Университетские технологические предпринимательские проекты: факторы успеха
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-126-143
Аннотация
В статье анализируются факторы успешности университетских технологических предпринимательских проектов с опорой на данные, предоставленные офисом популяризации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Указанные данные описывают ранжирование более 1000 вузовских проектов (на момент осени 2023 г.) и включают информацию почти о 35 характеристиках, включающих как финансовые, так и нефинансовые аспекты. В качестве индикаторов успешности отобраны «итоговое место в рейтинге» и «инвестиционная привлекательность проекта». С помощью статистических методов библиотеками языка Python изучены взаимосвязи разных форм поддержки проектов с названными характеристиками. Результаты показывают важную роль университетской среды в поддержке предпринимательских проектов, при том, что отдельные меры могут демонстрировать различную по силе связь с успешностью. В качестве ключевых находок следует выделить два наблюдения. Во-первых, отсутствие положительной связи между сильной укоренённостью проекта в вузовской среде (например, команда проекта, собранная в университете, а также статус проекта как изначально учебный) и успешностью проекта. Во-вторых, среди мер поддержки, реализуемых в рамках актуального федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», наиболее тесную связь с успешностью предпринимательских инициатив демонстрирует включённость в работу стартап-студий. Учитывая современные дискуссии о необходимости поиска новых решений для обогащения образовательного и жизненного опыта современных студентов, его приближения к реалиям динамично меняющегося рынка труда, модель университетской стартап-студии может выступать одним из источников для выработки новых моделей организации университетской жизни.
Ключевые слова
Об авторах
П. С. СорокинРоссия
Павел Сергеевич Сорокин, канд. соц. наук, доцент, заведующий лабораторией
Институт образования; Центр развития навыков и профессионального образования; лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
101000; Потаповский пер., 16, стр. 10; Москва
Researcher ID: H-1885-2015
П. И. Егоров
Россия
Павел Игоревич Егоров, канд. геогр. наук, ведущий эксперт
Институт образования; Центр развития навыков и профессионального образования; лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
101000; Потаповский пер., 16, стр. 10; Москва
Researcher ID: Z-5713-2019
Список литературы
1. Lafuente E., Szerb L., Acs Z.J. Country level efficiency and national systems of entrepreneurship: a data envelopment analysis approach // The Journal of Technology Transfer. 2016. Vol. 41. P. 1260–1283. DOI: 10.1007/S10961-015-9440-9
2. Acs Z. et al. Public policy to promote entrepreneurship: a call to arms // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. P. 35–51. DOI: 10.1007/s11187-016-9712-2
3. Bedő Z., Erdős K., Pittaway L. University-centred entrepreneurial ecosystems in resource-constrained contexts // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2020. Vol. 27. No. 7. P. 1149–1166. DOI: 10.1108/jsbed-02-2020-0060
4. Janeska-Iliev A., Debarliev S. Entrepreneurial intention and effective integration of young people with lower economics status in inclusive business models // Management Research & Practice. 2020. Vol. 12. No. 1. P. 5–14. DOI: 10.47063/EBTSF.2020.0031
5. Hahn D. et al. The impact of entrepreneurship education on university students’ entrepreneurial skills: a family embeddedness perspective // Small Business Economics. 2020. Vol. 55. P. 257–282. DOI: 10.1007/s11187-019-00143-y
6. Bergmann H. et al. The climate for entrepreneurship at higher education institutions // Research Policy. 2018. Vol. 47. No. 4. P. 700–716. DOI: 10.1016/J.RESPOL.2018.01.018
7. Wright, M., Siegel, D., & Mustar, P. An emerging ecosystem for student start-ups // The Journal of Technology Transfer. 2017. Vol. 42. P. 909–922. DOI: 10.1007/S10961-017-9558-Z
8. Belas J., Dvorsky J., Tyll L., Zvarнková K. Entrepreneurship of university students: Important factors and the propensity for entrepreneurship // Administratie si Management Public. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 173–192. DOI: 10.24136/OC.2019.009
9. Arroyo-Vázquez M., Sijde P., Sáez F. Innovative and creative entrepreneurship support services at universities // Service Business. 2010. No. 4. P. 63–76. DOI: 10.1007/s11628-009-0084-4
