Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О ЦЕЛИ АСПИРАНТСКОЙ ПОДГОТОВКИ (ДИССЕРТАЦИЯ VS КВАЛИФИКАЦИЯ)

Аннотация

В рамках дискурса о третьем уровне высшего образования анализируются вопросы целеполагания аспирантуры нового типа и ожидаемые результаты аспирантской подготовки. Из сравнения существующих подходов к постановке и реализации целей аспирантуры обосновывается вывод о перспективности ориентированного на рынок «квалификационного подхода», в котором написание диссертации - важная, но не единственная задача. Главная цель - подготовка специалиста, ориентирующегося не только в «своей », но и в смежных областях науки, способного работать в исследовательских командах, подготовленного к научной, преподавательской и инновационной деятельности, умеющего планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Обсуждаются возможные критерии и формат государственной итоговой аттестации выпускников. Отмечается, что в рамках существующей модели аспирантуры различие между представлением научного доклада по основным результатам научно-квалификационной работы аспиранта и защитой кандидатской диссертации в большинстве случаев будет оставаться существенным.

Об авторе

Борис Ильич Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Сенашенко В.С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2013. №4. С. 54-58.

2. Душина С.А, Ащеулова Н.А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США) // Вестник МГИМО Университета. 2013. Вып. 2 (29). С. 170-177.

3. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. №12. С. 78-89.

4. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации (круглый стол) // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 130-149.

5. Муратова Е.И, Дворецкий С.И., Иванов А.Ю. Особенности разработки учебного плана подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 40-49.

6. Вершинин И.В. Развитие аспирантуры в России: решения в области повышения адресности отбора поступающих по программам подготовки кадров высшей квалификации // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 61-72.

7. Аникин В.М, Пойзнер Б.Н. Государственная итоговая аттестация аспиранта. От формальности к превентиве // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. №11. С. 17-21.

8. Резник С.Д. Кто и почему намерен поступать в университетскую аспирантуру? Уроки мониторинга: подготовкой студентов к обучению в аспирантуре нужно управлять // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 1. С. 37-44.

9. Караваева Е.В, Маландин В.В, Пилипенко С.А, Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. №8-9. С. 5-15.

10. Гусев А.Б. Развитие аспирантуры в России: проблемы и решения // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 17. С. 196-224.

11. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22-33.

12. Бедный Б.И, Чупрунов Е.В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 4-15.

13. Гуртов В.А, Щеголева Л.В. Нужны ли публикации кандидату наук? // Высшее образование в России. 2015. №4. С. 25-33.

14. Бедный Б.И, Миронос А.А, Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. №3. С. 5-16.


Рецензия

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)