023).

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учёб. пособие. Калининград: Калинингр. ун-т, 2000. 572 с. EDN: KKLKKT.

4. Reeve J., Kim E. J., Jang H. Longitudinal Test of Self-Determination Theory’s Motivation Mediation Model in a Naturally Occurring Classroom Context // Journal of Educational Psychology. 2012. Vol. 104. No. 4. P. 1175–1188. DOI: 10.1037/a0028089

5. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological Correlates of University Students’ Academic Performance: A Systematic Review and Meta-Analysis // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138. No. 2. P. 353–387. DOI: 10.1037/a0026838

6. Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Морева С.А. Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению студентовмедиков // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 88–99. EDN: SMHAST.

7. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Педагогика. 2018. № 3. С. 47–52. EDN: TGNYVB.

8. Буркова И.Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 102–117. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117

9. Гармонова А.В., Щеглова Д.В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. Серия: Факты образования. 2020. Т. 28. № 3. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 36 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/468959192.pdf?ysclid=lmy37dfpnz892775805 (дата обращения 24.05.2023).

10. Макарова С.Н., Вдовина О.А. Мотивы поступления в магистратуру как фактор, формирующий социальное поведение магистрантов // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 93–100. EDN: YAPPGI.

11. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 144–152. EDN: YTMQSJ.

12. Захарова Л.М., Абдрахимова Л.А. Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка // Казанский педагогический журнал. 2018. Т. 131. № 6. С. 147–150. EDN: PKYKEL.

13. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с. EDN: SUSJMR.

14. Kwan Y.W., Wong A.F. Effects of the Constructivist Learning Environment on Students’ Critical Thinking Ability: Cognitive and Motivational Variables as Mediators // International Journal of Educational Research. 2015. Vol. 70. February. P. 68–79. DOI: 10.1016/j.ijer.2015.02.006

15. Ибрагимов Г.И. Методология исследовательски-ориентированного обучения в системе педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2019. T. 14. № 3. С. 117–127. DOI: 10.26907/esd14.3.11

16. Карпов А.О. Теоретические основы исследовательского обучения в обществе знаний // Педагогика. 2019. № 3. С. 2–12. EDN: JVYLMZ.

17. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107. EDN: SJVWLN.

18. Рочев К.В. Типологический анализ мотивации студентов // Высшее образование в России. 2014. № 2. C. 113–118. EDN: RVKMXB.

19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 584 с. URL: http://psychmsu.ru/library_files/Problemy_razvit_psychiki_Leontev.pdf (дата обращения 24.05.2023).

20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с. EDN: SJPJOJ.

21. Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 395 с. ISBN: 5-93962-021-3. EDN: QXHXKF.

22. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ. Ч. 1. Мотивирующее управление. Казань: ИССО РАО, 1996. 56 с.

23. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2010. 290 с. ISBN: 978-5-91180-439-8. EDN: SDPXLJ.

24. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: пер. с англ., под ред. Д.А. Леонтьева, Б.М. Величковского. М.: Питер, 2003. 859 с. ISBN: 5-94723-389-4. EDN: QXGMQV.

25. Zimmerman B.J., Bandura A., Martinez-Pons M. Self-Motivation for Academic Attainment: The Role of Self-Efficacy Beliefs and Personal Goal Setting // American Educational Research Journal. 1992. Vol. 29. No. 3. P. 663–676. DOI: 10.3102/00028312029003663

26. Fortier M.S., Vallerand R.J., Guay F. Academic Motivation and School Performance: Toward a Structural Model // Contemporary Educational Psychology. 1995. Vol. 20. No. 3. P. 257–274. DOI: 10.1006/CEPS.1995.1017

27. Busato V.V., Prins F.J., Elshout J.J., Hamaker C. Intellectual Ability, Learning Style, Personality, Achievement Motivation and Academic Success of Psychology Students in Higher Education // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 29. No. 6. P. 1057–1068. DOI: 10.1016/S0191-8869(99)00253-6

28. Арендачук И.В. Изменение учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 60–72. DOI: 10.51314/20732635-2016-4-60-72

29. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с. ISBN: 5-89404001-9. EDN: YQOMCU.

30. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с. URL: https://7library.ru/books/nauka-i-ucheba/metody-issledovaniia-vprofessionalnoi-pedagogike-download819761 (дата обращения 24.05.2023).

31. Ибрагимов Г.И. Методология и методы педагогического исследования. Учебник. М.: Кнорус, 2022. 288 с. EDN: SYLFEW.


Рецензия

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)