Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Обучение служением в России: становление предметного поля

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28

Аннотация

Последние несколько лет подход «Обучение служением» (Service Learning) всё активнее внедряется в практику российских высших учебных заведений. Вслед за этим растёт интерес исследователей к этой теме и число публикаций, посвящённых обучению служением  в  российских  условиях.  На  наших  глазах  происходит  становление  нового  направления  образовательных  исследований  в  нашей  стране.  В  сложившихся  условиях  необходимо  оценить  успехи  в  научном  познании,  определить  имеющиеся  пробелы  и  разработать  программу  дальнейших  исследований  обучения  служением  в  нашей  стране.  Это обстоятельство  обусловило  наш  интерес  к  данной  теме  и  выбор  методологии  в  пользу систематического  обзора  предметного  поля.  В  результате  нам  удалось  выявить  массив релевантных  публикаций,  провести  реконструкцию  предметного  поля  и  выявить  семь основных тем, имеющих ключевое значение для понимания обучения служением: 1) специфика подхода, 2) развитие гражданственности, 3) применение рефлексивных практик, 4) использование доказательного подхода, 5) концептуализация, 6) внешние партнёры, 7) роль преподавателя. Содержательный анализ материалов позволил определить основные характеристики публикационного массива, выявить лакуны и предложить направления дальнейших исследований.

Об авторе

В. С. Никольский
Московский политехнический университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Никольский  Владимир  Святославович  –  д-р  филос. наук,  проф.,  гл.  редактор  журнала  «Высшее образование в России»

107023,   г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38

109028,  г. Москва, Покровский б-р., 11



Список литературы

1. Бодренкова Г.П., Захаров И.Г., Захарова Е.А., Попова А.А. Service Learning – Обучение действием. М.: Фонд «Созидание», ЗАО «Компания «Ассистент», 2006. 166 с. ISBN: 5-9900813-1-6 (978-5-9900813-1-4).

2. Butin D.W. Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan, New York. 2010. DOI: 10.1057/9780230106154

3. Salam M., Awang Iskandar, D.N., Ibrahim, D.H.A. et al. Service learning in higher education: a systematic literature review // Asia Pacific Education Review. 2019. Vol. 20. No. 4. P. 573–593. DOI: 10.1007/s12564-019-09580-6

4. Resch K., Schrittesser I. Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education // International Journal of Inclusive Education. 2023. Vol. 27. No. 10. P. 1118–1132. DOI: 10.1080/13603116.2021.1882053

5. Ferrari J.R., Chapman J.G. Educating students to make a difference: Community-based service learning. New York: Routledge. 2014. 172 p. DOI: 10.4324/9781315827674

6. Hollander E.L. Foreword // D.W. Butin Service-Learning in Theory and Practice. The Future of Community Engagement in Higher Education. Palgrave Macmillan New York. 2010. XI. DOI: 10.1057/9780230106154

7. Butin D.W.W. The Limits of Service-Learning in Higher Education // The Review of Higher Education. 2006. Vol. 29. No. 4. P. 473–498. DOI: 10.1353/rhe.2006.0025

8. Земцов Д.И., Метелев А.П., Яшина А.В. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: Доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 24 с. ISBN: 978-5-7598-2788-7. EDN: QIPQVB.

9. Giles Jr.D.E., Eyler J. The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Toward a Theory of Service-Learning // Michigan Journal of Community Service Learning, 1994. Vol. 1. No. 1. P. 77–85. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/slceslgen/150 (дата обращения 26.11.2023).

10. Whitley M.A. A Draft conceptual framework of relevant theories to inform future rigorous research on student service-learning outcomes // Michigan Journal of Community Service Learning. 2014. Vol. 20. No. 2. P. 19–40. URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.0020.202 (дата обращения 26.11.2023).

