Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Иммерсивные технологии в образовательной практике российской высшей школы

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-112-135

Аннотация

Иммерсивные технологии (ИмТ) находят всё большее распространение в научно-технологическом секторе и научной повестке о высшем образовании. Статья систематизирует образовательные практики российских вузов по применению ИмТ в обучении. В фокусе исследования – организационные и дидактические условия применения ИмТ в российской высшей школе. В рамках исследования были проинтервьюированы представители российских университетов (N=16). Результаты исследования демонстрируют место иммерсивных образовательных продуктов в структуре образовательного процесса и обозначают перспективы их дальнейшего применения. Кейсы российских вузов свидетельствуют о том, что ИмТ постепенно находят свою нишу в высшем и дополнительном профессиональном образовании в качестве средства обучения. Обеспечивая погружение обучающихся в ситуацию реальных условий применения профессиональных навыков, иммерсивные образовательные продукты направлены на отработку алгоритмов действий в стандартных и нестандартных ситуациях своей (будущей) профессиональной деятельности в рамках индивидуальной самостоятельной работы. Не меняя дидактическую структуру учебного курса, ИмТ занимают место между теоретическим блоком и учебной практикой. Авторы исследования приходят к выводу, что иммерсивные образовательные продукты имеют большой потенциал в части повышения качества визуализации учебного материала, интеграции мультимодального режима для организации групповой работы, совершенствования шкалы оценивания и учёта индикаторов учебной аналитики. На фоне ряда положительных эффектов (мотивирующего, психологического, топологического, развивающего) будущее иммерсивных технологий в высшем образовании зависит от правового регулирования их применения в образовании, их доступности для вузов и мотивации преподавателей.

Об авторах

Д. П. Ананин
Московский городской педагогический университет
Россия

Ананин Денис Павлович – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования образовательной политики и инновационного развития

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



А. Ю. Сувирова
Московский городской педагогический университет
Россия

Сувирова Анастасия Юрьевна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник лаборатории исследования образовательной политики и инновационного развития

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 174–178. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0043

2. Давыдова Д., Гильванов Г.Р., Кукушкина Я.В., Романова И.Ю. Иммерсивные технологии в высшем образовании // Известия Петербургского университета путей сообщения. СПб.: ПГУПС, 2023. Т. 20. Вып. 1. С. 120–132. DOI: 10.20295/1815-588X-2023-1-120-132

3. Ковалев А.И., Роголева Ю.А., Егоров С.Ю. Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 44–58. DOI: 10.11621/vsp.2019.04.44

4. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). С. 133–152. EDN: TLDEIJ.

5. Atal D., Admiraal W., Saab N. 360° Video in Teacher Education: A Systematic Review of Why and How It is Used in Teacher Education // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 135. Article no. 104349. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104349

6. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск менеджмент. 2018. № 3 (106). C. 88–107. DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-88-107

7. Ляпунов В.Е., Гильванов Р.Г., Романова И.Ю., Воробьев А.А. Использование технологий виртуальной реальности в образовании // International Journal of Advanced Studies. 2023. Т. 13. № 1. C. 252–266. DOI: 10.12731/2227-930X-2023-13-1-252-266

8. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2710–2719. DOI: 10.15372/PEMW20190208

9. Concannon B.J., Esmail S., Roberts M.R. Head-Mounted Display Virtual Reality in Post-Secondary Education and Skill Training // Frontiers in Education. 2019. No. 4 (80). P. 1–23. DOI: 10.3389/feduc.2019.00080

10. Lamb R., Etopio E.A. Virtual Reality: A Tool for Preservice Science Teachers to Put Theory into Practice // Journal of Science Education and Technology. 2020. No. 29 (4). P. 573–585. DOI: 10.1007/s10956-020-09837-5

11. Snelson C., Hsu Y.C. Educational 360°-Degree Videos in Virtual Reality: A Scoping Review of the Emerging Research // TechTrends. 2020. No. 64. P. 404–412. DOI: 10.1007/s11528-019-00474-3

12. Gandolfi E., Kosko K.W., Ferdig R.E. Situating Presence within Extended Reality for Teacher Training: Validation of the Extended Reality Presence Scale (XRPS) in Preservice Teacher Use of Immersive 360° Video // British Journal of Educational Technology. 2021. No. 52 (2). P. 824– 841. DOI: 10.1111/bjet.13058

13. Рачеев Н.О., Назарова Л.И. Цифровые и нецифровые образовательные технологии в высшей школе: иммерсивность и агентность // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2023. Вып. 2 (42). С. 1–12. DOI: 10.15393/j5.art.2023.8364

14. Баранников К.А., Стрикун Н.Г., Сувирова А.Ю. Виртуальная реальность образования. Дайджест открытых источников. Москва: ООО «Грин Принт», 2022. 94 с. ISBN: 978-5-907719-06-4.

