В работе представлены результаты поиска, систематизации и анализа данных о процессах независимой оценки высшего образования, сложившихся в стране в течение предыдущего десятилетия. Исследование проведено на основе систематизации механизмов оценивания, удовлетворяющих требованиям массовости, публичности и стабильности. Анализ состояния независимой оценки высшего образования свидетельствует о выявленных противоречиях действующей законодательной и нормативной базы с реальной практикой. Отмечено, что в настоящее время созданы отдельные механизмы такой оценки, но они требуют совершенствования, а также, в свою очередь, для самих механизмов оценки необходима внешняя независимая оценка с точки зрения их достоверности, добросовестности и доказательности. Показано, что из отдельных процедур оценивания, как элементов, формируется система (институт независимого оценивания), которая характеризуется целостностью, упорядоченностью, наличием определённых связей. Авторами предложена технология агрегации результатов описанных процедур оценивания с целью получения синергетического эффекта, по оценке всех учреждений высшего образования и образовательных программ страны. Полученные результаты исследования свидетельствуют о возможности их использования для внутренней и внешней оценки деятельности вуза и стратегического планирования развития как отдельной организации, так и системы высшего образования в целом.
Статья посвящена определению уровня вовлечённости научно-педагогических работников (НПР) в социальные практики профессионального развития в сравнении с иными категориями занятых. В качестве одного из инструментов профессионального развития рассматривается получение дополнительного профессионального образования (ДПО). Профессиональное развитие – составной элемент академического развития НПР, наряду с личностным и карьерным развитием. Выводы основаны на материалах исследований отечественных и зарубежных учёных, официальных статистических наблюдениях, а также на результатах авторского социологического исследования. Исследование проведено с применением метода анкетного опроса научно-педагогических работников (N = 223) и иных категорий занятых (N = 833) Тюменской и Свердловской областей. В результате исследования подтверждён более высокий уровень вовлечённости НПР в практики профессионального развития, по сравнению с прочими категориями занятого населения. Наиболее распространённая форма профессионального развития – программы ДПО. Из-за специфики своей деятельности НПР чаще развивают цифровые навыки, тогда как другие группы респондентов в большей степени формируют личностные навыки. В зависимости от уровня вовлечённости в практики профессионального развития выделены пять групп респондентов: «активные и вовлечённые», «достигшие желаемого уровня или разочаровавшиеся», «сомневающиеся и дезориентированные», «осознавшие актуальность профессионального развития», «отказывающиеся от профессионального развития». Полученные результаты позволили определить возможные стратегии повышения вовлечённости НПР в непрерывную актуализацию имеющихся профессиональных компетенций и приобретение новых. Статья адресована университетскому менеджменту, ответственному за профессиональное развитие НПР. Исследовательские выводы могут иметь практическое применение при разработке кадровых стратегий в университетах, ориентированных на наращивание человеческого капитала НПР, повышение их профессиональной компетентности и мотивации. Полученные результаты могут быть полезны участникам академической среды и специалистам, занимающимся разработкой образовательных программ и стратегическим развитием университета. Материал представляет интерес для НПР и аспирантов, ориентированных на непрерывное профессиональное развитие и закрепление в академическом секторе.
Исследование посвящено поиску успешного опыта и анализу проблем поддержки научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и научного наставничества в российских вузах.
Актуальность темы обусловлена необходимостью оценки подходов к стимулированию не только НИРС, но и деятельности научных наставников с точки зрения устойчивости и эффективности влияния существующих мер поддержки на вовлечённость студентов в науку и мотивацию преподавателей к наставнической деятельности.
Поскольку взаимодействие студентов и научных наставников, реализуемое в уникальных организационных условиях каждого конкретного вуза и типичном общероссийском контексте, образует экосистему, в статье делается акцент на рассмотрении мер поддержки НИРС и научного наставничества во взаимосвязи.
Цель статьи – рассмотрение мер поддержки НИРС и научного наставничества в российских вузах.
Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в 2024 г. методами традиционного анализа документов (нормативно-правовых актов о мерах поддержки НИРС на федеральном, региональном и локальном уровне) и полуструктурированного интервью с научными наставниками из числа научно-педагогических работников (НПР) вузов (n = 30).
Основные результаты: обобщение мер поддержки НИРС на трёх уровнях (федеральном, региональном и локальном) управления высшим образованием. Показано, что на федеральном уровне они сформулированы предельно широко и допускают конкретизацию и спецификацию в регионах и вузах. Выявлены неравномерность распределения мер поддержки по регионам и их акцент на материальном стимулировании. Сделан вывод о том, что в каждом
вузе действует ограниченное число документов, регламентирующих поддержку НИРС и наставничества. Раскрыты противоречия в отношении НПР к мерам поддержки НИРС и научного наставничества. Рассматриваются перспективы развития программы исследования поддержки НИРС и научного наставничества в вузах.
