Субъектная позиция студента как условие успешности профессионального обучения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-9-30
Аннотация
Субъектная позиция студента рассматривается в исследовании как система личностного выбора устойчивой стратегии поведения, которая прослеживается в отношении студента к процессу и результатам обучения и связывает его учебную деятельность с перспективами профессионального будущего. Целью исследования является выявление ресурсов и проблем на этапе профессионального обучения в зависимости от субъектной позиции студента. Субъектная позиция студента рассматривается через его отношение к учебной деятельности, через его достижения на этапе профессионального обучения и через выражение готовности к профессиональной деятельности. В основе исследования лежит опрос студентов 20 российских вузов. Респондентами стали 1056 студентов. Наиболее выраженной позицией современных студентов является прагматическая, её придерживается большинство студентов бакалавриата и магистратуры. Наиболее успешны в образовательной среде студенты, занимающие интеллектуально-творческую позицию, у них широкий спектр достижений, они готовы тратить свои интеллектуальные ресурсы на профессиональное обучение, отрицательно относятся к различным формам имитации обучения, наиболее уверены в своём профессиональном будущем. Студенты с прагматической субъектной позицией в основном успешны, могут решать возникающие в процессе обучения проблемы, проявляют готовность к профессиональной деятельности. Студенты с созерцательной позицией несмотря на успешное в целом обучение проявляют неуверенность в профессиональном будущем. Студенты с имитационной субъектной позицией – самая проблемная группа. Эти студенты с трудом справляются с учебной деятельностью, проблемны, слабо ориентированы на достижения в других сферах деятельности, Исследование доказывает: субъектная позиция студента является существенным фактором, который влияет на процесс и результат профессионального обучения в вузе. Исходя из существующих типичных субъектных позиций можно и нужно подбирать средства и методы обучения, которые позволят актуализировать ресурсы и минимизировать проблемы профессиональной подготовки.
Об авторах
Е. Н. ЕмельяноваРоссия
Емельянова Ирина Никитична – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Школы образования
WOS: AAQ-3831-2021
Scopus ID: 57210110402
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
О. А. Теплякова
Россия
Теплякова Ольга Андреевна – канд. юр. наук, доцент кафедры теоретически и публично-правовых дисциплин Института государства и права
WOS: E-7912-2019
Scopus ID: 57199325162
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Д. О. Тепляков
Россия
Тепляков Дмитрий Олегович – канд. юр. наук, доцент кафедры теоретически и публично-правовых дисциплин Института государства и права
WOS: AAP-9035-2021
Scopus ID: 57201665372
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 6
Список литературы
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/slo/slo.htm (дата обращения: 27.03.2024).
2. Бегидова С.Н., Поддубная Т.Н. Профессиональная субъектная позиция как составляющая профессионального развития студента // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 17–24. EDN: PDEANT.
3. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспита ние субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Известия ВГПУ. 2009. № 4. С. 37–42. EDN: KVJQUN.
4. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук 19.00.07 – педагогическая психология. Курск, 2008. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/zhiznennye-strategii-kak-faktor-otnosheniya-studentov-k-uchebnoi-deyatelnosti-0 (дата обращения: 27.03.2024).
5. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Дисс. … доктора. пед. наук 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Калуга, 2021. 541 с. URL: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-professionalno-subektnoi-pozitsii-budushchego-uchitelya (дата обращения: 27.03.2024).
6. Абульханова К.А. Психология сознания и личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПОЛ «Модэк», 1999. 224 с. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0171/4_0171-1.shtml (дата обращения: 27.03.2024).
7. Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с. EDN: VVVCMH.
8. Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 123–129. EDN: KBDVXL.
9. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: Автореф. дис. ... доктора пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Оренбург, 2008. 45 с. URL: https://www.dissercat.com/content/stanovlenie-subektnosti-studenta-universiteta (дата обращения: 27.03.2024).
10. Воронцова Т.В., Рыкова Б.В., Матвеева Н.И. Роль ценностных ориентаций в формировании профессионально-субъектной позиции студентов колледжа // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. 2012. № 2. С. 61–64. EDN: PAVHCJ.
11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с. URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:22845/Source:default (дата обращения: 27.03.2024).
12. Гаранина Р.М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 58–83. EDN: YMEYJB.
13. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 99–110. EDN: SCYATL.
14. Гаранина Р.М. Адаптация первокурсника в образовательном пространстве вуза как один из факторов формирования его субъектной позиции // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1 (49). С. 75–88. EDN: AYJKJG.
15. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 9–18. EDN: PZDJIJ.
