Формирование института независимой оценки высшего образования в Российской Федерации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-9-35
Аннотация
В работе представлены результаты поиска, систематизации и анализа данных о процессах независимой оценки высшего образования, сложившихся в стране в течение предыдущего десятилетия. Исследование проведено на основе систематизации механизмов оценивания, удовлетворяющих требованиям массовости, публичности и стабильности. Анализ состояния независимой оценки высшего образования свидетельствует о выявленных противоречиях действующей законодательной и нормативной базы с реальной практикой. Отмечено, что в настоящее время созданы отдельные механизмы такой оценки, но они требуют совершенствования, а также, в свою очередь, для самих механизмов оценки необходима внешняя независимая оценка с точки зрения их достоверности, добросовестности и доказательности. Показано, что из отдельных процедур оценивания, как элементов, формируется система (институт независимого оценивания), которая характеризуется целостностью, упорядоченностью, наличием определённых связей. Авторами предложена технология агрегации результатов описанных процедур оценивания с целью получения синергетического эффекта, по оценке всех учреждений высшего образования и образовательных программ страны. Полученные результаты исследования свидетельствуют о возможности их использования для внутренней и внешней оценки деятельности вуза и стратегического планирования развития как отдельной организации, так и системы высшего образования в целом.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. БолотовРоссия
Виктор Александрович Болотов, д-р пед. наук, академик Российской Академии Образования, научный руководитель Центра
Центр мониторинга качества образования
101000; ул. Мясницкая, 20; Москва
Г. Н. Мотова
Россия
Галина Николаевна Мотова, д-р пед. наук, директор
424000; ул. Волкова, 206А; Республика Марий Эл Йошкар-Ола
В. Г. Наводнов
Россия
Владимир Григорьевич Наводнов, д-р тех. наук, генеральный директор
424000; ул. Волкова, 206А; Республика Марий Эл; Йошкар-Ола
Список литературы
1. Harvey L., Green D. Defining Quality // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1. P. 9–34. DOI: 10.1080/0260293930180102
2. Van Vught F.A., Westerheijden D.F. Towards a general model of quality assessment in higher education // Higher Education. 1994. No. 28(3). P. 355–371. DOI: 10.1007/BF01383722
3. Модельная методология многомерного ранжирования российских вузов/ И.В. Аржанова, М.Ю. Барышникова, В.М. Жураковский и др. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 1. С. 8–30. EDN: PXFLOL.
4. Hosier M., Hoolash K.A. The effect of methodological variations on university rankings and associated decision-making and policy // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. No. 1. P. 201-214. DOI: 10.1080/03075079.2017.1356282
5. Jung C.S., Toutkoushian R., Teicher U. University Rankings: Theoretical Basis, Methodology, and Impacts on Global Higher Education. New York: Springer, 2011. 218 p. DOI: 10.1007/978-94-007-1116-7
6. Peters M.A. Global university rankings: Metrics, performance, governance // Educational Philosophy and Theory. 2019. Vol. 51. No. 1. P. 5–13. DOI: 10.1080/00131857.2017.1381472
7. Рубин Ю.Б., Соболева Э.Ю. Независимость оценки качества высшего образования: критерии, принципы, реалии // Высшее образование в России. 2021. № 3. С. 26–42. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-26-42
8. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 12–20. EDN: TZFOMT.
9. Motova G., Navodnov V. Twenty years of accreditation in Russian higher education: lessons learnt // Higher Education Evaluation and Development. 2020. Vol. 14. No. 1. DOI: 10.1108/HEED-05-2019-0023
10. Меликян А.В. Статистический анализ динамики показателей деятельности российских вузов // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 1. С. 38–49. DOI: 10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49
11. Павлова Н.Г. Рейтинговая оценка деятельности организаций высшего образования России // Вестник науки и образования. 2021. № 13-3 (116). С. 4–7. EDN: CNNSOX.
12. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). URL: https://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ESG_2015.pdf (дата обращения: 25. 07. 2024).
13. Сивински В. Академические рейтинги и перспективы их развития // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 158–166. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-158-166
14. Hauptman Komotar M. Discourses on quality and quality assurance in higher education from the perspective of global university rankings // Quality Assurance in Education. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 78–88. DOI: 10.1108/QAE-05-2019-0055
15. Angelis L., Bassiliades N., Manolopoulos Y. On the necessity of multiple university rankings // Journal of Scientometrics and Information Management. 2019. Vol. 13. No. 1. Р. 11–36. DOI: 10.1080/09737766.2018.1550043
16. Marconi G., Ritzen J. Determinants of international university rankings scores // Applied Economics. 2015. Vol. 47. No. 57. P. 6211–6227. DOI: 10.1080/00036846.2015.1068921
17. Балацкий Е.В. Российская практика оценки эффективности университетских программ // Общество и экономика. 2012. № 11. С. 68–84. EDN: PJCHPL.
18. Майер Н.С. Мониторинг эффективности ВУЗов: итоги и перспективы // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2018. № 4 (46). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/5712 (дата обращения: 25. 07. 2024).
19. Прохоров С.Г., Свирина А.А., Чехонадских А.И. Мониторинг эффективности: инструмент сокращения или поиск точек роста? // Высшее образование в России. 2016. № 1(197). С. 63–68. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-130-151
20. Bolotov V., Motova G., Navodnov V. The Monitoring of Monitoring: What’s Wrong with the Ministry’s New Approach to Supervision of Effectiveness of Higher Education Institutions’ Performance? // University Management: Practice and Analysis. 2019. No 23(3). P. 5–13. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.015
21. Гайнутдинов М.М., Одинцова М.П. Независимая аккредитация в сфере высшего образования: ландшафт и дизайн // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 1. С. 102–116. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.008
22. Матвеева О.А. Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 19–28. DOI: 0.31992/0869-3617-2019-28-7-19-28
23. Губа К.С. Оценка качества высшего образования: Обзор международного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23(3). С. 94–107. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.022
24. Каменева Е.А., Приходько Л.В. Система оценки качества высшего образования: Анализ мировой и российской практики // Менеджмент и бизнес администрирование. 2018. № 4. С. 112–124. EDN: YQHPVR.
25. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.А. Системы аккредитации за рубежом. М.: Российский новый университет, 1998. 180 с. EDN: RUEDZP.
26. Мотова Г.Н. Кому достанется флейта? // Аккредитация в образовании. 2013. № 6 (66), С. 14–19. EDN: ROMJWF.
27. Мотова Г.Н. Охранники или проводники? Новые требования для аккредитационных агентств по обеспечению качества образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-9-21
28. Minina E. Quality revolution’ in post-Soviet education in Russia: From control to assurance? // Journal of Education Policy. 2017. No. 32(2). P. 176–197. DOI: 10.1080/02680939.2016.1250165
29. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Методика «МетАЛиг» и ее применение для сравнительного анализа международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 130–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-130-151
30. Петровский А.Б. Теория принятия решений. М.: Академия, 2009. 400 с. ISBN 978-5-7695-5093-5. EDN: QJVOJZ.
31. Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25
32. Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 9–24. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1--9-24
33. Schwarz S., Westerheijden D.F. Accreditation in the Framework of Evaluation Activities: A Comparative Study in the European Higher Education Area // Accreditation and Evaluation in the European Higher Education Area. 2004. P. 1–41. DOI: 10.1007/978-1-4020-2797-0_1