Архив университетской науки как ядро исследовательского образования в России: «мотивационный» потенциал социального программирования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-107-119
Аннотация
Социальное программирование как особого рода организация целеориентированной совместной деятельности рассматривается в данной статье в контексте культурно-исторической эпистемологии, в основании которой лежит понимание знания как знаково-семиотического, исторического феномена. Такой подход, по мнению авторов, позволяет по новому раскрыть образовательный и педагогический потенциал социального программирования, которое привлекает сегодня внимание, прежде всего, социологов, политологов, экономистов, лишь отчасти затрагивающих его познавательные параметры. Между тем, обращение к эпистемологическому измерению социального программирования позволяет акцентировать в нём внимание на характеристики, значительно расширяющие сферу его применения, и в частности, открывающие дополнительную возможность весьма эффективно мотивировать учащихся на самообразование, на творческое, по своей сути, осмысление знания как социокультурной ценности. «Мотивационный» потенциал социального программирования приобретает сегодня особенно важную роль в учебных структурах «исследовательского образования». В подобных структурах пошаговое программирование открывает для учащегося, с одной стороны, последовательность операций, приводящих исследование к знанию как цели образования, а с другой – радикально меняет в глазах учащихся процесс усвоения определённых учебной программой сведений, поскольку предполагает участие в их «создании». При этом, присутствие социального измерения в программировании придаёт культурно-исторический смысл последовательности усилий учащихся, что открывает дополнительные возможности для мотивирования их активности через апелляцию к культурно-историческому статусу научной деятельности, в рамках которой впервые было создано данное знание. В статье демонстрируется опыт реализации одной из таких возможностей дополнительного стимулирования установки на самообразование через приобщение учащихся философских факультетов к архивным исследованиям университетской науки в России.
Об авторах
И. О. ЩедринаРоссия
Щедрина Ирина Олеговна – канд. филос. н., старший научный сотрудник Института философии и социально-политических наук
Scopus Author ID: 57195775893
Ростов-на-Дону, 344006, ул. Большая Садовая, д. 105/42
Б. И. Пружинин
Россия
Пружинин Борис Исаевич – д-р филос. наук, главный научный сотрудник
Scopus Author ID: 37096156600
Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Т. Г. Щедрина
Россия
Щедрина Татьяна Геннадьевна – д-р филос. наук, профессор
Москва, 119435, ул. Малая Пироговская, д. 1
Список литературы
1. Петров М.К. Язык, знак, культура. М: УРСС, 2004. 328 с. ISBN 5-354-00587-6. EDN: QQUKLL.
2. Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. A Return to Tradition: The Epistemological Style in Russia’s Post-Soviet Philosophy // The Palgrave Handbook of Russian Thought: ed. by M.F. Bykova et al. Palgrave Macmillan , 2021. P. 423– 443. DOI: 10.1007/978-3-030-62982-3_20
3. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Социология общения и социология коммуникации: основания различения и точки роста в современной теоретической социологии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1 (125). С. 14–26. DOI: 10.14515/monitoring.2015.1.02
4. Тощенко Ж.Т. Программирование как инструмент решения социальной проблемы // Социальная политика и социология. 2010. № 5 (59). С. 8–13. EDN: OJFDMB.
5. Терзиев В., Стоянов Е. Вызовы управленческого контроля в процессе социального программирования. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 318 с. ISBN: 978-5-00068-445-0. EDN: VHZNUN.
6. Сарна А.Я. Социальное программирование в информационной политике государства // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. 2019. № 1(2). С. 260–266. DOI: 10.20948/future-2019-23
7. Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2019. № 4. С. 3–22. EDN: PDHMIY.
8. Пилюгина К.П. Социальное программирование как технология молодёжной политики // Социальная политика и социальное партнёрство. 2023. № 2. C. 79–81. DOI: 10.33920/pol-01-2302-02
9. Щедровицкий П.Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981–1996 годов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 359 с. ISBN 978-5-8243-2255-2. EDN: UYBPPX.
10. Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г., Щедрина И.О. Социальное программирование в студенческой аудитории: мотивация на познание // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 5–15. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-5-15
11. Щедрина И.О. Нарратив, интерес, мотивация: Л.И. Петражицкий vs Я.Э. Голосовкер // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 39. № 1. С. 81–91. DOI: 10.21638/spbu17.2023.107
12. Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний // Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988. С. 213–224. ISBN 5-02-003324-3.
13. Parikh R. Social Software // Synthese. 2002. No. 132. P. 187–211. DOI: 10.1023/A:1020391420768
14. Шалак В.И. Социальное программирование // SocioTime. Социальное время. 2016. № 1(5). С. 51–60. EDN: UZZLKS.
15. Van Eijck J., Verbrugge R. Discourses on Social Software. Amsterdam University Press, 2009. ISBN 9789089641236. DOI: 10.5117/9789089641236
16. Лакатос И. Ответ на критику // Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. С. 593–605. ISBN 5-17-010707-2.
17. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1). М.: Наследие ММК. 2004. 288 с. ISBN 5-98808-001-4.
18. Бажанов В.А. И. Лакатос и философия науки в СССР // Эпистемология и философия науки. 2009. № 1. С. 172–187. EDN: MMBNER.
19. Карпов А.О. Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 584 c. ISBN 978-5-88373-802-8.
20. Щедрина Т.Г., Щедрина И.О. Издатель интеллектуальной литературы как делатель культуры // Человек. 2022. Т. 34. № 6. С. 50– 68. DOI: 10.31857/S004287440007351-1
21. Щедрина И.О. «Первое зерно»: социально-исследовательская программа М.Б. Краснянского // Кто в науке Шерлок Холмс? Парадоксы экспериментирующего сознания: под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.-СПб.- Белгород: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 68–75. ISBN: 978-5-98712-357-7IS.
22. Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Методологическое сознание науки в междисциплинарной перспективе: опыт культурно-исторического подхода в психологии // Познание и сознание в междисциплинарной перспективе. Ч. 1: под. ред. В.А. Лекторского, С.В. Пирожковой. М.: ИФ РАН, 2013. С. 45–65. ISBN 978-5-95400253-9. EDN: SSCHQD.