Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Об условиях введения дистанционного обучения в российских вузах

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-29-47

Аннотация

Современные компьютерные и интернет-технологии позволяют перенести на цифровые носители не только учебные материалы, но и реализовывать в дистанционном формате различные методики обучения, диагностики, индивидуализации образовательных интересов и траекторий и многое другое. Кроме того, современные технологии в этой области позволяют делать то, что в рамках обычной системы обучения было просто невозможным.  Но  вопрос  о  разумной  мере  использования  этих  технологий  и  об  адекватной  постановке и реализации задач в этом направлении требует специальной работы. В статье представлены результаты такого рода работы, осуществлённой на базе программно-проектного подхода. Хотя работа и осуществлялась в рамках поручения ФУМО классических университетов по математическому образованию, специфика университетов и математического  образования  была  несущественна.  Поручение  состояло  в  выяснении,  посредством экспертного  опроса  членов  ФУМО,  готовности  математических  факультетов  университетов  к  систематическому  использованию  дистанционного  обучения.  Актуальность  вопроса  о  своевременности  введения  дистанционного  обучения  в  той  или  иной  конкретной ситуации, а также проблемность этого вопроса, ввиду отсутствия должных системных, логических  оснований  для  его  решения,  побудила  автора  применить  собственный  метод, принципиально отличающийся от многочисленных опросов и «опытов», имеющихся в литературе. Применение этого метода («двойной инверсии позиции», или, иначе, «двойного отрицания»:  замысел   –  возражения  –  снятие  возражений),  позволило  сформировать  три принципиально  важных,  с  нашей  точки  зрения,  для  исследуемой  проблемы  списка:  первый содержит  чётко  сформулированные  рамки,  в  которых  введение  дистанционного  обучения имеет смысл; второй и третий представляют собой исследовательскую программу и программу  разработок,  необходимых  для  реализации  дистанционного  обучения.  И  уже  на  основании  первого  списка,  исходя  из  актуальной  ситуации,  был  проведён  опрос  экспертов, позволивший сформулировать основные выводы по обсуждаемой проблеме. Полученные результаты  фиксируют  логическую  необходимость,  не  зависящую  от  частных  мнений  или конкретных особенностей ситуации.

Об авторе

А. В. Боровских
МГУ имени М.В.Ломоносова
Россия

Боровских  Алексей  Владиславович  –  д-р  физ.-мат. наук,  доцент,  профессор  кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета

Researcher ID: A-7875-2012

119991, Москва, Ленинские Горы, д.1



Список литературы

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1999. 196 с. EDN: RZJXXR.

2. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / В.И. Овсянников, В.П. Кашицин М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 794 с. ISBN: 58288-0385-9.

3. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование / С.А. Щенников. М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр “Наука”», 2002. 527 с. ISBN: 5-02-006293-6.

4. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. М.: Академия, 2004. 416 с. ISBN: 5-7695-1533-3.

5. Ковальчук С.П. Дистанционное обучение: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2005. 156 с.

6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. 400 с. ISBN: 5-7695-2241-0.

7. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие: (обобщение методологии и практики использования) / В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев; Ун-т информатизации и упр. М.: Дашков и К°, 2006. 294 с. ISBN: 5-91131-007-4.

8. Андреев А.А. Обучение в сети Интернет (как учатся и преподают в Интернете). Saarbrücken, Germany: LAP Lambert Academic Pablishing, 2010. 91 с. ISBN-13:978-3-8433-0000-1.

9. Никуличева Н.В. Секреты дистанционного обучения: инструкция для руководителя / Н.В. Никуличева // Народное образование. 2012. № 5 (1418). С. 117–123. EDN OYVDVB.

10. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с. EDN YRQZCP.

11. Moore J.L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? The Internet and Higher Education. 2011. Vol. 14. No. 2. P. 129–135. DOI: 10.1016/j.iheduc.2010.10.001

12. Meyer K.A. Quality in distance education: Focus on online learning // ASHE-ERIC Journal of Higher Education Report. 2002. Vol. 29. No. 4. P. 19–31. DOI: 10.1002/aehe.2904

13. Bonk C., Graham C. Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, Pfeiffer Publishing. 2005. 624 p. ISBN: 978-0-787-97758-0.

