Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Участие родителей в образовании студентов российских вузов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-28-43

Аннотация

Вовлечённость родителей в образование своих детей-студентов становится актуальным трендом, который связан с более поздней социализацией. Однако, вопрос о том, как именно родители проявляют своё участие на уровне вуза изучен недостаточно. Цель работы состоит в выявлении типов родительского участия в образовании студентов университета и описание отличительных черт этих типов. В статье представлены результаты эмпирического исследования участия родителей в образовательном процессе студентов вузов. На основе кластерного анализа данных опроса студентов-первокурсников из девяти российских вузов из разных регионов страны (N = 5012) были определены три типа родительского участия: «беспокойные», «либеральные», «пассивные». «Беспокойные» родители характеризуются более высоким уровнем контроля, следят за текущей успеваемостью и посещаемостью занятий. «Либеральные» дают своим детям больше автономии и интересуются основными достижениями и проблемами в университете, «пассивные» – не вовлечены в образовательный процесс в вузе. Полученные типы родительского участия были рассмотрены с точки зрения характеристик семьи, опыта обучения в выпускном классе школы и поступления в университет.

Об авторах

О. В. Котомина
Высшая школа экономики
Россия

Котомина Ольга Викторовна – старший преподаватель департамента менеджмента

Researcher ID: F-9628-2014, Scopus Author ID: 56997363800

101000, г. Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10



А. И. Сажина
Высшая школа экономики – Пермь
Россия

Сажина Александра Ильдаровна – канд. экон. наук, доцент департамента менеджмента

Researcher ID: L-6988-2015, Scopus Author ID: 56898925100

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38



К. А. Вилкова
Высшая школа экономики
Россия

Вилкова Ксения Александровна – канд. наук об образовании, научный сотрудник, заместитель директора Центра социологии высшего образования Института образования

Researcher ID: Y-5455-2018, Scopus Author ID: 57204427052

101000, г. Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10



Список литературы

1. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/psyedu.2020120105

2. Akram A.R., Abidin F.A., Lubis F.Y. Parental Autonomy Support and Psychological Well-Being in University Students During the COVID-19 Pandemic: The Role of Autonomy Satisfaction // The Open Psychology Journal. 2022. Vol. 15. No. 1. P. 1-8. DOI: 10.2174/18743501-v15-e2208100

3. Нартова Н.А., Фатехов А.М. Переход во взрослость российских миллениалов: на пути от получения образования к обретению ответственности и потере оптимизма? // Мониторинг общественного мнения. 2021. № 4. С. 319—344. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1832

4. Кравцова А.Н., Кузинер Е.Н. Быть взрослым и/или уметь им быть: модели взросления ранних миллениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 120—139. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2141

5. Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 53–82. DOI: 10.17323/demreview.v6i4.10427

6. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А., Груздев И.А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2 (150). С. 282–303. DOI: 10.14515/monitoring.2019.2.13

7. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11–17. EDN: AICIRE.

8. Lamprianou I., Symeou L., Theodorou E. ‘All we need is love (and money)’! What do higher education students want from their families? // Research Papers in Education. 2019. Vol. 34. No. 3. P. 352-372. DOI:10.1080/02671522.2018.1452957

9. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 c. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5

10. Шаброва Н.В. Взаимодействие студентов и их родителей как фактор минимизации образовательных рисков // Высшее образование в России. 2022. № 4. С. 29–41. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-29-41

11. Wartman K.L., Savage M. Parental Involvement in Higher Education: Understanding the Relationship among Students, Parents, and the Institution // ASHE Higher Education Report. 2008. Т. 33. № 6. С. 1–125. DOI: 10.1002/aehe.3306

12. Ahmed B., Akhtar S., Ahmed P., Bano S., Jaffar S. Role of Higher Education Commission in supporting students with lower economic conditions in attaining Higher Education in Pakistan // Ilkogretim Online, 2021. Vol. 20. No. 4. P. 2292–2298. DOI: 10.17051/ilkonline.2021.04.262

13. Azad M., Rashvand Semiyari S. Effects of parents’ education and academic involvement on ESP learners’ self-regulation and language achievement: A structural equation modelling analysis // Research in English Language Pedagogy. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 43–70. DOI: 10.30486/relp.2019.669077

14. Hamilton L., Roksa J., Nielsen K. Providing a ‘‘Leg up’’: Parental involvement and opportunity hoarding in college // Sociology of Education. 2018. Vol. 91. No. 2. P. 111–131. DOI: 10.1177/0038040718759

15. Rani P. A study of parental education and occupation of university students who moved out from uttarakhand state // International Journal of Multidisciplinary Educational Research. 2023. Vol. 12. No. 4(2). P. 55–59. DOI: 2023/12.04.30

16. Latif M., Abbas S., Anjum R. Parental Education, Socio-Economic Status, Psychological Well-being, Self-Esteem and Academic Achievement: A Review // Journal of Development and Social Sciences. 2022. Vol. 3. No. 3. P. 437–447. DOI: 10.47205/jdss.2022(3-IV)42

17. Tan C.Y., Lyu M., Peng B. Academic benefits from parental involvement are stratified by parental socioeconomic status: A meta-analysis // Parenting. 2020. Vol. 20. No. 4. P. 241–287. DOI: 10.1080/15295192.2019.1694836

18. Fingerman K.L., Cheng Y.P., Kim K., Fung H.H., Han G., Lang F.R., Wagner J. Parental involvement with college students in Germany, Hong Kong, Korea, and the United States // Journal of Family Issues. 2016. Vol. 37. No. 10. P. 1384–1411. DOI: 10.1177/0192513X14541444

19. Pinatil L.L., Trinidad C.G.G., Englis G.C., Miсoza J.R., Corriente I.C.M., Trinidad G.A. Parental Involvement and Academic Performance of Education Students in a State University in the Philippines // Education International Journal of Science and Management Studies (IJSMS). 2022. Vol. 5. No. 3. P. 95–99. DOI: 10.51386/25815946/ijsms-v5i3p110

20. Singh M., Mahajan P. Parental involvement and academic achievement: a study on senior secondary students // UGC Care Listed Journal. 2021. Vol. 8. No. 29. P. 122–129. URL: https://www.researchgate.net/publication/351049177_PARENTAL_INVOLVEMENT_AND_ACADEMIC_ACHIEVEMENT_A_STUDY_ON_SENIOR_SECONDARY_STUDENTS (дата обращения: 14.12.2023).

21. Yee Von C., Zhooriyati S.M., Chuan H.M. The relationship between emotional intelligence (EI), parental involvement and academic performance among University students in Kuala Lumpur and Selangor // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2022. Vol. 12. No. 5. P. 565–577. DOI: 10.6007/IJARBSS/v12-i5/13148

22. Boonk L., Gijselaers H.J., Ritzen H., Brand-Gruwel S. A review of the relationship between parental involvement indicators and academic achievement // Educational Research Review. 2018. No. 24. P. 10–30. DOI: 10.1016/j.edurev.2018.02.001

23. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодёжь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: Ежегодник. 2017. Вып. 15. С. 154–174. EDN: ZFBEBD.

24. Лукина А.А. Образовательные траектории студентов первого поколения как кейс неравенства в высшем образовании // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 133–160. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-133-160

25. Черненко С.Е., Романенко К.Р. “Обречены на успех”: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213–238. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-213-238

26. Lara L., Saracostti M. Effect of parental involvement on children’s academic achievement in Chile // Frontiers in psychology. 2019. No. 10. P. 1464. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01464


Рецензия

Просмотров: 613


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)