Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Имеет ли значение наличие высшего образования для поведения молодёжи в сети Интернет?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-123-139

Аннотация

В статье решается задача сравнения влияния двух факторов – наличия высшего образования и поколенческой принадлежности – на цифровую компетентность и на поведение молодёжи в интернет-пространстве. К её решению привлекаются вытекающие из теории цифрового неравенства подходы, проблематизирующие значение социально-демографических и иных характеристик населения для использования информационно-технологических новинок. Также важной для исследования является теория поколений. Она позволила выделить поколения Y и Z, сформировавшихся в условиях технологических изменений рубежа XX–XXI вв. В статье основное внимание уделяется представителям поколения Z. Их цифровая компетентность и поведение в сети Интернет сравнивается с обладателями высшего образования. Источники исследования: результаты социологического опроса молодёжи, проведённого в 2023 г. в 8 федеральных округах России, данные аналитических компаний, подвергнутые вторичной оценке, материалы официальной статистики.

В России образование является третьим по значимости фактором, влияющим на цифровое неравенство российской молодёжи, уступая двум другим причинам – месту проживания и материальной обеспеченности. Высшее образование сохраняет свои позиции в обеспечении цифровой компетентности молодёжи. Однако его наличие не влияет на поведение молодёжи в сети Интернет. Представители поколения Z, которые сегодня ещё только обучаются в российских вузах или поступают в них, по уровню использования информационно-технологических новинок не уступают тем, кто имеет высшее образование. «Цифровые аборигены» заметно чаще миллениалов оценивают Интернет как источник образования, самообразования, расширения кругозора. Такой запрос формирует новые задачи перед высшим образованием. Статью завершают рекомендации для вузов России в части их работы в значимых для поколения Z социальных медиа.

Об авторе

Г. Ф. Габдрахманова
Академия наук Республики Татарстан; Казанский федеральный университет
Россия

Габдрахманова Гульнара Фаатовна – д-р социол. наук, доцент, заведующая отделом этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани; ведущий научный сотрудник кафедры общей и этнической социологии,

420111, г. Казань, ул. Батурина, д. 7,

420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 35.

ResearcherID: N-1811-2017.



Список литературы

1. Gebremichael M.D., Jackson J.W. Bridging the gap in Sub-Saharan Africa: A holistic look at information poverty and the region’s digital divide // Government Information Quarterly. 2006. Vol. 23. No. 2. P. 267–280. DOI: 10.1016/j.giq.2006.02.011

2. Mullick M., Patnaik A. Pandemic management, citizens and the Indian Smart cities: Reflections from the right to the smart city and the digital divide // City, Culture and Society. 2022. No. 30. DOI: 10.1016/j.ccs.2022.100474

3. Grishchenko N. The gap not only closes: Resistance and reverse shifts in the digital divide in Russia // Telecommunications Policy. 2020. Vol. 44. No. 8. DOI: 10.1016/j.telpol.2020.102004

4. Бродовская Е.В., Шумилова О.Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения. 2013. №3 (115). С. 5–18. EDN: QIVARH.

5. Шихгафизов П.Ш., Конищева Е.В., Котляров С.А. Влияние цифровой грамотности на субъективное благополучие молодого населения региона // Цифровая социология. 2023. Т. 6. №4. С. 61–66. DOI: 10.26425/2658-347X2023-6-4-61-66

6. Алексеева О.А., Бестужева О.Ю., Вершинская О.Н., Скворцова Е.Е. Адаптация пенсионеров к интернет-среде // Социальная психология и общество. Международное научное издание. 2018. Т. 9. №2. C. 150–165. DOI: 10.17759/sps.2018090210

7. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №5. С. 163–182. DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.10

8. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. Современная аналитика образования. №1 (22). 63 c. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113365.pdf (дата обращения: 10.06.2024).

9. Robinson J.P., DiMaggio P., Hargittai E. New social survey perspectives on the digital divide // IT & Society. 2003. Vol. 1. No. 5. P. 1–22. URL: https://www.scholars.northwestern.edu/en/publications/new-social-survey-perspectives-on-the-digital-divide (дата обращения: 10.06.2024).

10. Гао Ц., Лю Ю. Высшее образование, пользование сетью «Интернет» и отождествление китайских женщин с патриархальным укладом: эмпирический анализ с учётом эффекта модерации // Цифровая социология. 2023. Т. 6. №1. С. 79–88. DOI: 10.26425/2658-347X2023-6-1-79-88

11. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. №3. С. 15–33. DOI: 10.7868/S0132162518030029

12. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2003. Дробижева Л.М. (ред.) М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213–237. ISBN: 5-89697-081-1.

13. Тимохина Г.С., Мхитарян С.В., Скоробогатых И.И., Корягина И.А., Лукина А.В. Устойчивое поведение потребителей: исследование через призму теории поколений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13. №3. С. 420–442. DOI: 10.18184/2079-4665.2022.13.3.420-442

14. Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco: Jossey-Bass, 2015. 320 p. ISBN: 978-1-119-14345-1.

15. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №12. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22

16. Юдина Т.Н., Сёмочкина Н.Н. Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования // Цифровая социология. 2024. Т. 7. №1. С. 86–96. DOI: 10.26425/2658-347X2024-7-1-86-96

17. Kirschner P., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 67. P. 135–142. URL: https://gwern.net/doc/psychology/2017-kirschner.pdf (дата обращения: 10.06.2024).

18. Щербакова И.К. Влияние дистанционного формата обучения на качество образовательного процесса (по результатам исследования, проведённого в Государственном университете управления) // Цифровая социология. 2023. №6 (2). С. 89–98. DOI: 10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

19. Каменева Т.Н., Кульчитцкий А.В., Котляров С.А., Казарян М.Ю., Орлова Е.С. Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве // Цифровая социология. 2023. №6 (3). С. 73–78. DOI: 10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78


Рецензия

Просмотров: 250


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)