14. Valger O.A. Background factors of crisis distance learning perception / O.A. Valger, I.A. Vezner, O.A. Sklyomina // Education and Science Journal. 2023. Vol. 25, No. 1. P. 200–224. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-1-200-224

15. Леонтьева И.А. Применение дистанционных электронных учебных курсов в образовательном процессе высшей школы / И.А. Леонтьева, Ф.Г. Ребрина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 114–124. DOI: 10.25588/CSPU.2018.12

16. Эттель В.А., Краснова Н.Н., Мутовина Н.В., Романов С.В. Электронные образовательные технологии в КарГТУ: текущее состояние и перспективы развития // Омский научный вестник. 2012. № 2 (110). С. 300–303. EDN PBGNYP.

17. Саитбаева Э.Р. Управление внедрением дистанционного обучения в образовательный процесс школы / Э.Р. Саитбаева, С.В. Везиков // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2014. № 4 (12). С. 192–199. EDN TCFTMH.

18. Никуличева Н.В. Организация дистанционного обучения в школе, колледже, вузе / Н.В. Никуличева, О.И. Дьякова, О.С. Глуховская // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 4–17. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-4-17

19. Барахсанова Е.А. Особенности организация дистанционного обучения педагогическом вузе в режиме самоизоляции / Е.А. Барахсанова, О.Г. Готовцева, А.Ж. Готовцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 25–28. DOI:10.26140/anip-2021-1001-0004

20. Дорогавцев А.В. Анализ результатов комплекса мониторинговых исследований по социально-экономическим механизмам реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / А.В. Дорогавцев, А.Р. Ганеев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. Т. 10. № 1. С. 10– 19. DOI: 10.12737/1998-1740-2022-10-1-10-19

21. Залевский Д.А. Особенности смешанной формы обучения в инженерном вузе / Д.А. Залевский, К.А. Соколов, Ю.В. Соколова // Идеи и новации. 2022. Т. 10. № 1–2. С. 113–118. DOI:10.48023/2411-7943_2022_10_1-2_113

22. Недогреева Н.Г. К вопросу о применении дистанционных образовательных технологий в современных условиях / Н.Г. Недогреева, О.В. Пикулик, И.С. Козлова // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. 2023. № 1 (55). С. 64–71. EDN UUAYRO.

23. Никуличева Н.В. Расчёт оплаты труда преподавателя, осуществляющего дистанционное обучение / Н.В. Никуличева // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения : тезисы докладов, Москва, 17–18 февраля 2014 года. М.: Логос, 2015. С. 145–157. EDN VQWYWI.

24. Карачарова Т.А. Модель разноуровневой системы управления дистанционным обучением в вузе / Т.А. Карачарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 68–75. DOI 10.14529/ped170408

25. Арбузов С.С. Использование стрим-технологий в образовательном процессе при обучении студентов в дистанционной форме / С.С. Арбузов, А.Н. Константинов // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 34–41. DOI: 10.26170/po18-08-05

26. Никуличева Н.В. Методика разработки дистанционного курса / Н.В. Никуличева // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 24 апреля – 12 мая 2020 года / Московский педагогический государственный университет. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 665–695. EDN CMETBO.

27. Блинов В.И. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 4–25. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-04-25

28. Каспаринский Ф.О. Варианты видеолекций / Ф.О. Каспаринский // Электронные библиотеки. 2021. Т. 24. № 1. С. 116–156. DOI: 10.26907/1562-5419-2021-24-1-116-156

29. Абрамова И.В. Организационные условия адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения / И.В. Абрамова, О.А. Неволина // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 242–255. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255

30. Никуличева Н.В. Обучение студентов педагогических специальностей магистратуры методике преподавания предмета в условиях дистанционного обучения / Н.В. Никуличева // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 1 (59). С. 67–81. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.59.1.08

31. Татаринов К.А. Барьеры россиийского электронного обучения / К.А. Татаринов, М.П. Шайдурова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 296–298. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0070

32. Татаринцева Р.И. Дистанционное обучение, или Проблема обстоятельств. Полемические заметки на актуальную тему / Р.И. Татаринцева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4-2. С. 126–134. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.04-2.32

33. Татаринцева Р.И. «Синдром» дистанционного обучения и его преодоление / Р.И. Татаринцева // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 78–87. DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.009


Рецензия

Просмотров: 499


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)