Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Экспорт российского высшего образования как услуги: инструменты и текущие результаты

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-104-125

Аннотация

   Цель данной статьи – проанализировать, как изменились (если изменились) инструменты содействия экспорту российского высшего образования как услуги и определить их результативность с точки зрения достижения поставленных целевых показателей.

   Исследование опирается на анализ официальных и ведомственных документов РФ, регламентирующих экспорт образования, а также статистические данные, характеризующие состояние системы высшего образования России. Анализ литературы свидетельствует о росте исследовательского интереса к вопросу экспорта высшего образования, однако общепринятой методологии оценки его результативности пока не выработано. Используя индикаторы, предлагаемые исследователями и аналитиками, авторы предприняли попытку систематизировать инструменты содействия экспорту высшего образования и оценить их результативность на уровне страны и на основе показателей Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ). Сделан вывод о том, что Россия использует три группы инструментов содействия экспорту высшего образования для получения дохода, привлечения талантов и улучшения условий жизни студентов. Эффективность этих инструментов является относительной в силу внешних обстоятельств (пандемия COVID-19, режим санкций против России) и самой системы высшего образования, для которой трактовка образования как услуги является относительно новой. Кейс НИ ТГУ свидетельствует о том, что в провинциальных вузах в основном обучаются студенты из стран СНГ, и они смогли относительно быстро переориентировать свою деятельность. При этом отмечается рост конкуренции с другими странами в СНГ, и высокая себестоимость инструментов экспорта образования (создание филиалов, совместных образовательных программ) заставляет их прилагать дополнительные усилия для набора студентов даже на традиционных направлениях экспорта образования.

Об авторах

А. М. Погорельская
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Анастасия Михайловна Погорельская, канд. ист. наук, доцент

кафедра мировой политики

634050; проспект Ленина, 36; Томск



Л. В. Дериглазова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Лариса Валериевна Дериглазова, д-р ист. наук, профессор, профессор кафедры

кафедра мировой политики

634050; проспект Ленина, 36; Томск



Список литературы

1. Wojciuk A., Michałek M., Stormowska M. Еducation as a source and tool of soft power in international relations // European Political Science. 2015. Vol. 14. P. 298–317. DOI: 10.1057/eps.2015.25

2. Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. 2017. Т. 26. № 2. С. 154–174. EDN: YJLBHR.

3. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

4. Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. С. 84–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

5. Павлов П.В., Защитина Е.К. Формирование «русского мира» в международном пространстве посредством экспорта услуг высшего образования // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2021. С. 143–147. EDN: TZTSAP.

6. Бобыло А.М. Стратегия развития российского образования как фактор обеспечения национальных интересов РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. Т. 18. № 3. С. 39–54. EDN: XVSCIH.

7. Краснова Г.А. Основы экспортной деятельности в сфере образования. Монография. М.: Проспект, 2021. 160 с. ISBN: 978-5-392-32909-0.

8. Осьмук Л.А., Колесова О.В., Дебренн М., и др. Город и университет: диалог в постиндустриальном дискурсе на примере России и Франции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022. 580 с. EDN: FBSCZG.

9. Крейденко Т.Ф., Петрович М.Д., Холина В.Н. Образовательный потенциал городов – университетских центров России как фактор повышения их конкурентоспособности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 34–56. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-34-56

10. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146–179. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-146-179

11. Калинин А.В., Калинин В.Я. Экономическая эффективность экспорта образовательных услуг // Экономика. Управление. Инновации. 2018. № 1 (3). С. 97–101. EDN: DJTLDJ.

12. Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Palgrave Macmillan, 2018. 482 p. DOI: 10.1007/978-3-319-52980-6

13. Запесоцкий А. Платное образование – не услуга, студент – не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 48–50. EDN: IBKHZN.

14. Хагуров Т.А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47–57. EDN: NTYLMZ.

15. Абдусемедова Г.М., Каратаева Г.Е. Этапы современной реформы государственного финансирования учреждений высшего образования в России // Вестник Сургутского государственного университета. 2017. Вып. 2 (16). С. 5–9. EDN: ZHJLTN.

16. Shenderova S. Collaborative degree programmes in internationalisation policies: the salience of internal university stakeholders // European Journal of Higher Education. 2023. Vol. 13 (2). P. 197–215. DOI: 10.1080/21568235.2022.2120035


Рецензия

Просмотров: 218


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)