10. Hassan A., Saleem I., Anwar I., Abid S. Entrepreneurial intention of Indian university students: the role of opportunity recognition and entrepreneurship education // Education and Training. 2020. Vol. 62. P. 843–861. DOI: 10.1108/ET-02-2020-0033
11. Sorokin P.S., Chernenko S.E. Skills as declared learning outcomes of entrepreneurship training in higher education institutions across the globe: Classification and analysis with a focus on thinking skills // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 46: 101177. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.101177
12. Zobnina M., Korotkov A., Rozhkov A. Structure, challenges and opportunities for development of entrepreneurial education in Russian universities // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 69–81. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81
13. Bucos T.O. A conceptual approach to the role of universities in the entrepreneurial ecosystem // Economica. 2021. Vol. 117. No. 3. P. 81–90. DOI: 10.53486/econ.2021.117.081
14. Matt M., Schaeffer V. Building entrepreneurial ecosystems conducive to student entrepreneurship: New challenges for universities // Journal of Innovation Economics & Management. 2018. No. 1. P. 9–32. DOI: 10.3917/JIE.025.0009
15. Heaton S., Siegel D.S., Teece D.J. Universities and innovation ecosystems: a dynamic capabilities perspective // Industrial and Corporate Change. 2019. Vol. 28. No. 4. P. 921–939. DOI: 10.1093/ICC/DTZ038
16. Чепуренко А., Кристалова М., Михаэль В. Историко-институциональные аспекты роли университетов в развитии предпринимательства // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 48–59. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.48.59
17. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Беляева Т.В., Ласковая А.К., Карпинская Э.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчёт. 2019. 53 с. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf
18. Сорокин П.С., Черненко С.Е., Вятская Ю.А. Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение // Образование и саморазвитие. 2024. Т. 19. № 1. С. 159–174. DOI: 10.26907/esd.19.1.12
19. Предпринимательское образование как предмет научного исследования / Ю.Б. Рубин, В.С. Никольский, П.С. Сорокин, Е.В. Морозова и др. // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 38–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53
20. Sorokin P., Froumin I., Chernenko S. Entrepreneurship Education in Post-Soviet Higher Education Systems: Moving into or Resisting Global Entrepreneurial Culture // Entrepreneurialism and Society: Consequences and Meanings. 2022. Vol. 82. P. 161–215. DOI: 10.1108/S0733-558X20220000082008
21. Сорокин П.С., Морозова Е.В. Павлюк Д., Редько Т.Д. Как оценивать студенческие предпринимательские проекты? Мировой опыт и рекомендации для российской практики // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 122–140. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-122-140
22. Ko C.R., An J.I. Success factors of student startups in Korea: from employment measures to market success // Asian Journal of Innovation and Policy. 2019. Vol. 8. No. 1. P. 97–121. DOI: 10.7545/ajip.2019.8.1.097
23. Olugbola S.A. Exploring entrepreneurial readiness of youth and startup success components: Entrepreneurship training as a moderator // Journal of innovation & Knowledge. 2017. Vol. 2. No. 3. P. 155–171. DOI: 10.1016/j.jik.2016.12.004
24. Bouwma-Gearhart J. et al. Inclusively recognizing faculty innovation and entrepreneurship impact within promotion and tenure considerations // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 3. P. 182. DOI: 10.3390/joitmc7030182
25. Сорокин П., Повалко А., Вятская Ю. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Форсайт. 2021. Т. 15. № 4. С. 22–31. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.4.22.31
26. Sorokin P.S., Froumin I. «Utility» of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education. 2022. Vol. 20. No. 2. P. 201–214. DOI: 10.1177/14782103211032080
27. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 116–137. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-116-137
28. Klemenčič M. From student engagement to student agency: Conceptual considerations of European policies on student-centered learning in higher education // Higher education policy. 2017. Vol. 30. P. 69–85. DOI: 10.1057/s41307-016-0034-4
29. Pauwels C. et al. Understanding a new generation incubation model: The accelerator // Technovation. 2016. Vol. 50. P. 13–24. DOI: 10.1016/j.technovation.2015.09.003