11. Arksey H., O’Malley L. Scoping studies: towards a methodological framework // International Journal of Social Research Methodology. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 19–32. DOI: 10.1080/1364557032000119616

12. Peters M.D.J., Marnie C., Tricco A.C., Pollock D. at al. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews // JBI Evdence Synthesis. 2020, October. Vol. 18. No. 10. P. 2119–2126. DOI: 10.11124/JBIES-20-00167

13. Девятко И.Ф. Новые данные, новая статистика: от кризиса воспроизводимости к новым требованиям к анализу и представлению данных в социальных науках // Социологические исследования. 2018. № 12. C. 30–38. DOI: 10.31857/S013216250003163-2

14. Colquhoun H.L, Levac D., O’Brien K.K. et al. Scoping reviews: time for clarity in definition, methods, and reporting // Journal of Clinical Epidemiology. 2014. Vol. 67. No. 12. P. 1291 –1294. DOI: 10.1016/j.jclinepi.2014.03.013

15. Tricco A.C., Lillie E., Zarin W., O’Brien K.K. at al. PRISMA Extension for Scoping Reviews (PRISMA-ScR): Checklist and Explanation. Ann Intern Med. 2018, October. Vol. 169. No, 7. P. 467–473. DOI: 10.7326/M18-0850

16. Кулакова Е.Н., Настаушева Т.Л., Кондратьева И.В. Систематическое обзорное исследование литературы по методологии scoping review: история, теория и практика // Вопросы современной педиатрии. 2021. № 20(3): C. 210–222. DOI: 10.15690/vsp.v20i3/2271

17. Тарловская Е.А. Обучение через служение обществу как средство формирования активной гражданской позиции современных подростков // Педагогический поиск. 2011. № 11–12. С. 20–22. EDN ZIBWZN.

18. Методические материалы курса «Обучение заботой»: программа совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности / Сборник материалов. М., 2013. 138 с. URL: http://oash.info/download/documents/documents-1669.pdf (дата обращения 26.11.2023).

19. Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодёжи в местном сообществе / Сборник материалов. М., 2015. 208 с. URL: https://www.codolc.com/books/Obuchenie_deystviyam.pdf?ysclid=lq97wds62d385167471 (дата обращения 26.11.2023).

20. Обучение служением: Методическое пособие / Под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 с. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/files/Metodicheskoe_posobie_Obuchenie_sluzheniem.pdf (дата обращения 26.11.2023).

21. Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. Методические рекомендации для университетов. М.: Грифон, 2022. 90 с. ISBN: 978-5-98862-745-6.

22. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Шмелева Е.А. Обучение служением – Service Learning в подготовке специального психолога: Учебно-методическое пособие. ООО «ПресСто», Российский государственный социальный университет. Иваново: ПресСто, 2023. 160 с. ISBN 978-5-6049032-5-4. EDN ORECER.

23. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Суржиков М.А. Обучение служением. ООО «Издательство “КноРус”». 2023. 444 с. ISBN 978-5-406-12152-8. EDN RCMRHI.

24. Bringle R.G., Hatcher J.A. Implementing Service Learning in Higher Education // The Journal of Higher Education. 1996. Vol. 67. No. 2. P. 221– 239, DOI: 10.1080/00221546.1996.11780257

25. Земцов Д.И. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИТы, кружки // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 36–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-36-55

26. Земцов Д.И., Хукаленко Ю.С. Выпускнический капитал: стратегии взаимодействия с выпускниками университета // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 35–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-35-50

27. Тань И. Взаимодействие музейного пространства и художественного образования: современные тенденции и перспективы развития // Научное мнение. 2020. № 12. С. 136–146. EDN VSNGVQ. DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.12.136.146

28. Михайлова А.Г. Модель обучения служением (на примере патриотической конференции) // Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 3(44). С. 58–65. EDN POEROM. DOI: 10.21777/2500-2112-2023-3-58-65

29. Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А. «Service-learning» как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.4.26

30. Кулькова В.Ю., Кулькова П.С., Хаертдинова Л.А. Реализация технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в достижении целей устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2023. №4. С. 38. EDN RIOGLG. DOI: 10.17513/spno.32796

31. Демченко Н.А. Программа подготовки студентов к обеспечению психологической безопасности школьников с ограниченными возможностями здоровья // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1 (47). С. 20–27. EDN AXBKGH. DOI: 10.54348/SciS.2023.1.3

32. Kahne J., Westheimer J., Rogers B. Service learning and citizenship in higher education // Michigan Journal of Community Service Learning. 2000. Vol. 7. No. 1. P. 42–51. URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.spec.106 (дата обращения 26.11.2023).

