Качество образования российской политической элиты
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-138-156
Аннотация
В статье представлены результаты исследования образовательных стратегий отечественного правящего класса. Авторы опираются на два смысловых концепта: «элитное образование» (основано на принципах избирательности и академического превосходства) и «элитарное» (направленное на подготовку истеблишмента, формирование социальных связей и закрепление статуса). Цель работы – ответить на ряд взаимосвязанных вопросов. Существует ли в России элитное образование? Какое образование, элитное и/или элитарное, получает административная элита, которую государство привлекает к выполнению функции управления? Реализуется ли меритократический принцип кооптации для привлечения новых кадров в элиту?
На первом этапе исследования авторы работали с российскими и международными рейтингами. Элитное образование в российских вузах было определено как соответствующее трём критериям: 1) качественное по оценкам международных экспертов; 2) востребованное у абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ; 3) за него готовы платить. На втором этапе исследование проводилось биографическим методом. В основе данных лежат результаты многолетнего мониторинга российской политической элиты. Изучены биографии 885 человек, занимавших руководящие посты в органах исполнительной, законодательной и судебной власти на 01 сентября 2022 г.
Исследование показало, что элитное и элитарное образование в России не тождественны друг другу. Международным подходам к оценке качества соответствует ряд вузов и отдельных программ, которые ведут подготовку главным образом по математическим, естественно-научным направлениям, информационным технологиям. Представители элиты получают образование по иным специальностям, или даже в вузах, которые в рейтингах не присутствуют. Это объясняется рядом причин: элита всё больше выбирает юридическое, экономическое, управленческое, дипломатическое и военное образование, – российские варианты которого на международной арене не востребованы. Разница образовательных траекторий между элитным и элитарным образованием также означает, что для вхождения в элиту важен факт наличия высшего образования, но не обязательно его качество. Власть не привлекает на государственную службу выпускников лучших образовательных программ и вузов. Значение для вхождения в элиту могут иметь дополнительные факторы: столичность, участие в патрон-клиентских отношениях, принадлежность к крупной корпорации.
Члены элиты получают образование главным образом в столичных вузах. Лучшие выпускники школ и ресурсы, которые могут быть затрачены на обучение семьями, перемещаются от периферии к центру. Но в элите поколения 1980-х гг. ситуация начинает меняться за счёт увеличения числа вузов и географии их локализации.
Элитное и элитарное образование сегодня не совпадают, что говорит о незавершённости периода становления российского правящего класса, а также системы социальных лифтов в образовании.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. МещеряковаРоссия
Мещерякова Наталия Николаевна – д-р социол. наук, доцент , заведующая кафедрой политической социологии и социальных технологий, ведущий научный сотрудник Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр»
125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6
О. В. Крыштановская
Россия
Крыштановская Ольга Викторовна – д-р социол. наук, директор Научного центра цифровой социологии «Ядов-центр»
125993, г. Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Ашин Г.К. Элитный университет в системе элитного образования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 1. С. 31–49. URL: http://jourssa.ru/files/volumes/2008_1/Ashin_2008_1.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
2. Van Raan A.F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological in the ranking of universities by bibliometric methods // Scientometrics. 2005. Vol. 62. No 1. Р. 133–143. DOI: 10.1007/s11192-005-0008-6
3. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 8–17. EDN LEVFDZ.
4. Бурдье П. Различение. Социальная критика суждения: пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики: сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 680 с.
5. Khan Sh.R. The Education of Elites in the United States // L’Annйe Sociologique. 2016. Vol. 66. Issue 1. P. 171–192. DOI: 10.3917/anso.161.0171
6. Ашин Г.К. Стратегия развития России в постиндустриальном мире и развитие образования // Власть. 2008. № 1. С. 3–11. EDN: KARCFZ.
7. Миллс Ч. Властвующая элита. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 453 с.
8. Piketty T., Saez E. Income inequality in the United States, 1913-1998 // Quarterly Journal of Economics. 2003. Vol. 118. No. 1. Р. 1-39. DOI: 10.1162/00335530360535135
9. Тев Д.Б. Федеральная административная элита России: образовательные характеристики // Мир России. Социология. Этнология. 2016. Т. 25. № 3. С. 76 –96. EDN: WCCPHL.
10. Тев, Д.Б. Элитное образование как канал рекрутирования властных групп: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2015. № 9 (377). С. 102 –110. EDN SHVWFX.
11. Гынгазов Р.П. Политическое образование как средство влияния на процессы рекрутирования политической элиты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 51–54. EDN ONZRDR.
12. Лиферов А. П. Образование и путь в элиту // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3 (35). С. 9–40. EDN UNKECF.
13. Шкаратан О.И. Российская «псевдоэлита» и её идентификация в мировом и национальном контекстах // Мир России. Социология. Этнология. 2011. Т. 20. № 4. С. 68–88. EDN: OPJRNL.
14. Дука А.В. Постсоветская элита: институционализация и рекрутирование // Политические институты России и Франции: традиции и современность. Сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2014. C. 203–228. ISBN (EAN): 978-5-248-00756-1. EDN: SJMHRD.
15. Бурда М.А. Политическая элита современной России: кризис формирования // Проблемы постсоветского пространства. 2017. Т. 4. № 4. С. 373–379. DOI: 10.24975/2313-8920-2017-4-4-373-379
16. Константинов К.В. Особенности формирования «путинской» политической элиты // Социально-политические процессы в меняющемся мире: Межвузовский сборник научных трудов: под ред. В.П. Гаврикова. Вып. 18. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 73–78. EDN MIHECL.
17. Кочётков А.П. Особенности формирования и развития политического класса современной России // Власть. 2017. № 1. С. 12–18. EDN XVNALV.
18. Лавров И.А. Катализаторы и ингибиторы политической карьеры в России // Вестник Университета. 2019. № 12. С. 193–199. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-12-193-199
19. Bekhradnia B. International university rankings: For good or ill? Oxford: Oxuniprint, 2016. URL: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/up-loads/2016/12/Hepi_International-university-rankings-For-good-or-for-ill-REPORT-89-10_12_16_Screen-1.pdf (дата обращения 29.10.2023).
20. Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н. Перспективы продвижения росси йских вузов в международном академическом рейтинге ARWU // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2. С. 337–351. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-337-351
21. Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 15–25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17921109_29420754.pdf (дата обращения: 29.10.2023).
22. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Изд-во Захаров, 2005. – 384 с. ISBN: 5-8159-0457-0. EDN: QOHFON.
23. Тощенко Ж.Т. Элита? Кланы? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 123–133. EDN RDVLGB.
24. Моска Г. Правящи й класс // Социс. 1994. № 10. С. 187–198.
25. Gross N. America’s Lawyer-Presidents: From Law Office to Oval Office. Northwestern University Press, 2009. – 392 p.
26. Раскин Д.И. Формирование высшей бюрократической элиты в Российской империи XIX – начала XX века: образование и профессиональная квалификация // Научный диалог. 2021. № 4. С. 410–422. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-4-410-422
27. Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 75–89. EDN LNGRUG.
28. Вебер М. Политика как призвание и профессия. М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2018. – 220 с.
29. Волосов Е.Н. Региональная технократическая элита – особый слой партийной номенклатуры 60-80-х гг. XX века (на примере Иркутской области и Красноярского края) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2008. № 1. С. 181–196. EDN MTCPRT.