15. Хукаленко Ю.С., Бажина П.С., Земцов Д.И. Иммерсивные технологии в школьном образовании: по итогам всероссийской программы апробации // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 338–353. DOI: 10.32744/pse.2022.3.19

16. Паскова А.А. Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14. № 3. С. 83–92. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-3-83-92

17. Жигалова О.П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1(34). С. 109–112. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0026

18. Заславская О.Ю. Фундаментальные подходы к трансформации содержания и методов общего образования в условиях использования иммерсивных технологий // Информационные системы и технологии: материалы международного научного конгресса по информатике. Минск: Белорусский государственный университет, 2022. С. 67–72. EDN: MTTPPV.

19. Вотинцев А.В. Модернизация материально-технической базы высшего педагогического образования // Педагогическое образование в России. 2022. № 4. С. 113–121. EDN: NHKEPQ.

20. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и образование. 2020. № 10. С. 6–16. DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-10-6-16

21. Cicek I., Bernik A., Tomičić I. Student Thoughts on Virtual Reality in Higher Education – A Survey Questionnaire // Information. 2021. Vol. 12. No. 4. P. 151. DOI: 10.3390/info12040151

22. Sviridova E., Yastrebova E., Bakirova G., Rebrina F. Immersive Technologies as an Innovative Tool to Increase Academic Success and Motivation in Higher Education // Frontiers in Education. 2023. No. 8. Article no. 1192760. DOI: 10.3389/feduc.2023.1192760

23. Bicalho D.R., Piedade J.M., Matos J.F. The Use of Immersive Virtual Reality in Educational Practices in Higher Education: A Systematic Review // 2023 International Symposium on Computers in Education (SIIE) . Setúbal. Portugal. 2023. P. 1–5. DOI: 10.1109/SIIE59826.2023.10423711

24. Natale A.F., Repetto C., Riva G., Villani D. Immersive Virtual Reality in K-12 and Higher Education: A 10-Year Systematic Review of Empirical Research // British Journal of Educational Technology. 2020. No. 51 . P. 2006–2033. DOI: 10.1111/bjet.13030

25. Pellas N., Mystakidis S., Kazanidis I. Immersive Virtual Reality in K-12 and Higher Education: A Systematic Review of the Last Decade Scientific Literature // Virtual Reality. 2021. No. 25 . P. 835–861. DOI: 10.1007/s10055-020-00489-9

26. Yu Z. A Meta-Analysis of the Effect of Virtual Reality Technology Use in Education // Interactive Learning Environments. 2023. Vol. 31. No. 8. P. 4956–4976. DOI: 10.1080/10494820.2021.1989466

27. Yu Z., Xu W. A Meta-Analysis and Systematic Review of the Effect of Virtual Reality Technology on Users’ Learning Outcomes // Computer Applications in Engineering Education. 2022. No. 30 . P. 1470–1484. DOI: 10.1002/cae.22532

28. Dong W., Zhou M., Zhou M., Jiang B., Lu J. An Overview of Applications and Trends in the Use of Extended Reality for Teaching Effectiveness: An Umbrella Review Based on 20 Meta-Analysis Studies // The Electronic Library. 2023. No. 41. P. 557–577. DOI: 10.1108/EL-11-2022-0257

29. Modrego-Alarcón M., Morillo H., Campos D., Navarro-Gil M. T., Montero-Marín J. et al. Effects and Acceptability of Virtual Reality to Facilitate Mindfulness Practice in University Students // Journal of Computing in Higher Education. 2023. DOI: 10.1007/s12528-023-09393-y

30. Conrad M., Kablitz D., Schumann S. Learning Effectiveness of Immersive Virtual Reality in Education and Training: A Systematic Review of Findings // Computers & Education: X Reality. 2024. Vol. 4. Article no. 100053. DOI: 10.1016/j.cexr.2024.100053

31. Bermejo B., Juiz C., G ómez D.C., Oskam J.A., Moilanen T. et al. AR/VR Teaching-Learning Experiences in Higher Education Institutions (HEI): A Systematic Literature Review // Informatics. 2023. Vol. 10. No. 45. DOI: 10.3390/informatics10020045

