Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 3 (2016)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 58
Аннотация
В статье представлены новые критерии Ассоциации инженерного образования России для профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего и среднего профессионального образования по техническим направлениям и специальностям. Критерии разработаны с учетом требований профессиональных стандартов, ФГОС и международных стандартов инженерного образования. Приведены результаты апробации критериев при аккредитации магистерских программ и программ среднего профессионального образования в российских вузах и техникумах. Определены задачи развития национальной системы профессионально-общественной аккредитации инженерного образования, интегрированной в международные структуры.
17-25 100
Аннотация
Оценка качества получаемого студентом высшего образования - важный компонент образовательного процесса на всем протяжении обучения. Эта оценка является интегральным показателем, характеризующим не только успеваемость конкретного студента, но и - косвенным образом - уровень организации учебного процесса и преподавания тех или иных дисциплин. В статье рассматривается одна из систем оценивания качества обучения - балльно-рейтинговая система (БРС). Использование ее в российских высших учебных заведениях началось относительно недавно и зачастую создает некоторые проблемы как для студентов, так и для преподавателей. Цель статьи - анализ этих проблем и разработка концепции БРС для высших учебных заведений технической направленности. Обзор работ в этой области выявил основные причины, препятствующие использованию преимуществ БРС в полной мере, а иногда даже дискредитирующие ее. Предложенная в статье концепция БРС, апробированная на двух кафедрах Уфимского государственного нефтяного технического университета, позволяет, по мнению авторов, полностью раскрыть положительные стороны БРС и нивелировать ее недостатки. Эта концепция повышает эффективность образовательного процесса и обеспечивает преимущества всем участникам образовательного процесса: студенту, преподавателю и потенциальному работодателю.
26-32 38
Аннотация
В статье показаны возможности реализации компетентностного подхода при сетевой форме организации образовательного процесса в магистратуре. Вузы-партнёры приняли за основу своей деятельности ряд организационно-методических положений, достигли определенных договорённостей по общим компетенциям с возможностью студенческой мобильности. Всеми участниками проекта приняты единые требования, которые представлены в виде концептуальных принципов реализации ООП. Сформированы требования к результатам освоения ООП в вузе.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

33-43 73
Аннотация
В статье обсуждаются перспективы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, которая получила статус третьего уровня высшего образования. Рассмотрены проблемы становления и развития аспирантуры в новых условиях.
44-52 79
Аннотация
В рамках дискурса о третьем уровне высшего образования анализируются вопросы целеполагания аспирантуры нового типа и ожидаемые результаты аспирантской подготовки. Из сравнения существующих подходов к постановке и реализации целей аспирантуры обосновывается вывод о перспективности ориентированного на рынок «квалификационного подхода», в котором написание диссертации - важная, но не единственная задача. Главная цель - подготовка специалиста, ориентирующегося не только в «своей », но и в смежных областях науки, способного работать в исследовательских командах, подготовленного к научной, преподавательской и инновационной деятельности, умеющего планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. Обсуждаются возможные критерии и формат государственной итоговой аттестации выпускников. Отмечается, что в рамках существующей модели аспирантуры различие между представлением научного доклада по основным результатам научно-квалификационной работы аспиранта и защитой кандидатской диссертации в большинстве случаев будет оставаться существенным.
53-60 20
Аннотация
Обсуждаются меры, которые могут изменить ситуацию с качеством диссертаций по педагогическим наукам. Указывается, что никакие репрессивные меры со стороны ВАК и диссертационных советов не могут повлиять на него, поскольку они применяются к уже написанным диссертациям. В качестве главной проблемы фиксируется социальная инерция, сформировавшаяся традиция, преодоление которых требует не административных мер, а формирования социально-научных механизмов, обеспечивающих движение к большей строгости и содержательности исследования. Этих механизмов три: система специализированных научных конференций, система столь же специализированных научных семинаров и система специализированных научных журналов. Все три системы вполне эффективно работают в естественных и гуманитарных науках, где обеспечивают формирование у исследователя адекватных представлений о задачах, целях, проблемах своей деятельности. Формирование по крайней мере первых двух из этих систем не требует никаких дополнительных ресурсов, кроме воли учёных и самоорганизации научного сообщества.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

