Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Развитие инновационной активности преподавателей вуза: философская и психологическая перспективы

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-149-163

Аннотация

В эпоху развития инновационных технологий процессы, происходящие в вузах, обусловливают новые требования к личности и профессиональной компетентности преподавателя. Современный преподаватель – это не просто передатчик информации и накопленного опыта, но и человек, понимающий сущность современного бытия и стремящийся гармонично вписываться в существующие реалии, при этом ориентированный на изменение своего сознания, мировоззрения и открытости всему новому. В связи с чем проблема психологической готовности преподавателя к инновационной деятельности как составляющей его профессионализма является актуальной. Цель исследования – изучить особенности готовности к инновационной деятельности и выявить основные барьеры, препятствующие освоению инноваций, у преподавателей вуза; на основе полученных результатов разработать методологию развития инновационной активности преподавателей. В исследовании приняли участие 156 преподавателей вуза в возрасте от 27 до 40 лет со стажем работы в вузе от 1 до 15 лет. В ходе исследования было выявлено, что около трети преподавателей проявляют низкий уровень готовности к инновационной деятельности. Лишь у 22% преподавателей отмечен высокий уровень инновационной активности. В структуре готовности к инновационной деятельности у них выделятся мотивационный компонент, свидетельствующий о стремлении к успеху в реализации поставленной цели. Также было установлено, что ведущими факторами, препятствующими инновационной активности преподавателей являются: недостаточная информированность о реализации инновационных мероприятий в вузе; убеждение в эффективности только традиционной системы образования; отсутствие помощи в освоении инноваций в коллективе, а также боязнь отрицательных результатов деятельности. Систематизация полученных теоретических и эмпирических данных позволила разработать методологию развития инновационной активности преподавателей вуза, состоящую из двух основных направлений: средовое – особенности научно-образовательной инновационной среды; субъективное – мотивация, уровень подготовки и личностные особенности преподавателей. 

Об авторах

Ю. Н. Гут
Самаркандский государственный университет им. Ш. Рашидова (СамГУ им. Ш. Рашидова); Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт)
Узбекистан

Гут Юлия Николаевна – канд. психол. наук, доцент, профессор кафедры психологии, в.н.с. лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии

Scopus ID: 57190229991, Researcher ID: ААС-5276-2019

140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15

125009, Москва, ул. Моховая, 9/стр. 4



Л. Э. Турсунов
Самаркандский государственный университет им. Ш. Рашидова (СамГУ им. Ш. Рашидова);
Узбекистан

Турсунов Лочин Эркинович – канд. филос. наук (PhD), доцент, доцент кафедры философии и национальной идеи

Researcher ID: P-1337-2018

140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15



М. В. Ланских
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Россия

Ланских Марина Васильевна – канд. пед. наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии

308007, г. Белгород, ул. Студенческая, 14



Ш. Б. Ахмедова
Самаркандский государственный университет им. Ш. Рашидова (СамГУ им. Ш. Рашидова)
Узбекистан

Ахмедова Шахзода Бахтияровна – канд. пед. наук, (PhD), PhD assistent кафедры психологии

Research ID: JJD-6044-2023

140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15



Список литературы

1. Aldahdouh T.Z., Korhonen V., Nokelainen P. What contributes to individual innovativeness? A multilevel perspective // International Journal of Innovation Studies. 2019. Vol. 2. № 3. P. 23–39. DOI: 10.1016/j.ijis.2019.06.001

2. Латуха О.А. Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 4 (8). С. 44–51. EDN: PBRWMH.

3. Абакумова Н.Н., Лей Г. Категории «традиция» и «инновация» в научно-образовательным пространстве вуза // Философия образования. 2023. Т. 23. № 1. С. 18–31. DOI: 10.15372/PHE20230102

4. Minzaripov R.G., Fakhrutdinova A.V., Abakumova N.N., Xu S., Terentyeva I.V. Scientific / Educational communication and leadership ARWU versus MosIUR // RPGE–Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara. 2021. Vol. 25. № 1. P. 557–566. DOI: 10.22633/rpge.v25iesp.1.14996

5. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: ГУ-ВШЭ, 2011. 272 с. ISBN: 978-5-7598-0771-1.

