Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Социальный лифт»: исследование программы позитивной дискриминации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-83-103

Аннотация

   В работе исследуется успеваемость студентов программы «Социальный лифт», реализуемой в логике принципа позитивной дискриминации и предназначенной для помощи в поступлении тем студентам, которые по различным социальным причинам имеют более низкие шансы поступления при высокой конкуренции. Объективный приём в российские вузы и высокая селективность НИУ ВШЭ, о котором идёт речь в данной работе, не позволяют с уверенностью переносить выводы зарубежных исследований на российский опыт. Ранее программа исследована не была. Предполагалось, что студенты программы продемонстрируют успеваемость выше, чем их сверстники, поступившие по общим основаниям, – это предположение следует из качественного исследования коллег, установивших, что студенты данной программы имеют прогрессивный нарратив преодоления неравенства. В исследовании используется регрессия с фиктивными переменными на административных данных об успеваемости студентов (источник – АСАВ ВШЭ) и опросных данных о социально-экономическом статусе студентов (Опрос абитуриентов НИУ ВШЭ). По результатам анализа можно заключить, что при прочих равных студенты программы «Социальный лифт» демонстрируют успеваемость ниже, чем студенты, поступившие на бюджетные места на общих основаниях, хотя и демонстрируют в среднем успеваемость на уровне оценок «хорошо», а значит имеют все шансы получить высокую отдачу от высшего образования и преодолеть неравенство. Требуются дополнительные исследования по теме для отделения вторичных эффектов неравенства, а также оценки фактической социальной мобильности студентов, обучающихся на программе. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании образовательной политики в части расширения доступа к высшему образованию.

Об авторе

Е. А. Тарасова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Елена Артёмовна Тарасова, стажёр-исследователь

Институт образования; Центр социологии высшего образования

101000; Потаповский пер, 16, стр. 10; Москва

Researcher ID: KSM-3697-2024



Список литературы

1. Бессуднов А.Р. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

2. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88–117. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117

3. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. Вып. 13(43): Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ. 2020. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/439986100.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

4. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. Вып. 7(67): Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ. 2022а. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/810799588.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

5. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий. Вып. 8 (50): Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. URL: https://www.hse.ru/data/2023/04/21/2029995470/ib_8(50)_2023.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

6. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России. Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 3. С. 8–37. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149

7. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

8. Melianova E., Parandekar S., Patrinos H., Volgin A. Returns to Education in the Russian Federation. 2021. Vol. 25. No. 3. P. 403–422. DOI: 10.17323/1813-8691-2021-25-3-403-422

9. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68

10. Чиркина Т.А., Гусейнова А.Г. Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы // Мониторинг экономики образования : информационный бюллетень. 2021. № 12. DOI: 10.17323/978-5-7598-2596-8

11. Arcidiacono P., Lovenheim M., Zhu M. Affirmative action in undergraduate education // Annual Review of Economics. 2015. Vol. 7. No. 1. P. 487–518. DOI: 10.1146/annurev-economics-080614-115445

12. Herbaut E., Geven K. What works to reduce inequalities in higher education? A systematic review of the (quasi-) experimental literature on outreach and financial aid // Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 65. Article no. 100442. DOI: 10.1016/j.rssm.2019.100442

13. Прахов И.А. Обзор основных моделей перехода «школа–вуз» в западноевропейских странах и США // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 108–121. EDN: KUFQVR.

14. Бугакова П.О., Прахов И.А. Обзор моделей приёма абитуриентов в вузы и их влияние на доступность высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 4. С. 37–54. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.035

15. Alon S., Tienda M. Assessing the “mismatch” hypothesis: Differences in college graduation rates by institutional selectivity // Sociology of education. 2005. Vol. 78. No. 4. P. 294–315. DOI: 10.1177/003804070507800402

16. Груздев И.А., Горбунова Е.В., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 067–081. ISBN: 5-09-014104-5.

17. Boatman A., Long B.T. Does financial aid impact college student engagement? Evidence from the Gates Millennium Scholars Program // Research in Higher Education. 2016. Vol. 57. P. 653–681. DOI: 10.1007/s11162-015-9402-y

18. Cappelli P., Won S. How you pay affects how you do: Financial aid type and student performance in college // National Bureau of Economic Research. 2016. Article no. 22604. DOI: 10.3386/w22604

19. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How College Affects Students: A Third Decade of Research. Vol. 2. Jossey-Bass, An Imprint of Wiley. 10475 Crosspoint Blvd, Indianapolis, 2005. 848 p. ISBN: 978-0-787-91044-0.

20. Mayhew M.J., Rockenbach A.N., Bowman N.A., Seifert T.A.D., Wolniak G.C. et al. How college affects students: 21<sup>st</sup> century evidence that higher education works. John Wiley & Sons, 2016. Vol. 1. 784 p. ISBN: 978-1-118-46268-3.

21. Tinto V. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition // University of Chicago press, 2012. ISBN: 0226804461.

22. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education // University of Chicago press, 2009. ISBN: 0-226-04119-0.

