Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Эволюция университетской автономии и академической свободы в оценках преподавателей университетов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-48-66

Аннотация

Статья посвящена анализу изменений университетской автономии и академической  свободы  на  протяжении  позднесоветского  и  постсоветского  времени,  какими их  видят  преподаватели  ведущих  вузов,  и  выявлению  факторов,  на  них  влияющих.  Цель статьи   –  выявить  элементы  советских  практик,  обеспечивавших,  по  мнению  преподавателей университетов, благоприятные условия для работы, и оценить возможности их использования в современных условиях.

Исследование основано на глубинных интервью, проведённых с преподавателями двух ведущих российских исследовательских университетов, расположенных в Москве и Томске. Большинство информантов имели опыт работы в университетах в советский период. Они рассуждали о степени преемственности университетской автономии и академической свободы в своих университетах и о связанных с ними наиболее эффективных управленческих практиках.

Изучение мнений показало, что советский опыт по-разному воспринимается как внутри университетов, так и между ними. Многие информанты к положительным сторонам советского  опыта  отнесли  гарантированное  государственное  финансирование  и  отлаженную систему сотрудничества с промышленностью на основе «хозяйственных договоров». Это, в свою очередь, поддерживало высокий статус преподавателей. Оценки современного периода полярные. Одни считают, что сейчас университеты достаточно автономны, и у преподавателей есть академические свободы. Другие  – что они значительно сократились, а государственный контроль усилился.

Прослеживание эволюции от советского периода к современному показало важность диверсификации, в первую очередь в формах и источниках финансирования. При этом прямой перенос успешных советских практик в современные условия вряд ли возможен.

Об авторе

И. Г. Дежина
Сколковский институт науки и технологий; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Дежина  Ирина  Геннадиевна  –  д-р  экон.  наук, руководитель  Аналитического  департамента 
научно-технологического развития; ведущий научный сотрудник

Research ID: F-7485-2014

121205,   г. Москва, Большой бульвар, 30, стр. 1

634050, Томск, пр. Ленина, 36



Список литературы

1. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2. Образы прошлого. СПб.: Наука, 2006. 751 с. ISBN 5-02-026885-2.

2. Дмитриев А. Переизобретение советского университета // Логос. 2013. №1 [91]. C.41-64. EDN: RVRGVR.

3. Penneman, H.J. De Groof, G. Neave, J. Svec, Democracy and Governance in Higher Education // European Journal for Education, Law and Policy. 1998. Vol. 2. P. 218–220. DOI: 10.1023/A:1022958626911

4. Никольский В. Университетская автономия и академическая свобода (критический взгляд на взаимосвязь традиционных ценностей) // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 147–155. EDN: JJRPMR.

5. Майер Г.В. Исследовательский университет: принципы, среда, инновации, традиции. Исторический аспект // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 6–12. DOI: 10.15826/umpa.2021.02.011

6. Vodichev E. Universities in Russia: Current Reforms Through the Prism of Soviet Heritage and International Practice // Sciences in the Universities of Europe, Nineteenth and Twentieth Centuries: Academic Landscapes: ed. by Kostas Gavroglu, Maria Paula Diogo & Ana Simхes. Dordrecht: Springer Verlag, 2015. DOI: 10.1007/978-94-017-9636-1_11

7. Вишленкова Е.А., Дмитриев А.Н. Прагматика традиции, или актуальное прошлое для российских университетов // Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов. Гл. 3. М.: НИУ ВШЭ. 2013. С. 61–95.

8. Лешуков О.В., Фрумин И.Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 4. C. 22–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.04.046

9. Стариков В.С. Качественный сравнительный анализ трансформаци й вузов: от советского классического к постсоветскому исследовательскому университету // Социология науки и технологий. 2016. Т. 7. № 2. C. 134–143. EDN: TXULTX.

10. Maassen P., Gornitzka Е, Fumasoli T. University reform and institutional autonomy: A framework for analysing the living autonomy // Higher Education Quarterly. 2017. No. 71. P. 239–250. DOI: 10.1111/hequ.12129

11. Roness P., Verhoest K., Rubecksen K., MacCarthaigh M. Autonomy and Regulation of State Agencies: Reinforcement, Indifference or Compensation? // Public Organization Review. 2008. Vol. 8. No. 2. P. 155–174. DOI: 10.1007/s11115-008-0057-4

12. Кузьминов Я., Юдкевич М. Академическая свобода и стандарты поведения // Вопросы экономики. 2007. T. 6. № 6. С. 80–93. DOI: 10.32609/0042-8736-2007-6-80-93

13. Ashby E., Anderson M. Universities: British, Indian, African. A Study of the Ecology of Higher Education. Cambridge: Harvard University Press. 1966. 571 p.

14. Berdahl R. Academic-Freedom, Autonomy and Accountability in British Universities // Studies in Higher Education. 1990. Vol. 15. No. 2. P. 169-180. DOI: 10.1080/03075079012331377491

15. Albornoz O. Autonomy and accountability in higher education // Prospects. 1991. Vol. 21. No. 2. P. 204–213. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000090812 (дата обращения: 14.05.2024).

16. Estermann T., Nokkala T. University Autonomy in Europe: Exploratory Study. Brussels: European University Association, 2009. 48 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/university%20autonomy%20in%20europe%201%20-%20exploratory%20study%20.pdf (дата обращения: 14.05.2024).