В работе исследуется успеваемость студентов программы «Социальный лифт», реализуемой в логике принципа позитивной дискриминации и предназначенной для помощи в поступлении тем студентам, которые по различным социальным причинам имеют более низкие шансы поступления при высокой конкуренции. Объективный приём в российские вузы и высокая селективность НИУ ВШЭ, о котором идёт речь в данной работе, не позволяют с уверенностью переносить выводы зарубежных исследований на российский опыт. Ранее программа исследована не была. Предполагалось, что студенты программы продемонстрируют успеваемость выше, чем их сверстники, поступившие по общим основаниям, – это предположение следует из качественного исследования коллег, установивших, что студенты данной программы имеют прогрессивный нарратив преодоления неравенства. В исследовании используется регрессия с фиктивными переменными на административных данных об успеваемости студентов (источник – АСАВ ВШЭ) и опросных данных о социально-экономическом статусе студентов (Опрос абитуриентов НИУ ВШЭ). По результатам анализа можно заключить, что при прочих равных студенты программы «Социальный лифт» демонстрируют успеваемость ниже, чем студенты, поступившие на бюджетные места на общих основаниях, хотя и демонстрируют в среднем успеваемость на уровне оценок «хорошо», а значит имеют все шансы получить высокую отдачу от высшего образования и преодолеть неравенство. Требуются дополнительные исследования по теме для отделения вторичных эффектов неравенства, а также оценки фактической социальной мобильности студентов, обучающихся на программе. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании образовательной политики в части расширения доступа к высшему образованию.
Цель данной статьи – проанализировать, как изменились (если изменились) инструменты содействия экспорту российского высшего образования как услуги и определить их результативность с точки зрения достижения поставленных целевых показателей.
Исследование опирается на анализ официальных и ведомственных документов РФ, регламентирующих экспорт образования, а также статистические данные, характеризующие состояние системы высшего образования России. Анализ литературы свидетельствует о росте исследовательского интереса к вопросу экспорта высшего образования, однако общепринятой методологии оценки его результативности пока не выработано. Используя индикаторы, предлагаемые исследователями и аналитиками, авторы предприняли попытку систематизировать инструменты содействия экспорту высшего образования и оценить их результативность на уровне страны и на основе показателей Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ). Сделан вывод о том, что Россия использует три группы инструментов содействия экспорту высшего образования для получения дохода, привлечения талантов и улучшения условий жизни студентов. Эффективность этих инструментов является относительной в силу внешних обстоятельств (пандемия COVID-19, режим санкций против России) и самой системы высшего образования, для которой трактовка образования как услуги является относительно новой. Кейс НИ ТГУ свидетельствует о том, что в провинциальных вузах в основном обучаются студенты из стран СНГ, и они смогли относительно быстро переориентировать свою деятельность. При этом отмечается рост конкуренции с другими странами в СНГ, и высокая себестоимость инструментов экспорта образования (создание филиалов, совместных образовательных программ) заставляет их прилагать дополнительные усилия для набора студентов даже на традиционных направлениях экспорта образования.
В статье анализируются факторы успешности университетских технологических предпринимательских проектов с опорой на данные, предоставленные офисом популяризации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Указанные данные описывают ранжирование более 1000 вузовских проектов (на момент осени 2023 г.) и включают информацию почти о 35 характеристиках, включающих как финансовые, так и нефинансовые аспекты. В качестве индикаторов успешности отобраны «итоговое место в рейтинге» и «инвестиционная привлекательность проекта». С помощью статистических методов библиотеками языка Python изучены взаимосвязи разных форм поддержки проектов с названными характеристиками. Результаты показывают важную роль университетской среды в поддержке предпринимательских проектов, при том, что отдельные меры могут демонстрировать различную по силе связь с успешностью. В качестве ключевых находок следует выделить два наблюдения. Во-первых, отсутствие положительной связи между сильной укоренённостью проекта в вузовской среде (например, команда проекта, собранная в университете, а также статус проекта как изначально учебный) и успешностью проекта. Во-вторых, среди мер поддержки, реализуемых в рамках актуального федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», наиболее тесную связь с успешностью предпринимательских инициатив демонстрирует включённость в работу стартап-студий. Учитывая современные дискуссии о необходимости поиска новых решений для обогащения образовательного и жизненного опыта современных студентов, его приближения к реалиям динамично меняющегося рынка труда, модель университетской стартап-студии может выступать одним из источников для выработки новых моделей организации университетской жизни.
В статье предложен подход к анализу пространственной организации системы высшего образования страны. Методологической основой исследования стала теория структурного функционализма. Для решения поставленных исследовательских задач применялись методы сравнительно-исторического и экономико-статистического анализа, а также метод экспресс-опроса. В ходе исследования охарактеризована специфика российской системы моногородов, обоснована роль моногорода как неотъемлемого, объективно обусловленного элемента системы расселения. Выявлены структурно-функциональные изменения российской системы высшего образования, которые существенно ограничивают возможности сохранения вузов и/или их филиалов в моногородах. Доказано, что функции вуза в моногороде носят многогранный, комплексный характер и не ограничиваются только сферой образования. Но несмотря на это сжатие системы высшего образования в моногородах существенно опережает общенациональную динамику. Результаты проведённого анализа свидетельствуют о том, что сохранение тренда на усиление территориальной концентрации системы высшего образования страны будет способствовать появлению комплекса негативных эффектов, оказывающих деструктивное воздействие на национальную систему расселения, обеспечение непрерывности функционирования сложных цепочек создания стоимости, социальную стабильность местных сообществ в моногородах. Сделан вывод о необходимости комплексных решений относительно развития высшего образования в моногородах, интегрирующих как общенациональные механизмы достижения национальных целей, так и инструментарий региональной, промышленной, образовательной, корпоративной политики.
ISSN 2072-0459 (Online)