Взаимодействие с искусственным интеллектом как потенциал программы обучения иностранному языку в аспирантуре
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-67-85
Аннотация
В условиях цифровизации образовательных процессов возрастает необходимость изменить подходы к обучению иностранным языкам при подготовке кадров высшей квалификации – будущих научных работников. В центре внимания данной статьи находится изучение и определение состояния, в котором находится навык взаимодействия с цифровыми инструментами, системами и программами искусственного интеллекта у аспирантов технических направлений. В результате проведённого исследования был выявлен конфликт между растущей значимостью публикаций на английском языке и общей тенденцией в среде обучающихся к снижению потребности чтения научной литературы на английском языке, что не только сказывается на навыках чтения, но также влияет на научную читательскую практику. Потенциал разрешения выявленного противоречия лежит в развитии педагогических и методических приёмов, ориентированных на включение в учебный процесс современных цифровых инструментов с целью развития у аспирантов когнитивных навыков высшего порядка и оптимизации исследовательских процессов, связанных с работой с англоязычной научной литературой. Предлагается концепция курса обучения аспирантов иностранному языку с использованием цифровых инструментов, созданных на базе нейросетей.
Об авторах
Т. В. ПотемкинаРоссия
Потемкина Татьяна Валерьевна – д-р пед. наук, проф. кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
119991, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 4
Ю. А. Авдеева
Россия
Авдеева Юлия Анатольевна – доцент, канд. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
119991, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 4
У. Ю. Иванова
Россия
Иванова Ульяна Юрьевна – канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
119991, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 4
Список литературы
1. Carvalho L., Martinez-Maldonado R., Tsai Y.-S., Markauskaite L., De Laat M. How can we design for learning in an AI world? // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. Article no. 100053. DOI: 10.1016/j.caeai.2022.100053
2. Larsson A., Teigland R. Digital transformation and public services: Societal impacts in Sweden and beyond. Taylor & Francis. 2019. 378 p. DOI: 10.4324/9780429319297
3. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
4. Лёвин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 79–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95
5. Baum Z.J., Yu X., Ayala P.Y., Zhao Y., Watkins S.P., Zhou Q. Artificial Intelligence in Chemistry: Current Trends and Future Directions // Journal of Chemical Information and Modeling, 2021. Vol. 61. No. 7. P. 3197–3212. DOI: 10.1021/acs.jcim.1c00619
6. Левина Л.В., Левин А.И. О преподавании дисциплины «Научная коммуникация на иностранном языке» в аспирантуре // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13. № 3. С. 136–146. DOI: 10.21869/2223-151X-2023-13-3-136-146
7. Kacena M.A., Plotkin L.I., Fehrenbacher J.C. The use of artificial intelligence in writing scientific review articles // Current Osteoporosis Reports. 2024. Vol. 22. No. 1. P. 115–121. DOI: 10.1007/s11914-023-00852-0
8. Mijwil M.M., Hiran K.K., Doshi R., Dadhich M., Al-Mistarehi A.-H., Bala I. ChatGPT and the Future of Academic Integrity in the Artificial Intelligence Era: A New Frontier // Al-Salam Journal for Engineering and Technology, 2023. Vol. 2. No. 2. P. 116–127. DOI: 10.55145/ajest.2023.02.02.015
9. Wen L., Zhang W., Jin X., Li Z. Detection of Research Front Topic Based on Data of NSF Artificial Intelligence Project // 2019 International Conference on Artificial Intelligence and Advanced Manufacturing (AIAM). IEEE, 2019. P. 82–86. DOI: 10.1109/aiam48774.2019.00023
10. Hammad M. The impact of artificial intelligence (AI) Programs on writing scientific research // Annals of Biomedical Engineering. 2023. Vol. 51. No. 3. P. 459–460. DOI: 10.1007/s10439-023-03140-1
11. Okagbue E.F., Ezeachikulo U.P., Akintunde T.Y., Tsakuwa M.B., Ilokanulo S.N., Obiasoanya K.M. et al. A comprehensive overview of artificial intelligence and machine learning in education pedagogy: 21 Years (2000–2021) of research indexed in the scopus database. // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8. No. 1. Article no. 100655. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100655
