Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Качество образования российской политической элиты

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-138-156

Аннотация

В статье представлены результаты исследования образовательных стратегий отечественного правящего класса. Авторы опираются на два смысловых концепта: «элитное  образование»  (основано  на  принципах  избирательности  и  академического  превосходства) и «элитарное» (направленное на подготовку истеблишмента, формирование социальных связей и закрепление статуса).  Цель работы   – ответить на ряд взаимосвязанных вопросов. Существует ли в России элитное образование? Какое образование, элитное и/или элитарное, получает административная элита, которую государство привлекает к выполнению функции управления? Реализуется ли меритократический принцип кооптации для привлечения новых кадров в элиту?

На первом этапе исследования авторы работали с российскими и международными рейтингами. Элитное образование в российских вузах было определено как соответствующее трём критериям: 1) качественное по оценкам международных экспертов; 2) востребованное у абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ; 3) за него готовы платить. На втором этапе исследование  проводилось  биографическим  методом.  В  основе  данных  лежат  результаты многолетнего мониторинга российской политической элиты. Изучены биографии 885 человек, занимавших руководящие посты в органах исполнительной, законодательной и судебной власти на 01 сентября 2022  г.

Исследование показало, что элитное и элитарное образование в России не тождественны друг другу. Международным подходам к оценке качества соответствует ряд вузов и отдельных программ, которые ведут подготовку главным образом по математическим, естественно-научным  направлениям,  информационным  технологиям.  Представители  элиты получают образование по иным специальностям, или даже в вузах, которые в рейтингах не присутствуют. Это объясняется рядом причин: элита всё больше выбирает юридическое, экономическое,  управленческое,  дипломатическое  и  военное  образование,   –  российские  варианты которого на международной арене не востребованы. Разница образовательных траекторий между элитным и элитарным образованием также означает, что для вхождения в элиту важен факт наличия высшего образования, но не обязательно его качество. Власть не привлекает на государственную службу выпускников лучших образовательных программ и вузов. Значение для вхождения в элиту могут иметь дополнительные факторы: столичность, участие в патрон-клиентских отношениях, принадлежность к крупной корпорации.

Члены элиты получают образование главным образом в столичных вузах. Лучшие выпускники школ и ресурсы, которые могут быть затрачены на обучение семьями, перемещаются от периферии к центру. Но в элите поколения 1980-х гг. ситуация начинает меняться за счёт увеличения числа вузов и географии их локализации.

Элитное  и  элитарное  образование  сегодня  не  совпадают,  что  говорит  о  незавершённости периода становления российского правящего класса, а также системы социальных лифтов в образовании.

Об авторах

Н. Н. Мещерякова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Мещерякова Наталия Николаевна  –  д-р социол. наук, доцент ,  заведующая кафедрой политической социологии и социальных технологий, ведущий научный сотрудник Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр»

125993,   г. Москва, Миусская пл., д. 6



О. В. Крыштановская
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Крыштановская Ольга Викторовна  – д-р социол. наук, директор Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр»

125993,   г. Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Ашин Г.К. Элитный университет в системе элитного образования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 1. С. 31–49. URL: http://jourssa.ru/files/volumes/2008_1/Ashin_2008_1.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

2. Van Raan A.F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological in the ranking of universities by bibliometric methods // Scientometrics. 2005. Vol. 62. No 1. Р. 133–143. DOI: 10.1007/s11192-005-0008-6

3. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 8–17. EDN LEVFDZ.

4. Бурдье П. Различение. Социальная критика суждения: пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики: сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 680 с.

5. Khan Sh.R. The Education of Elites in the United States // L’Annйe Sociologique. 2016. Vol. 66. Issue 1. P. 171–192. DOI: 10.3917/anso.161.0171

6. Ашин Г.К. Стратегия развития России в постиндустриальном мире и развитие образования // Власть. 2008. № 1. С. 3–11. EDN: KARCFZ.

7. Миллс Ч. Властвующая элита. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 453 с.

8. Piketty T., Saez E. Income inequality in the United States, 1913-1998 // Quarterly Journal of Economics. 2003. Vol. 118. No. 1. Р. 1-39. DOI: 10.1162/00335530360535135

9. Тев Д.Б. Федеральная административная элита России: образовательные характеристики // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 3. С. 76 –96. EDN: WCCPHL.

10. Тев, Д.Б. Элитное образование как канал рекрутирования властных групп: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2015. № 9 (377). С. 102 –110. EDN SHVWFX.

11. Гынгазов Р.П. Политическое образование как средство влияния на процессы рекрутирования политической элиты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 51–54. EDN ONZRDR.

12. Лиферов А. П. Образование и путь в элиту // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3 (35). С. 9–40. EDN UNKECF.

13. Шкаратан О.И. Российская «псевдоэлита» и её идентификация в мировом и национальном контекстах // Мир России. Социология. Этнология. 2011. Т. 20. № 4. С. 68–88. EDN: OPJRNL.

14. Дука А.В. Постсоветская элита: институционализация и рекрутирование // Политические институты России и Франции: традиции и современность. Сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2014. C. 203–228. ISBN (EAN): 978-5-248-00756-1. EDN: SJMHRD.

15. Бурда М.А. Политическая элита современной России: кризис формирования // Проблемы постсоветского пространства. 2017. Т. 4. № 4. С. 373–379. DOI: 10.24975/2313-8920-2017-4-4-373-379

16. Константинов К.В. Особенности формирования «путинской» политической элиты // Социально-политические процессы в меняющемся мире: Межвузовский сборник научных трудов: под ред. В.П. Гаврикова. Вып. 18. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 73–78. EDN MIHECL.

17. Кочётков А.П. Особенности формирования и развития политического класса современной России // Власть. 2017. № 1. С. 12–18. EDN XVNALV.

18. Лавров И.А. Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России // Вестник Университета. 2019. № 12. С. 193–199. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-12-193-199

19. Bekhradnia B. International university rankings: For good or ill? Oxford: Oxuniprint, 2016. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/up-loads/2016/12/Hepi_International-university-rankings-For-good-or-for-ill-REPORT-89-10_12_16_Screen-1.pdf (дата обращения 29.10.2023).

20. Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н. Перспективы продвижения росси йских вузов в международном академическом рейтинге ARWU // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2. С. 337–351. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-337-351

21. Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 15–25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17921109_29420754.pdf (дата обращения: 29.10.2023).

22. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Изд-во Захаров, 2005. – 384 с. ISBN: 5-8159-0457-0. EDN: QOHFON.

23. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 123–133. EDN RDVLGB.

24. Моска Г. Правящи й класс // Социс. 1994. № 10. С. 187–198.

25. Gross N. America’s Lawyer-Presidents: From Law Office to Oval Office. Northwestern University Press, 2009. – 392 p.

26. Раскин Д.И. Формирование высшей бюрократической элиты в Российской империи XIX – начала XX века: образование и профессиональная квалификация // Научный диалог. 2021. № 4. С. 410–422. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-4-410-422

27. Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 75–89. EDN LNGRUG.

28. Вебер М. Политика как призвание и профессия. М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2018. – 220 с.

29. Волосов Е.Н. Региональная технократическая элита – особый слой партийной номенклатуры 60-80-х гг. XX века (на примере Иркутской области и Красноярского края) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2008. № 1. С. 181–196. EDN MTCPRT.


Рецензия

Просмотров: 540


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)