33. Huda M., Mat Teh K.S., Nor Muhamad N.H., Mohd Nasir B. Transmitting leadership based civic responsibility: insights from service learn -ing // International Journal of Ethics and Sys-tems. 2018. Vol. 34 No. 1. P. 20–31. DOI: 10.1108/IJOES-05-2017-0079

34. Jerome L. Service learning and active citizenship education in England // Education, Citizenship and Social Justice, 2012. Vol. 7. No. 1. P. 59–70. DOI:10.1177/1746197911432594

35. Birdwell J., Scott R., Horley E. Active citizen-ship, education and service learning // Education, Citizenship and Social Justice. 2013. Vol. 8. No. 2. P. 185–199. DOI: 10.1177/1746197913483683

36. Демченко Н.А. Формирование готовности студентов к обеспечению психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (57). С. 127–133. EDN OYEIZI. DOI: 10.52772/25420291_2023_1_127

37. Демченко Н.А., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Service Learning в подготовке студентов к обеспечению психологической безопасности школьников // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 1. С. 145–172. EDN GMTIMW. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-1-145-172

38. Bringle R.G., Hatcher J.A. Reflection in Service Learning: Making Meaning or Experience // Ed-ucational HORIZONS. 1999. No. 23. P. 179–185. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/slceeval/23 (дата обращения 26.11.2023).

39. Sanders M.J., Van Oss T., McGeary S. Analyzing Reflections in Service Learning to Promote Personal Growth and Community Self-Efficacy // Journal of Experiential Education. 2016. Vol. 39. No. 1. P. 73–88. DOI: 10.1177/1053825915608872

40. Hatcher J.A., Bringle, R.G., Muthiah, R. Designing Effective Reflection: What Matters to Service-Learning? // Michigan Journal of Community Service Learning. 2004. Vol. 11. No. 1. P. 38–46. http://hdl.handle.net/2027/spo.3239521.0011.104 (дата обращения 26.11.2023).

41. Горлова Н.И., Троска З.А. «Service-learning» как эффективная технология организации учебного процесса через волонтёрскую практику и социальную активность в современном образовательном учреждении: история и современность // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1 (134). С. 128–135. EDN VZGRXR. DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-1-128-135

42. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). С. 226–235. EDN BGRKII. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.19

43. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтёрство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9. С. 69–79. EDN GBQZDB. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79

44. Суржиков М.А., Усенко А.М., Самыгин С.И. Курс «обучение служением» как инновационная Российская образовательная методика // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 275–283. EDN BYRRDQ. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-275-283

45. Купцова В.В. Сервисное обучение (service-learning) как образовательный формат обучения через социально-активное взаимодействие // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 8. С. 29–33. EDN WNKOQA. DOI: 10.5281/zenodo.4020854

46. Денисова А.В. Кросс-культурный подход в социальных проектах: анализ опыта межкультурной коммуникации студентов ЮФУ // Научная мысль Кавказа. 2015. № 3 (83). С. 165–170. EDN UXUFTR. DOI: 10.18522/2072-0181-2015-165-170

47. Clegg S. Evidence-based practice in educational research: a critical realist critique of systematic review // British Journal of Sociology of Education. 2005. Vol. 26. No. 3. P. 415–428. DOI: 10.1080/01425690500128932

48. Balakas K, Sparks L. Teaching research and evidence-based practice using a service-learning approach // The Journal of Nursing Education. 2010 December. Vol. 49. No, 12. P. 691–695. DOI: 10.3928/01484834-20100831-07