12. G., Dlugolinsky S., Bobák M., Tran V., López García Á., Heredia I. et al . Machine Learning and Deep Learning frameworks and libraries for large-scale data mining: a survey. // Artificial Intelligence Review, 2019. Vol. 52. No. 1. P. 77–124. DOI: 10.1007/s10462-018-09679-z
13. Elali F. R., Rachid L.N. AI-generated research paper fabrication and plagiarism in the scientific community. // Patterns. 2023. Vol. 4. No. 3. Article no. 100706. DOI: 10.1016/j.patter.2023.100706
14. Mehta V., Thomas V., Mathur A. AI-dependency in scientific writing // Oral Oncology Reports. 2024. Vol. 10. Article no. 100269. DOI: 10.1016/j.oor.2024.100269
15. Cooperman S.R., Brandão R.A. AI Assistance with Scientific Writing: Possibilities, Pitfalls, and Ethical Considerations // Foot & Ankle Surgery: Techniques, Reports & Cases. 2024. Vol. 4. No. 1. Article no. 100350. DOI: 10.1016/j.fastrc.2023.100350
16. de Souza B.C., Serrano de Andrade Neto A., Roazzi A. (2024). The generative AI revolution, cognitive mediation networks theory and the emergence of a new mode of mental functioning: Introducing the Sophotechnic Mediation scale // Computers in Human Behavior: Artificial Humans. 2024. Vol. 2. No. 1. Article no. 100042. DOI: 10.1016/j.chbah.2024.100042
17. Koehler M., Sauermann H. Algorithmic Management in Scientific Research // Social Science Research Network. 2023. Vol. 53. No. 4. DOI: 10.2139/ssrn.4497871
18. Huang J., Tan M. The role of ChatGPT in scientific communication: writing better scientific review articles. // Am J Cancer Res. 2023. Vol. 13. No. 4. P. 1148–1154. URL: https://e-century.us/files/ajcr/13/4/ajcr0150104.pdf (дата обращения 09.03.2024).
19. Stahl B.C., Andreou A., Brey P., Hatzaki T., Kirichenko A., Macnish K. et al. Artificial intelligence for human flourishing – Beyond principles for machine learning // Journal of Business Research, 2021. No. 124. P. 374–388. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.11.030
20. Фролова А.В., Копылова Н.А. Английская терминология в области радиосвязи и телекоммуникаций // Современные технологии в науке и образовании-СТНО-2019. 2019. С. 88– 90. EDN: ZWUBQU.
21. Sulisworo D. Exploring Research Idea Growth with Litmap: Visualizing Literature Review Graphically // Bincang Sains dan Teknologi. 2023. Vol. 2. No. 02. P. 48–54. DOI: 10.56741/bst.v2i02.323
22. Горева Т.А., Звягина В.В., Чудинова Н.В. Метатекстовая компетенция как неотъемлемая часть обучения аспирантов иноязычной коммуникации в научной и технической сферах // Русистика без границ. 2019. Т. 3. № 2. С. 79–87. EDN: ORBBYT.
23. Lee J.Y. Can an artificial intelligence chatbot be the author of a scholarly article? // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2023. Vol. 20. No. 6. DOI: 10.3352/jeehp.2023.20.6
24. Hubbard K.E., Dunbar S.D. Perceptions of scientific research literature and strategies for reading papers depend on academic career stage // PloS one. 2017. Vol. 12. No. 12. Article no. e0189753. DOI: 10.1371/journal.pone.0189753
25. Ravichandran S., Kretovics M., Kirby K., Ghosh A. Strategies to Address English Language Writing Challenges Faced by International Graduate Students in the US // Journal of International Students. 2018. Vol. 7. No. 3. P. 764–785. DOI: 10.32674/jis.v7i3.298
26. Бурцева Э.В., Чепак О. А. Обучение иностранному языку в аспирантуре: основные проблемы и пути их решения // Банзаровские чтения. Материалы международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ. В 2-х частях. Ч. 2. науч. ред. В.В. Номогоева, отв. редактор О.Н. Полянская. Улан-Удэ, 2022. С. 133–139. DOI: 10.18101/978-5-9793-1755-7-133-139
27. Marzuki N., Widiati U., Rusdin D., Darwin D., Indrawati I. The impact of AI writing tools on the content and organization of students’ writing: EFL teachers’ perspective // Cogent Education. 2023. Vol. 10. No. 2. DOI: 10.1080/2331186x.2023.2236469
28. Bloom B. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational goals. Handbook 1, Cognitive Domain. Longman. 1956. 207 p. URL: https://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/PPP242/Benjamin%20S.%20Bloom%20-%20Taxonomy%20of%20Educational%20Objectives%2C%20Handbook%201_%20Cogni-tive%20Domain-Addison%20Wesley%20Publishing%20Company%20%281956%29.pdf (дата обращения 09.03.2024).
29. Султанова Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов // Высшее образование сегодня. 2019. Т. 1. С. 14–19. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.01.P.14