17. Ritzen J. University autonomy: Improving educational output // IZA World of Labor. 2016. Article no. 240. DOI: 10.15185/izawol.240

18. Verhoest K., Peters B. G., Bouckaert G., Verschuere B. The study of organisational autonomy: a conceptual review // Public Administration and Development: The International Journal of Management Research and Practice. 2004. Vol. 24. No. 2. P. 101–118. DOI: 10.1002/pad.316

19. De Boer H., Enders J. Working in the shadow of hierarchy: Organisational autonomy and venues of external influence in European universities // Managing Universities: Policy and Organizational Change from a Western European Comparative Perspective: ed. by I. Bleiklie, J. Enders, & B. Lepori. New York, NY: Palgrave Macmillan, 2017. 343 p. DOI: 10.1007/978-3-319-53865-5_3

20. Bain O. University Autonomy from the Top Down: Lessons from Russia // International Higher Education. 2002. No. 27. P. 22–24. DOI: 10.6017/ihe.2002.27.6972

21. Соколов М., Лопатина С., Яковлев Г. От товарищества к учреждениям: конституционная история российских вузов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. вып. 3 (сентябрь). С. 120–145. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-120-145

22. Agasisti T., Shibanova E. Autonomy, Performance And Efficiency: An Empirical Analysis Of Russian Universities 2014-2018 // WP BRP 224/ EC/2020, HSE Working papers, National Research University Higher School of Economics. 2020. 39 p. DOI: 10.2139/ssrn.3553716

23. Мазур Л.Н., Карманова Е.Д. К вопросу об автономии росси йских университетов: историко-документоведческое исследование уставов XIX–XXI веков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2. С. 156–169. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.2.11

24. Ефимова Г. З., Грибовский М. В. Престиж университетского преподавателя в России: историческая ретроспектива и современное состояние // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 2. С. 30–44. DOI: 10.15826/umpa.2023.02.011

25. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Современное состояние автономии российских университетов (взгляд со стороны ректорского корпуса) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 21–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-21-32

26. Зинченко Д.И., Егоров А.А. Моделирование эффективности российских университетов // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 23. № 1. С. 143–172. DOI: 10.17323/1813-8691-2019-23-1-143-172

27. Рощин Е.Н., Потапова Е.Б. Быть не в своей воле, или о необходимости академической автономии // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 4. С. 47–58. DOI: 10.22394/2686-7834-2021-4-47-58

28. Aberbach J. D., Christensen T. Academic Autonomy and Freedom under Pressure: Severely Limited, or Alive and Kicking? // Public Organization Review. 2018. Vol. 18. P. 487–506. DOI: 10.1007/s11115-017-0394-2

29. Schmidt E. K., Langberg K. Academic Au-tonomy in a Rapidly Changing Higher Education Framework: Academia on the Procrustean Bed? // European Education. 2007. Vol. 39. № 4. P. 80–94. DOI: 10.2753/EUE1056-4934390406

30. Etomaru I., Ujeyo M. S., Luhamya A., Kimoga J. Institutional Autonomy: Implications for Teaching and Research in Public Universities in Uganda // International Research in Higher Education. 2016. Vol. 1. № 2. P. 133–142. DOI: 10.5430/irhe.v1n2p133

31. Никольский В.С. « Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России . 2013. № 2. С. 73–78. EDN: PVJWQB.

32. Ren K., Li J. Academic Freedom and University Autonomy: A Higher Education Policy Perspective // Higher Education Policy. 2013. No 26. P. 507–522. https://doi.org/10.1057/hep.2013.31

33. Zavadskaya M., Gerber T. Rise and fall: social science in Russia before and after the war // Post-Soviet Affairs. 2023. Vol. 39. No. 1-2. P. 108-120. DOI: 10.1080/1060586X.2022.2164450

34. Попов Е.А. Академизм в оценках профессоров классических университетов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 62– 76. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-62-76

35. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47. EDN: NXSDNJ.

36. Кочухова Е. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 2. C. 278– 302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302

37. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136

38. Томилин О.Б., Клюев А.К. «Чёрные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55

39. Dezhina I. The Publication Race in Russian Universities as an Impediment to Academic Freedom // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. 2022. Vol. 30. No. 1. P. 135–157. URL: https://www.muse.jhu.edu/article/847106 (дата обращения: 14.05.2024).

40. Майер Г.В., Зинченко В.И., Ревушкин А.С. «Академический университет» как модель интеграции фундаментальной науки и элитарного образования // Известия высших учебных заведений. Физика. 1998. Т. 41. № 9. С. 3–7. EDN: ZBOBXN.

41. Froumin I., Kuzminov Y. I., Semyonov D. Institutional diversity in Russian higher education: revolutions and evolution // European Journal of Higher Education. 2014. Vol. 4. No. 3. P. 209– 234. DOI: 10.1080/21568235.2014.916532

42. Дежина И.Г., Сорокин А.Н. Проект 5-100 в восприятии сотрудников университетов // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 74–90. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-74-90

43. Fedyukin I., Kliagin A., Frumin I. Russia: The Rise of Research Universities // Building Research Capacity at Universities: ed. by M. Chankseliani, I. Fedyukin, I. Frumin. Palgrave Macmillan, Cham., 2022. DOI: 10.1007/978-3-031-12141-8_7


Рецензия

Просмотров: 603


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)