23. Куракин Д., Кусимова Т. Нарративная структура «эскейпа»: прогрессивный нарратив и культурные структуры восходящей мобильности в селективном российском университете // Laboratorium : Russian Review of Social Research. 2024. С. 102–140. DOI: 10.25285/2078-1938-2023-15-3-102-140

24. Куракин Д. Трагедия неравенства: расчеловечивая «тотального человека» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 3. С. 167–231. DOI: 10.17323/1728-192x-2020-3-167-231

25. Бурдьё П., Пассрон Ж.К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с. ISBN: 5-09-014104-5.

26. Бурдьё П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 44–59. EDN: OJWQLH.

27. Boudon R. Education, Opportunity, and Social Inequality: Changing Prospects in Western Society. New York: John Wiley & Sons Inc. 1974. 220 p. ISBN: 9780471091059.

28. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554. DOI: 10.17323/727-0634-2019-17-4-539-554

29. Jerrim J., Chmielewski A.K., Parker P. Socio-economic inequality in access to high-status colleges: A cross-country comparison // Research in Social Stratification and Mobility. 2015. Vol. 42. P. 20–32. DOI: 10.1016/j.rssm.2015.06.003

30. Simonová N., Soukup P. Impact of primary and secondary social origin factors on the transition to university in the Czech Republic // British Journal of Sociology of Education. 2015. Vol. 36. № 5. P. 707–728. DOI: 10.1080/01425692.2013.854690

31. Sowell T. Affirmative action around the world: An empirical study. Yale University Press, 2004. 256 p. ISBN: 0300107757.

32. Glazer N. Affirmative discrimination: Ethnic inequality and public policy. Harvard University Press, 1987. 248 p. ISBN: 9780674007307.

33. Steele C.M., Aronson J. Stereotype threat and the test performance of academically successful African Americans. 1995. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 69. No. 5. P. 797–811. DOI: 10.1037/0022-3514.69.5.797

34. Bowen W.G., Bok D. The shape of the river: Long-term consequences of considering race in college and university admissions. Princeton University Press, 1998. 544 p. ISBN: ‎ 0691182485.

35. Fischer M.J., Massey D.S. The effects of affirmative action in higher education // Social Science Research. 2007. Vol. 36. No. 2. P. 531–549. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2006.04.004

36. Dunlop E. What do stanford loans actually buy you? - The effect of stanford loan access on community college students. CALDER Working Paper. 2013. No. 94. URL: https://caldercenter.org/sites/default/files/erinWP.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

37. Alon S. The influence of financial aid in leveling group differences in graduating from elite institutions // Economics of Education Review. 2007. Vol. 26. No. 3. P. 296–311. DOI: 10.1016/j.econedurev.2006.01.003

38. Dynarski S. Hope for whom? Financial aid for the middle class and its impact on college attendance // National tax journal. 2000. Vol. 53. No. 3. P. 629–661. DOI: 10.17310/ntj.2000.3S.02

39. Choy S.P. Paying for College: Changes Between 1990 and 2000 for Full-Time Dependent Undergraduates. Findings from the Condition of Education // US Department of Education. 2004. URL: https://nces.ed.gov/pubs2004/2004075.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

40. Kane T J. A quasi-experimental estimate of the impact of financial aid on college-going. 2003. Article no. 9703. DOI: 10.3386/w9703

41. Alon S. Who benefits most from financial aid? The heterogeneous effect of need-based grants on students’ college persistence // Social Science Quarterly. 2011. Vol. 92. No. 3. P. 807–829. DOI: 10.1111/j.1540-6237.2011.00793.x

42. Cohodes S.R., Goodman J.S. Merit aid, college quality, and college completion: Massachusetts’ Adams scholarship as an in-kind subsidy // American Economic Journal: Applied Economics. 2014. Vol. 6. No. 4. P. 251–285. DOI: 10.1257/app.6.4.251

43. Kondratjeva O., Gorbunova E.V., Hawley J.D. Academic momentum and undergraduate student attrition: Comparative analysis in US and Russian universities // Comparative Education Review. 2017. Vol. 61. No. 3. P. 607–633. DOI: 10.1086/692608

44. Малошонок Н.Г., Вилкова К.А. Измерение учебной вовлечённости студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования. Вып. 7 (24): Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования». М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2022. URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870885809/ib_7(24)_2022.pdf (дата просмотра: 08. 07. 2024).

45. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213–238. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-213-238

46. Прахов И.А., Юдкевич М.М. Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 126–147. DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-126-147

47. Collier P.J., Morgan D.L. “Is that paper really due today?”: Differences in first-generation and traditional college students’ understandings of faculty expectations // Higher education. 2008. Vol. 55. P. 425–446. DOI: 10.1007/s10734-007-9065-5

48. Davis J. The first generation student experience: Implications for campus practice, and strategies for improving persistence and success. Routledge, 2010. 214 p. DOI: 10.4324/9781003447801

49. Perna L.W., Thomas S.L. Theoretical Perspectives on Student Success: Understanding the Contributions of the Disciplines // ASHE higher education report. 2008. Vol. 34. No. 1. P. 1–87. ISBN-10: 0470410787. ISBN-13: 978-0470410783.


Рецензия

Просмотров: 326


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)