61-66 29
Аннотация
В статье анализируется опыт разработки и внедрения дистанционного курса по академическому письму для сотрудников университета. Авторы статьи, являясь разработчиками и преподавателями курса, описывают структуру курса и логику построения обучения. На основе опыта выявлены ключевые требования к построению дистанционных моделей курсов по академическому письму. Представленные выводы могут быть интересны всем, кто занимается обучением научной письменной речи, разрабатывает и реализует модули дистанционного обучения.
67-72 18
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты профессиональной речевой подготовки обучающихся, т.е. приобретения ими навыков грамотной письменной и устной речи, навыков чтения/слушания и понимания текста, а также формирования умений продуцировать тексты различных типов и жанров. Речевая подготовка включает личностно-социальную, личностно-профессиональную составляющие и влечет за собой развитие других личностных и профессиональных качеств, влияет на рост профессионализма в целом. Анализируя разнообразные формы организации учебного процесса при изучении риторики, автор предлагает ознакомиться с накопленным опытом, опирающимся на педагогические принципы изменения стереотипов обучения. Здесь важны этапность и преемственность в содержании обучения, определенность набора необходимых и достаточных профессиональных речевых жанров. Данный подход позволяет интегрировать речеведческие дисциплины со всеми иными дисциплинами.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

73-82 54
Аннотация
В статье анализируются неблагоприятные тенденции развития высшего образования в стране, вызванные изменением государственной образовательной политики в условиях кризиса, оптимизацией финансовых затрат, усилением авторитарно-бюрократических методов управления учебными заведениями. Приводятся результаты исследования оценки преподавателями современного состояния высшей школы, основных направлений ее реформирования, а также данные о мотивации и психологическом климате в трудовых коллективах в условиях сокращения вузовской сети. Содержатся размышления о том, почему длительное реформирование системы образования не принесло позитивных результатов и на что можно рассчитывать в перспективе.
83-90 38
Аннотация
В сфере инженерного образования накопились проблемы, решение которых связано с поиском инновационных форм организации образовательного процесса. Это значит, что актуализируется тема подготовки и переподготовки педагогических кадров технических вузов. В условиях модернизации системы высшего образования особое место принадлежит кафедре вуза. В статье обсуждается ряд вопросов, относящихся к статусу заведующего кафедрой, принципам формирования профессорско-преподавательского состава.
91-98 49
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы, связанные с повседневной работой преподавателя. Ставятся проблемы методологии и способов преподавания, на часть из них дан ответ с позиции автора. Рассмотрено дистанционное электронное образование. Определена его роль как важного дополнения к традиционному очному обучению. В рамках дистанционных курсов появляется возможность дополнительного обучения студентов, а также хранения всевозможных материалов по дисциплинам в общедоступном месте. Отмечена необходимость применения международных стандартов CDIO. Затронута тема соотношения образовательных и профессиональных стандартов, утверждается важность учета требований предприятий-работодателей к образовательным программам, особенно в областях вычислительной техники и программирования. Приведен пример применения новых методов при преподавании дисциплины «ЭВМ и периферийные устройства».

ЮБИЛЕЙ

103-110 20
Аннотация
Рассматривается задача ускоренного развития опережающего образования, требующего обеспечения междисциплинарной подготовки специалистов. На примере успешного опыта конкретного университета анализируются пути получения необходимых материальных и кадровых ресурсов через масштабное сетевое сотрудничество и реализацию крупных проектов, финансируемых на конкурсной основе. Отмечается необходимость нового стиля управления.
111-116 22
Аннотация
Статья посвящена истории создания Института биологии и биомедицины ННГУ им. Лобачевского на базе биологического факультета и биологических институтов ННГУ. Целью данной реорганизации была модернизация образовательного процесса с уклоном в биомедицину и развитие на данной базе биомедицинских научных исследований. Обосновывается стратегия привлечения профессоров из ведущих университетов мира для чтения лекций и проведения научной работы по совместительству на базе ИББМ. Обсуждается роль приглашенных ученых в привлечении внебюджетного финансирования и повышении качества научных публикаций.
117-123 24
Аннотация
Рассмотрен кейс стратегических организационных изменений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - участника «Программы 5-100». Охарактеризованы главные стратегические цели и технологии организационных изменений ННГУ за последние 25 лет. Обсуждены результаты «мягкой » реорганизации ННГУ на основе проектно-ориентированного подхода. Дано краткое описание основных элементов (стратегических инициатив) «дорожной карты » повышения конкурентоспособности ННГУ.
124-131 21
Аннотация
В статье приводятся краткие сведения об истории создания радиофизического факультета ННГУ, о системе обучения и научных достижениях, о связях факультета с российскими и международными научными центрами. В основу подготовки кадров на факультете было положено фундаментальное физико-математическое образование, индивидуальный подход к обучению.
132-137 39
Аннотация
В статье описаны подходы к организации подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности на физическом факультете ННГУ с использованием ресурсов Научно-исследовательского физико-технического института ННГУ. Описаны успешные результаты этой деятельности и показано, что сочетание фундаментальной подготовки, осуществляемой на классическом физическом факультете, и практической подготовки на базе института, ориентированного на внедрение научных результатов в промышленность, позволяет обеспечить новый уровень качества компетенций выпускников университета.
138-143 22
Аннотация
Рассмотрены процессы интернационализации применительно к национальному исследовательскому университету - участнику Программы «5-100». Обсуждается роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом. Охарактеризованы основные технологии и механизмы интернационализации образования, науки и инновационной деятельности. Представлены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации для повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научных и образовательных центров.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

