Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83

Аннотация

В статье предпринимается попытка выявить дефициты и сложности реализации подхода «Обучение служением», существующие отклонения от принципов, требований и структуры, характерные для образовательной организации, имеющей богатый опыт в проектном обучении студентов и осуществившей массовое привлечение студентов и преподавателей к Федеральной программе «Обучение служением». В основе анализа – опыт участия студентов Южного федерального университета в проектной деятельности с применением подхода «Обучение служением». Основные выводы статьи опираются на эмпирическое исследование методом анкетирования, в котором приняли участие 372 респондента. Выявлены риски упрощения реализации подхода в условиях отработанных моделей реализации проектного обучения, которые снижают как воспитательный потенциал подхода, так и удовлетворённость и готовность дальнейшего участия в программе студентов. Определено, что особого внимания требует сопровождение проектной деятельности с подходом «Обучение служением» в рамках подготовки естественно-научных и инженерно-технических кадров. Обозначены основные детерминанты успешности реализации подхода: высокий уровень информированности студентов, обеспечение возможности участия студентов в выборе проблемы, идеи и способов её реализации, наставническая позиция руководителя проектной деятельности, возможность коммуникации с социальным партнёром и целевой аудиторией, регулярные рефлексивные мероприятия. Полученные результаты позволили сформулировать систему действенных рекомендаций по усовершенствованию организационных условий и коммуникативных моделей для дальнейшего масштабирования использования данного подхода. Исследование носит поисковый характер, однако полученные выводы важны для обмена первым опытом внедрения подхода «Обучение служением» и дальнейшей теоретико-методологической дискуссии о возможностях и ограничениях применения подхода.

Об авторах

Я. А. Асланов
Южный федеральный университет
Россия

Асланов Яков Андреевич – канд. соц. наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения, проректор по воспитательной работе и реализации молодёжных программ,

344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

ScopusID: 57204907442;

ResearcherID: AAB-5134-2020.



Л. С. Деточенко
Южный федеральный университет
Россия

Деточенко Людмила Станиславовна – канд. филос. наук, доцент, заведующий кафедрой социальных технологий Института философии и социально-политических наук,

344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

ScopusID: 57206889407;

ResearcherID: CAI-9434-2022.



А. П. Лепин
Южный федеральный университет
Россия

Лепин Александр Петрович – канд. соц. наук, доцент кафедры социальных технологий Института философии и социально-политических наук,

344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.

ScopusID: 55883748200;

ResearcherID: DBJ-7795-2022.



Е. В. Мартынова
Южный федеральный университет
Россия

Мартынова Евгения Васильевна – канд. соц. наук, доцент кафедры социальных технологий Института философии и социально-политических наук,

344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42.



Список литературы

1. Михалева Т.М. «Обучение служением» в реализации третьей миссии университета // Национальная система квалификаций России. 2023. № 1. С. 38–44. URL: https://journal.nark.ru/upload/iblock/fdc/vvtegb7zwfo7xopzzad6mo7wyhjgcsbu/NSK_5.pdf (дата обращения: 15.07.2024).

2. Печегина Т., Яшина А. «Обучение служением»: мировой тренд приходит в Россию // Позитивные изменения. 2023. Т. 3. № 3. С. 15–25. DOI: 10.55140/2782–5817-2023-3-3-15–25

3. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта: доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международ. научн. конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г.: рук. авт. кол. Д.И. Земцов. М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2023. 24 с. ISBN 978-57598-2788-7. EDN: QIPQVB.

4. Phillips, A. Service learning and Social Work Competency-Based Education: A “Goodness of Fit”? // Advances in Social Work. 2011. Vol. 12, no. 1, pp. 1-20, DOI: 10.18060/1318

5. Jacoby B. Service learning Essentials: Questions, Answers, and Lessons Learned. San Francisco, CA: Jossey-Bass Higher and Adult Education, 2015. 352 p. ISBN: 9781118627945.

6. Багдасарян В.Э. Педагогические системы: цивилизационно-ценностные основания: монография. Ярославль: ИПК Индиго, 2023. 418 c. ISBN: 978-5-91722-353-1.

7. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2001. 512 c. ISBN 5-89144-142-Х.

8. Kenny M.E., Gallagher L.A. Service learning: A History of Systems // Learning to Serve. Outreach Scholarship. 2002. Vol. 7: by ed. M.E. Kenny, L.A.K. Simon, K. Kiley-Brabeck, R.M. Lerner. Springer, Boston, MA. DOI: 10.1007/978-1-4615-0885-4_2

9. Захарова Е.А., Бодренкова Г.П., Попова А.А., Захаров И.Г. Service learning – обучение действием. М.: Фонд «Созидание», 2006. 164 с. ISBN 5-9900813-1-6.

10. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023.Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617–2023-32-12-9-28

11. Дейкова Л.А. Программа «Обучение служением» в российских вузах – истоки и перспективы // Лучшие практики победителей Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы». Сборник статей участников VI Национальной научно-практической сессии: отв. ред. Е.В. Ляпунцова, Ю.М. Белозёрова. М.: Образование пресс, 2023. С. 80–86. EDN: FURBCA.

12. Обучение служением: метод. пособ.: под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ, 2020. 216 c.

13. Проектное обучение: практики внедре-ния в университетах: под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М.: Издат. дом НИУ ВШЭ, 2018. 154 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/376211321.pdf (дата обращения: 15.07.2024).

14. Tietjen L.L. Service learning pedagogy in teacher education: An examination of individual and group experiences, 2016. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/77977684.pdf (дата обращения: 15.07.2024).

15. Valencia-Forrester, F., Patrick, C. J., Webb, F., Backhaus, B. Practical aspects of service learning make work-integrated learning wise practice for inclusive education in Australia // International Journal of Work-Integrated Learning. 2019. Vol. 20, no. 1, pp. 31–42. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1206987.pdf (дата обращения: 15.07.2024).

16. Matzembacher D.E., Gonzales R.L., Nascimento L.F.M. From informing to practicing: Students’ engagement through practice-based learning methodology and community services// The International Journal of Management Education. 2019. Vol. 17. No. 2. P. 191–200. DOI: 10.1016/j.ijme.2019.03.002


Рецензия

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)