Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Реализация индивидуальных образовательных траекторий в высших учебных заведениях

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-5-150-168

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что образование получает новый виток в своём развитии, который определяется современными тенденциями становления цифровой мировой экономики, предъявляющей особые требования к развитию человеческого капитала, где высшие учебные заведения призваны сыграть ведущую роль. Модели обучения с использованием индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) считаются на современном этапе формирования общества одними из самых перспективных, о чём свидетельствует послание президента РФ В.В. Путина и внесение ряда поправок в закон об образовании РФ.

Целью представленного авторским коллективом исследования является анализ и обобщение педагогического опыта реализации ИОТ в высших учебных заведениях. В качестве методологической основы авторами были избраны методы и подходы общего и частнонаучного характера: диалектический, феноменологический, социометрический; включённое педагогическое наблюдение, ретроспективный и статистический анализ и синтез. Эмпирические данные были получены в результате опроса обучающихся 1-го, 2-го и 3-го курсов очного отделения (n=117). Данное исследование можно отнести к разряду междисциплинарных, поскольку оно затрагивает такие науки как педагогика, психология, философия и социология. Анализ полученных данных показал, что внедрение ИОТ имеет как существенные достоинства, так и определённые недостатки. Выявленные в ходе исследования проблемы при реализации ИОТ могут быть сведены к минимуму, учитывая рекомендации, предложенные авторами статьи, что позволит рационализировать и гуманизировать образовательный процесс. Научная новизна и практическая значимость заключаются в обобщении собственного эмпирического опыта и могут послужить основой для устранения сложностей в реализации ИОТ; корректировки подходов и применяемого арсенала методов; разработки дополнительных специальных курсов, учебных пособий, учебно-методических материалов и рекомендаций по организации ИОТ в высшей школе.

Об авторах

О. Е. Яцевич
Тюменский индустриальный университет
Россия

Яцевич Ольга Евгеньевна – канд. философ. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, член РФО

Researcher ID: W-4934-2017

625000, Уральский федеральный округ, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Н. Н. Сперанская
Тюменский индустриальный университет
Россия

Сперанская Нина Ивановна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

625000, Уральский федеральный округ, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Н. В. Омелаенко
Тюменский индустриальный университет
Россия

Омелаенко Наталия Викторовна – канд. социол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

625000, Уральский федеральный округ, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 38



В. В. Юдашкина
Тюменский индустриальный университет
Россия

Юдашкина Валентина Владимировна – старший преподаватель кафедры иностранных языков

625000, Уральский федеральный округ, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Л. Н. Шабатура
Тюменский индустриальный университет
Россия

Шабатура Любовь Николаевна – д-р философ. наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий, член РФО

625000, Уральский федеральный округ, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 38



Список литературы

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 576 c. URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/index.shtml?ysclid=lg52jmwcmy705750791(дата обращения: 30.03.2023).

2. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, её презирающим. Монологи. М.: ООО «Икс Хистори», 2015. 476 с. ISBN: 978-5-9906462-8-5.

3. Bruner J.S. The Process of Education. Cambridge: Harvard University Press, 1977. 97 с. URL: https://mde.biologia.gr/amigi/wp-content/uploads/sites/2/2016/03/The-Process-of-Education-Bruner.pdf (дата обращения: 30.01.2023).

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с. URL: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/motiv.pdf?ysclid=lg52l37vky962731116 (дата обращения: 05.04.2023).

5. Роджерс К. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с. ISBN: 5-89357-099-5.

6. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. СПб., 2001. 400 с. URL: https://readli.net/istoriya-obrazovaniya-i-pedagogicheskoy-myisli-za-rubezhom-i-v-rossii/?ysclid=lg5330bm30546132029 (дата обращения: 14.02.2023).

7. Петровский А.В. Потребность «быть личностью» // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4. С. 87–91. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n4/Petrovsky.shtml (дата обращения: 25.11.2023).

8. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). EDN: TMBZUR.

9. Мажар Е.Н., Васильева Е.В. Индивидуализация обучения в вузе средствами системы дополнительного образования // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 299–301. EDN: IAALNI.

10. Бубнова Ю.В. Особенности проектирования индивидуальных траекторий студентов неязыковых направлений вузов // Наука и школа. 2018. № 4. С. 184–189. EDN: YAECLZ.

11. Кабанова Л.А., Шкунова А.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. EDN: XSEMAP.

12. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям // Вопросы методики преподавания в вузе. 2013. № 2 (16). EDN: RYDJGZ.

13. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24. EDN: SKEDSL.

14. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31–42. URL: https://koi.tspu.ru/koi_books/nikolskaya2/rtloo.htm (дата обращения: 25.11.2023).