144-153 53
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению педагогических технологий интеграции иностранных студентов в образовательное пространство российского вуза. По мнению автора, они включают в себя как технологии обучения, так и технологии социокультурной интеграции иностранных студентов в российское общество и культуру. Определено, что технологии обучения иностранных студентов в международных группах представляют собой сочетание специально адаптированных интерактивных методов обучения и разноязычных информационных технологий. Выявлены условия использования интерактивных методов обучения в группах с международным составом обучающихся. Описана специфика применения педагогических технологий обучения, направленных на интеграцию иностранных студентов в учебный процесс на примере международных групп, включающих в свой состав китайских студентов.
154-160 29
Аннотация
Дан анализ состояния взаимодействия «вуз - работодатель » в контексте модернизации образования. Выявлены причины неразвитости социального партнерства высшей школы и рынка труда. Анализируются данные социологического опроса о ключевых формах партнерства. Обозначены стратегические ориентиры развития социального партнерства в направлении становления Национальной системы квалификаций, проектирования профессиональных и образовательных стандартов в компетентностном формате.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

161-165 19
Аннотация
В статье затронуты вопросы актуальности вхождения российских вузов в мировые рейтинги университетов, обозначены основные перспективы. Автором рассмотрены особенности влияния наукометрических показателей на динамику рейтинговых позиций вузов на примере рейтинга QS University Rankings: BRICS. Проведен корреляционно-регрессионный анализ зависимости рейтингового балла от количества цитирований на статью с использованием теоретической линейной модели парной регрессии. Полученные результаты демонстрируют наличие прямой, но недостаточно сильной зависимости между исследуемыми показателями. Автором сделан вывод, что при планировании мероприятий по укреплению позиций вуза в рейтинге QS University Rankings: BRICS не стоит ограничиваться наращиванием публикационной активности и развивать деятельность, направленную на улучшение иных рейтинговых индикаторов (уровень профессорско-преподавательского состава, интернационализация учебного процесса и др.).
165-168 32
Аннотация
В условиях прогрессирующей информатизации здравоохранения и стремительного развития информационных технологий важность согласования вузами программ преподавания информатики и медицинской информатики трудно переоценить. Изучение этих предметов во многом определяет компетенции выпускников медицинских вузов, которые необходимы для адаптации к современному рынку труда. Целесообразно разделить медицинскую информатику на три модуля, которые могут преподаваться в разных семестрах. Первый должен быть направлен на представление разных видов информации, второй - на анализ информации, третий - на ее использование. После освоения модулей информационные компетенции будущих врачей продолжают развиваться на клинических дисциплинах. Предполагается работа с учебными версиями электронных медицинских карт, автоматизированными рабочими местами медицинского персонала, системами поддержки врачебных решений. Финальным этапом формирования информационных компетенций являются курсы по выбору студентов, которые могут быть посвящены теле медицине, биоинформатике, имиджингу, SD-моделированию и др. Образовательной миссией кафедр и курсов медицинской информатики можно считать формирование у студентов компетенций информационной поддержки профессиональных решений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)