16. Ковров В.В. Субъектная позиция курсанта в обучении как условие успешности в профессионально-образовательной подготовке инспектора ПДН // Гуманитариум. 2017. №. 4. С. 23–26. DOI: 10.21661/r-464898
17. Wicaksono A., Korom E. Attitudes towards science in higher education: Validation of questionnaire among science teacher candidates and engineering students in Indonesia // Heliyon. 2023. Vol. 9. Is. 9. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e20023
18. He W., Luo H., Zhang D., Zhang Yu. Student’s subjective feelings during classroom learning // Learning and Instruction. 2024. Vol. 91. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2024.101891
19. Гильманов С.А. Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии / С.А. Гильманов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 1. С. 220–233. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-220-233
20. Матвеева Н.И. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов Черноярского губернского колледжа // Известия ВГБУ. 2010. № 9. С. 39–43. EDN: ZRMDRZ.
21. Wen Ja., Zhang Ju., Yang Ya., Cai Yu. Development and validation of the Self-Regulated Translation Learning Strategy Scale (SRTLSS) // Studies in Educational Evaluation. 2023. Vol. 78. Article no. 101292. DOI: 10.1016/j.stueduc.2023.101292
22. Cheng G., Zou D., Xie H., Wang F. Exploring differences in self-regulated learning strategy use between high- and low-performing students in introductory programming: An analysis of eye-tracking and retrospective think-aloud data from program comprehension // Computers & Education. 2024. Vol. 208. Article no. 104948. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104948
23. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Пути к успешности в образовании: поведенческие стратегии студенчества в региональных вузах России // Высшее образование в России. 2021. № 11. С. 64–80. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-64-80
24. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1 (91). С. 82–89. EDN: PZMUBB.
25. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: Дисс. … доктора пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история пе-дагогики и образования. Курск, 2009. 559 с. URL: https://www.dissercat.com/content/integrativno-differentsirovannyi-podkhod-k-razvitiyu-subektnosti-studentov-vuza-v-protsesse-/read (дата обращения: 27.03.2024).
26. Лобанова С.А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: Автореф. дисс. … канд. пед. наук 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Краснодар, 2009. 184 с. URL: https://www.dissercat.com/content/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-razvitiya-subektnoi-pozitsii-studenta (дата обращения: 27.03.2024).
27. Баранов А.А., Сунцова А.С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажёрской практики в инклюзивной школе // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 29–52. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52
28. Özöztürk S., Güler B., Bilgiç D., Özberk H., Yağcan H., Tokat M. The effect of online and face-to-face active learning methods on learning attitudes // Nurse Education Today. 2023. Vol. 1291. Artcicle no. 05915. DOI: 10.1016/j.nedt.2023.105915
29. Liu S., Ma G., Tewogbola P., Gu Х., Gao P., Dong B. et al. Game principle: enhancing learner engagement with gamification to improve learning outcomes // Journal of Workplace Learning. 2023. Vol. 35. Is. 5. P. 450–462. DOI: 10.1108/JWL-11-2022-0160
30. Aguiar-Castillo L., Hernández-López L., De Saá-Pérez P., Pérez-Jiménez R. Gamification as a motivation strategy for higher education students in tourism face-to-face learning // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2020. Vol. 27. Article no. 100267. DOI: 10.1016/j.jhlste.2020.100267
31. Овчарова Р.В., Трофимова Н.С. Субъектность личности как фактор социальнопсихологической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 69–71. EDN: PWVWBX.
32. Перченко Е.Л., Гудина Т.В. Особенности смысложизненных ориентаций и защитно-совладающего поведения у иностранных и российских студентов // Высшее образование в России. 2023. Т. 23. № 4. С. 124–136. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-124-136
33. Скрыпник Н.С. О педагогических условиях формирования субъектной позиции студентов технических вузов во внеаудиторной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 2. № 2 (58). С. 114–117. EDN: SMMXDV.
34. Landberg M., Partsch M. Perceptions on and attitudes towards lifelong learning in the educational system // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. Is. 1. Article no. 100534. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100534.
35. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 112–117. EDN: WYYSID.
36. Емельянова И.Н. Типология студентов и воспитательный процесс // Высшее образование в России. 2007. № 3 C. 170–172. EDN: HZQQMN.
37. Губина Н.К., Шарова М.А., Зайцева Т.В., Бова Э.Ю. Жизненные стратегии студенческой молодёжи регионального вуза и качество её образовательного и социального капитала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (76). C. 74–79. EDN: XVHUJJ.
38. Каргаполова Е.В., Дьякова В.В., Симоненко М.А., Давыдова Ю.А. Читательские практики студентов столичного мегаполиса: «любители» и «прагматики» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 87–101. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-87-101
39. Минин М.Г., Полицинская Е.В., Лизунков В.Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 83–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-83-95