15. Koli H., Kylämä M. Oppilaitoksen tietoja viestint ätekniikan opetusk äyt ön strategiaty övälineitä kehitt ämistyöhön // Opetushallitus. Networking in Finnish Schools 1996-1999. National Board of Education. 2000. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/8743/ (дата обращения: 12.03.2023).

16. Koschmann T. Tools of termlessness: Technology, educational reform, and Deweyan inquiry // T. O’Shea (Ed.), Virtual Learning Environments and the Role of the Teacher. 2001. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=9897ad331b1c4004de4632ecb85b6c70de253fc1 (дата обращения: 12.03.2023).

17. Martinková P., Hladk á A., Potužníková E. Is academic tracking related to gains in learning competence? Using propensity score matching and differential item change functioning analysis for better understanding of tracking implications. Conference: ECER 2019. DOI: 10.1016/j.learnin-struc.2019.101286

18. Membrive A., Silva N., Rochera M.J., Rubio I. M. Advancing the conceptualization of learning trajectories: A review of learning across contexts // Learning, Culture and Social Interaction. 2022. Vol. 37. Article no. 100658. DOI: 10.1016/j.lcsi.2022.100658

19. Cuevas-Vallejo A., Orozco-Santiago J., Paz-Rodríguez S. A learning trajectory for university students regarding the concept of vector // The Journal of Mathematical Behavior. 2023. Vol. 70. Article no. 101044. DOI: 10.1016/j.jmathb.2023.101044

20. Akdeniz D.G., Argün Z. Learning trajectory of a student with learning disabilities for the concept of length: A teaching experiment // The Journal of Mathematical Behavior. 2021. Vol. 64. DOI: 10.1016/j.jmathb.2021.100915

21. Кожахметова Р.Н., Кольева Н.С. Жеке білім Беру Траекториясын Кру Алгоритмін зірлеу // М. озыбаев атында ы СКУ Хабаршысы. 2022. № 3 (55). P. 159–166.

22. Bentley T., Miller R. Personalised learning: creating the ingredients for system and society wide change // IARTV Occasional paper No. 87. Melbourne, Australia: Incorporated Association of Registered Teachers of Victoria. 2004. P. 157– 160. URL: https://silo.tips/download/personalised-learning-an-overview (дата обращения: 13.02.2023).

23. Nabizadeh A.H., Leal J., Rafsanjani H., Shah R. Learning Path Personalization and Recommendation Methods: A Survey of the State-Of-The-Art // Expert Systems with Applications. 2020. Article no. 113596. DOI: 10.1016/j.eswa.2020.113596

24. Brown A.L. Transforming Schools into Communities of Thinking and Learning about Serious Matters // American Psychologyst. 1997. P. 399– 413. DOI: 10.1037/0003-066X.52.4.399

25. Кириллов П.Н., Корякина Н.И. Школа возможностей: индивидуальные траектории развития // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). EDN: URNHHV.

26. Кляпышева Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. 2018. № 12 (34). EDN: YQVPKH.

27. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Самопроектирование индивидуального образовательного маршрута студента: миф и реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 2 (190). С. 56–61. URL: http://vestnik.osu.ru/2016_2/10.pdf (дата обращения: 21.03.2023).

28. Омелаенко Н.В. Обучение студентов на основе индивидуальной образовательной траектории // Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 1. EDN: XSYNUE.

29. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальная образовательная траектория в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82. EDN: SJEENB.

30. Аржаник М.Б. Анализ практик индивидуализации обучения по образовательным программам медицинского образования в Российской Федерации и за рубежом. Томск: Изд-во СибГМУ, 2022. 46 с. URL: https://medinrus.ru/upload/iblock/62c/ybm1z211mz085mwzxs76u0f2ovlt2pce.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

31. Манухин А.А., Володина Н.Н. Гуманитарные дисциплины в Массачусетском технологическом институте (MIT) // Гуманитарный вестник. 2015. № 5 (31). C. 1–7. DOI: 10.18698/2306-8477-2015-5-244.

32. Погодаева Т.В., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Индивидуальные образовательные траектории как фактор повышения конкурентоспособности молодёжи // Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона. Материалы форума с международным участием. 2019. С. 214–220. EDN: TVAOXV.

33. Graf S. Fostering Adaptivity in E-Learning Platforms: A Meta-Model Supporting Adaptive Courses. Conference: Cognition and Exploratory Learning in Digital Age, CELDA 2005, 14-16 December 2005, Porto, Portugal, Proceedings. P. 440–443. URL: https://sgraf.athabascau.ca/publications/graf_CELDA05.pdf (дата обращения: 14.02.2023).

34. Захарова И.Г., Воробьева М.С., Боганюк Ю.В. Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий на основе концепции объяснимого искусственного интеллекта // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 163– 190. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-163-190


Рецензия

Просмотров: 499


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)