Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Высшая школа Латинской Америки в орбите международной студенческой мобильности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-120-137

Аннотация

Латинская  Америка  (ЛА)  с  контингентом  учащихся  вузов,  насчитывающим 30 млн человек, имеет свою нишу в международном межвузовском обмене. Рассмотрен опыт  латиноамериканского  региона  во  взаимодействии  со  странами  глобального  «Севера»,  по  линии  «Юг-Юг»  и  в  трёхсторонней  модели  «Север-Юг-Юг».  Также  рассмотрено сетевое межвузовское сотрудничество (на примере BRICS). В исследовании отражён новый тренд  –  участие  ЛА  в  виртуальной  студенческой  мобильности.  Особое  место  в  работе уделено сотрудничеству России с рядом латиноамериканских стран. В заключении анализируются возможности и трудности для осуществления российско-латиноамериканского взаимодействия в области высшего образования на современном этапе.

Обзор современного состояния высшей школы ЛА с акцентом на взаимодействии с другими регионами мира базировался на изучении и последующем обобщении сведений из аналитических обзоров и статистических отчётов самых разных организаций. Контент-анализ был  применён  в  отношении  интернет-страниц  различных  латиноамериканских  организаций,  участвующих  в  интернациональном  сотрудничестве.  Обобщение  полученной  информации,  сравнительное  сопоставление  фактологических  данных  позволили  выявить  то общее с глобальными тенденциями, что присутствует в характеристиках латиноамериканской студенческой мобильности, а также то особенное, что отличает путь развития Латинской Америки на фоне динамики международного образования.

Несмотря  на  то,  что  латиноамериканский  регион  находится  несколько  в  стороне  от главных  маршрутов  глобального  межвузовского  обмена,  он  постепенно  увеличивает  свою долю  в  потоке  мобильного  студенчества,  активно  участвуя  в  трёхсторонних  форматах взаимодействия, а также развивая новые варианты внутрирегиональной интеграции. Изу чение  этого  опыта  может  быть  полезным  в  связи  с  тем,  что  ЛА-регион  становится  всё более привлекательным для России по многим аспектам.

Об авторе

Э. Г. Ермольева
Центр иберийских исследований Института Латинской Америки РАН
Россия

Ермольева Элеонора Георгиевна  – канд. эконом. наук, ведущий научный сотрудник

115035,   г. Москва, ул. Большая Ордынка, 21/16



Список литературы

1. Erm ólieva E. Europa y América Latina: por un espacio común en educaci ón superior. (Visión desde Rusia) // Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность: доклады и материалы четвёртого международного форума 1–3 октября 2019 г. / Отв. ред. В.Л. Хейфецб Л.С. Хейфец. СПб., Скифия-принт, 2020. 2137 c.

2. Knight J. Five truths about internationalization // International Higher Education. 2012. No. 69. P. 4–5. DOI: 10.6017/ihe.2012.69.8644

3. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

4. Донских О.А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 56– 64. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

5. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития // Высшее образование в России. 2023. № 5. C. 125–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137

6. Тюменцева Е.В., Харламова Н.В., Годенко А.Е. Проблемы обучения иностранных студентов в условиях пандемии // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 149–158. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-149-158

7. «Альянс цивилизаций» (трудный диалог в условиях глобализации). Сборник материалов «круглого стола». / Отв. ред. П.П. Яковлев. М.: ИЛА РАН, 2010. 208 с. EDN: ZAPKMH.

8. Erm ólieva E. La cooperaci ón educativa en el marco de la integraci ón transcontinental y regional // Iberoamérica. ILA RAN, Mosc ú. 2007. No. 1. P. 98–115 p. EDN: KYASWP.

9. Кузнецов Н.Г. Политика стран Латинской Америки и Карибского бассейна в области регулирования образовательной миграции.// ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 4. С. 129–139. DOI: 10.19181/demis.2021.1.4.10

10. Kovalev I., Shcherbakova A. BRICS Cooperation in Science and Education // Strategic Analysis. 2019. Vol. 43. No. 6. P. 532–542. DOI: 10.1080/09700161.2019.1669903

11. Черников С.Ю. Возможности Сетевого университета БРИКС как образовательной платформы инновационного сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 76–87. DOI: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-76-87

12. Didriksson A., Álvarez González F.J., Caama ño-Morúa C., Del Valle D., Perrotta D.V. et al. Universidad y pandemia en Am érica Latina: reflexiones desde la diversidad y la complejidad de un fenómeno en desarrollo // Revista “Educación Superior y sociedad”. 2021. Vol. 33. No. 2. P. 53–91. DOI: 10.54674/ess.v33i2.421

13. Crovi Druetta D.M. Educación superior en América Latina. Transformaciones ante un creciente proceso de digitalizaci ón // Revista “Educaci ón Superior y Sociedad”. 2022. Vol. 34. No. 1. P. 339–356. DOI: 10.54674/ess.v34i1.545

14. Internacionalizaci ón de la educación superior después de la COVID-19: Reflexiones y nuevas pr ácticas para tiempos distintos / Castiello-Guti érrez S.M., Jurado G.C. Puebla, México. 2022. 394 p. ISBN: 978-607-8631-59-9.

15. Gacel-Ávila J. Internacionalizaci ón inclusiva en América Latina y el Caribe. Desaf íos y factibilidad // Revista “Educaci ón Superior y Sociedad”. 2022. Vol. 34. No. 1. P. 401–421. DOI: 10.54674/ess.v34i1.570

16. Альтбах Ф.Дж., Салми Дж. Почему Латинской Америке нужны университеты мирового уровня // Международное высшее образование. 2021. № 108. С. 22–24. URL https://ihe.hse.ru/article/view/14144/13522 (дата обращения 07.07.2023).

17. Kodzóev M. Krékova M. Los latinoamericanos en las universidades de EEUU. (Objeto de negocio y de la “fuerza blanda”) // Iberoam érica. ILA RAN, Mosc ú. 2021. No. 3. P. 169–192. DOI: 10.37656/s20768400-2021-3-08

18. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. Т. 25. № 4. С. 85–93. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93

19. . Erm ólieva E.G., Kuzmin á V.M., Parkhomchuk M.A. Rusia–Latinoamérica: las tendencias de cooperación en educaci ón superior // Iberoam érica. 2019. No. 3. P. 80–103. ILA RAN, Mosc ú. EDN: LTEUPD.

20. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 10. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. 557 с. URL: https://lib.lunn.ru/LunnDigitalDocsClosed/DR279757.pdf. (дата обращения 07.07.2023).


Рецензия

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)