32. Hamilton D., McKechnie J., Edgerton E., Wilson C. Immersive Virtual Reality as a Pedagogical Tool in Education: A Systematic Literature Review of Quantitative Learning Outcomes and Experimental Design // Journal of Computers in Education. 2021. Vol. 8. No. 1. P. 1–32. DOI: 10.1007/s40692-020-00169-2

33. Wang Q., Li Y. How Virtual Reality, Augmented Reality and Mixed Reality Facilitate Teacher Education: A Systematic Review // Journal of Computer Assisted Learning . 2024. DOI: 10.1111/jcal.12949

34. Won M., Ungu D.A., Matovu H., Treagust D.F., Tsai C. et al. Diverse Approaches to Learning with Immersive Virtual Reality Identified from a Systematic Review // Computers and Education. 2023. Vol. 195. Article no. 104701. DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104701

35. Vergara D., Antón-Sancho Á., Dávila L.P., Fernández-Arias P . Virtual Reality as a Didactic Resource from the Perspective of Engineering Teachers // Computer Applications in Engineering Education. 2022. No. 30. P. 1086–1101. DOI: 10.1002/cae.22504

36. Singh K.D., Singh P. QoS-Enhanced Load Balancing Strategies for Metaverse-Infused VR/AR in Engineering Education 5.0 // Computer Applications in Engineering Education. 2 024. DOI: 10.1002/cae.22722

37. Antón-Sancho Á., Vergara D., Fernández-Arias P., Ariza-Echeverri E.A. . Didactic Use of Virtual Reality in Colombian Universities: Professors’ Perspective // Multimodal Technologies and Interaction. 2022. Vol. 6. No. 5. P. 38. DOI: 10.3390/mti6050038

38. Talbi K., Zergout I., Ajana S., Haddouchane Z.A. Analytical Study of Virtual Reality in Moroccan Higher Education // 2023 7th IEEE Congress on Information Science and Technology (CiSt) . 2023. P. 503–507. DOI: 10.1109/CiSt56084.2023.10409978

39. Лунев Д.Н., Рытов А.И., Серебрякова Ю.В. Оценка образовательных результатов при использовании технологий симуляционного обучения педагогов // Сборник практик МГПУ в области оценки качества образования: Проект «Комплексная система оценивания образовательных результатов». Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. С. 99–111. EDN: YJINLK.

40. Ferdig R.E., Kosko K.W. Implementing 360° Video to Increase Immersion, Perceptual Capacity, and Teacher Noticing // TechTrends. 2020. No. 64. P. 849–859. DOI: 10.1007/s11528-020-00522-3

41. Huh Y. 360° Virtual Reality Project to Inspire Future Educators to be Creators // Journal of Education for Teaching. 2020. Vol. 46. No. 3. P. 421–423. DOI: 10.1080/02607476.2020.1766833 42. Zolfaghari M., Austin C.K., Kosko K.W., Ferdig R.E. Creating Asynchronous Virtual Field Experiences with 360° Video // Journal of Technology and Teacher Education. 2020. Vol. 28. No. 2. P. 315–320. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/216115/ (дата обращения: 16.04.2024).

42. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность / / Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 22–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32

43. Kononowicz A., Woodham L., Edelbring S., Stathakarou N., Davies D. et al. Virtual Patient Simulations in Health Professions Education: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration // Journal of Medical Internet Research. 2019. Vol. 21. No. 7. Article no. e14676. DOI: 10.2196/14676

44. Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество российских вузов в новых условиях: ограничения и возможности // ЭКО. 2022. № 11 (581). С. 125–143. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2022-11-125-143

45. Дежина И.Г. Научная политика в России в 2018-2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10

46. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Шумилин Е.А. [и др.] (отв. ред.) Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., М-во просвещения РСФСР. Моск. обл. пед. инт им. Н.К. Крупской, 1974. С. 3–14.

47. Дудырев Ф.Ф., Максименкова О.В. Симуляторы и тренажёры в профессиональном образовании // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 255–276. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-255-276

48. Boel C., Dekeyser K., Lemal M., Rotsaert T., Valcke M. et al. Towards a Framework for a Nation-Wide Implementation of Augmented, Virtual and Mixed Reality in K-12 Technical and Vocational Education // TechTrends. 2024. No. 68. P. 295–306. DOI: 10.1007/s11528-023-00925-y

49. Вилкова К.А., Захарова У.С. Учебная аналитика в традиционном образовании: её роль и результаты // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24 (3). С. 59–76. DOI: 10.15826/umpa.2020.03.026


Рецензия

Просмотров: 401


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)