6. Наумцева Е.А. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, концепции, методы // Организационная психология. 2016 № 6 (2). С. 55–74. EDN: XCHDQX.

7. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Kurochina I.A., Bukovei T.D., Beresneva T.V. Teacher’s competitiveness at different stages of professional development / // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1108–1119. DOI: 10.18510/hssr.2019.74151

8. Kovacs H. Learning and Teaching in Innovation: Why it is important for education in the 21st century // Res. Gate. 2017. No. 5. P. 45–60. DOI: 10.21549/NTNY.18.2017.2.4

9. Cai Y., Tang R. School support for teacher innovation: Mediating effects of teacher self-efficacy and moderating effects of trust // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 41. Article no. 100854. DOI: 10.1016/J.TSC.2021.100854

10. Францева Е.Н. Социально-психологические условия формирования психологической готовности педагогов ОУ к инновационной деятельности // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24–26 декабря 2015 года. Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. С. 449–453. EDN: WLJDEZ.

11. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с. ISBN: 5-89502-014-3.

12. Гут Ю.Н., Жамбеева З.З., Осницкий А.К., Кабардов М.К. В поисках благополучного соответствия во взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л.М. Митиной. Москва: Психологический институт РАО. Бахрах. 2022. С. 216–226. EDN: WXUTZO.

13. Chang H.-T., Chou Yu-J., Liou J.-W., Tu Y.-T. The effects of perfectionism on innovative behavior and job burnout: Team workplace friendship as a moderator // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 96. P. 260–265. DOI: 10.1016/j.paid.2016.02.088

14. Dziallas M., Blind K. Innovation indicators throughout the innovation process: an extensive literature analysis // Technovation. 2018. No. 80. P. 3–29. DOI: 10.1016/j.technovation.2018.05.005

15. Рak J., Li L., Chung G.H. A holistic approach to individual-level innovation implementation// Innovation. 2019. Vol. 4. Article no. 201921. P. 552–571. DOI: 10.1080/14479338.2019.1632710

16. Seryapina Yu.S. The Concept оf “Readiness for Pedagogical Activity”: Motivational Readiness, Psychological Readiness, Readiness to Innovative Activity // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2018. Vol. 10. No. 4. P. 77–86. DOI: 10.14529/ped180410

17. Belogurov A.Yu., Voevoda E.V., Inozemtsev M.I., Romanova E.A., Khokhlova N.I. Development of Education Districts in the Strategy of Strengthening the Axiological Foundations of the Russian Education Space // Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 25–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-25-36

18. Koshanova M.T. et al. The use of media technologies in the formation of creativity in future psychological and pedagogical specialists // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 41. Article no. 100891. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100891

19. Сулима И.И. Философия образования и перспективы философии // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 41–45 EDN: WHHBLB.

20. Сластёнин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр. 1997. 224 с. ISBN: 5-89317-048-2.

21. Подвигина Е.А. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 4 (35). С. 204–207. EDN: OKBQAX.

22. Хентце Й., Каммель А. Как преодолеть противодействие запланированным организационным изменениям // Проблемы теории и практики управления. 2007. №3. С. 70–75. URL: https://eup.ru/Documents/2002-05-15/1C3A.asp (дата обращения: 21.08.2023).

23. Фильченкова И.Ф., Самсонова Н.В. Факторы инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Балтийского университета им. Канта. Сер. Филология. Педагогика. Психология. 2016. № 2. С. 102–108. EDN: WHGWYN.

24. Карпова Ю.А., Нурков В.М. Социальные процессы и парадоксы инновационного развития // Философские науки. 2012. № 8. С. 76–85. EDN: NRJEUL.

25. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. 3-е изд. М.: Издательство «Эйдос», 2019. 215 с.

26. Colebrook C. What is this thing called Education? Qualitative Inquiry. 2017. Vol. 23. No. 9. P. 649–655. DOI:10.1177/1077800417725357

27. Buchanan R.A. et al. Philosophy of education in a new key: Exploring new ways of teaching and doing ethics in education in the 21st century // Educational Philosophy and Theory. 2021. No. 5. P. 1–20. DOI: 10.1080/00131857.2021.1880387


Рецензия

Просмотров: 650


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)