49. Купцова В.В. Привлечение студентов к проведению развивающих и творческих мероприятий со школьниками // Гуманитарный научный вестник. 2023. № 1. С. 1–5. EDN WOFPFJ. DOI: 10.5281/zenodo.7546719

50. Butin D.W. Conceptualizing Service-Learning // Service-Learning in Theory and Practice. Palgrave Macmillan. New York. 2010. P. 3–22. DOI:10.1057/9780230106154_1

51. Lypka A.E. Reconceptualizing Service-Learning in Higher Education // The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching (eds J.I. Liontas, T. International Association and M. DelliCarpini). 2023. DOI: 10.1002/9781118784235.eelt0963

52. Шарахина Л.В. Service Learning в формировании гражданской позиции и социальной ответственности профессиональных коммуникаторов // Российская школа связей с общественностью. 2017. № 10. С. 160–166. EDN ZEHAXF.

53. Линович М.В. Внедрение образовательной практики “Обучение через волонтёрство” в систему академического образования в России // Волонтёр. 2012. № 1-2 (1-2). С. 34–36. EDN SQJTZH.

54. Купцова В.В., Чудакова С.А., Сапожникова С.М. Теоретические основы и организация сервисного обучения (Service-Learning // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 9. С. 46–50. EDN GGBJHQ. DOI: 10.5281/zenodo.4081345

55. Bringle R.G., Clayton P.H., Price, M. Partnerships in service learning and civic engagement // Partnerships: A Journal of Service Learning and Civic Engagement. 2009. Vol. 1. No. 1. P. 1–20. DOI: 10.7253/PARTJ.V1I1.415

56. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением». Мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3. № 3. С. 15– 25. EDN FIIPKE. DOI: 10.55140/2782-5817-2023-3-3-15-25

57. Harkins D.A., Grenier L.I., Irizarry C. at al. Building Relationships for Critical Service-Learning // Michigan Journal of Community Service Learning. 2020. Vol. 26. No. 2. P. 21–38. DOI: 10.3998/mjcsloa.3239521.0026.202

58. Borkoski C., Prosser S.K. Engaging faculty in service-learning: opportunities and barriers to promoting our public mission // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26. No. 1. P. 39–55 DOI: 10.1007/s11233-019-09033-0

59. Cooper J.R. Ten Years in the Trenches: Faculty Perspectives on Sustaining Service-Learning // Journal of Experiential Education. 2014. Vol. 37. No. 4. P. 415–428. DOI: 10.1177/1053825913513721

60. Yusof N., Tengku Ariffin T.F., Awang Hashim R., Nordin H., Kaur A. Challenges of Service Learning Practices: Student and Faculty Perspectives from Malaysia // Malaysian Journal of Learning and Instruction. 2020. Vol. 17. No. 2. P. 279–309. DOI: 10.32890/mjli2020.17.2.10

61. George-Paschal L., Hawkins A., Graybeal L. Investigating the Overlapping Experiences and Impacts of Service-Learning: Juxtaposing Perspectives of Students, Faculty, and Community Partners // Michigan Journal of Community Service Learning. 2019. Vol. 25. No. 2. P. 43–62. DOI: 10.3998/mjcsloa.3239521.0025.203

62. Ковров В.В., Беликова Н.Ю., Очирова Т.С. Социальное служение как фундамент гражданского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 23–27. EDN ZEOWNX. DOI: 10.23672/SAE.2023.43.77.001

63. Van Styvendale N., McDonald J., Buhler S. Community service-learning in Canada: Emerging conversations // Engaged Scholar Journal: Community-Engaged Research, Teaching, and Learning. 2018. Vol. 4. No. 1. I-XIII. DOI: 10.15402/esj.v4i1.303

64. Mouton J., Wildschut L. Service learning in South Africa: Lessons learnt through systematic evaluation // Acta Academica, 2005. P. 116–150. URL: https://hdl.handle.net/10520/EJC87390 (дата обращения 26.11.2023).


Рецензия

Просмотров: 1042


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)