Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Повышение квалификации преподавателей вуза в области искусственного интеллекта: современное состояние

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-11-73-94

Аннотация

   Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) поставило высшую школу перед множеством дилемм, одна из которых – овладение преподавателями компетенций применения ИИ-технологий в образовательном процессе.

   Цель настоящего исследования – представить современное состояние проблемы повышения квалификации преподавателей вузов в области ИИ в теории и практике образования.

   Для достижения поставленной цели использованы теоретические и эмпирические методы. Группа теоретических включает анализ научной литературы и интернет-источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, сравнительный анализ, контент-анализ, метод систематизации. Группа эмпирических включает анализ документов, анкетирование и опрос. В первой части статьи представлен анализ международных и российских нормативных документов, который показал значимость изучаемого вопроса для государства и социума, а также позволил установить, что правовая база, регулирующая ИИ в высшем образовании, в настоящее время проходит этап активного формирования. Во второй части статьи приведён обзор научных публикаций зарубежных и российских учёных, который помог продемонстрировать теоретические аспекты современного состояния проблемы повышения квалификации преподавателей в области ИИ, а также выявить её недостаточную освещённость. В третьей части статьи представлены результаты изучения практики образования в виде систематизации программ повышения квалификации преподавателей, предлагаемых вузами и коммерческими организациями в настоящий момент. Систематизация сделана по двум основаниям: по способу реализации и по целевой аудитории. В четвёртой части статьи описан авторский опыт разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации преподавателей по подготовке образовательного контента с помощью нейросетей на базе Южно-Уральского государственного университета. В заключении сделан вывод о необходимости системного осмысления изучаемой проблемы, координации действий образовательных организаций и государственных органов для выработки поддерживающей нормативной базы, необходимости создания условий, способствующих непрерывному развитию ИИ-компетенций преподавателей.

Об авторах

Р. З. Елсакова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Рената Загитовна Елсакова, канд. пед. наук, доцент

кафедра иностранных языков

454080; пр-кт Ленина, д. 76; Челябинск



А. М. Маркусь
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Анна Михайловна Маркусь, канд. филол. наук, доцент

кафедра иностранных языков

454080; пр-кт Ленина, д. 76; Челябинск



Список литературы

1. Djunaedi D., Effendi D.E., Arianto S., Iriawan H. Effectiveness of Lecturer Development Programs in the Context of Higher Education Management // Al-Fikrah: Jurnal Manajemen Pendidikan. 2023. Vol. 11. No. 2. P. 310–322. DOI: 10.31958/jaf.v11i2.12077

2. Nyaaba M., Zhai X. Generative AI Professional Development Needs for Teacher Educators // Journal of AI. 2024. Vol. 8. No. 1. P. 1–13. DOI: 10.61969/jai.1385915

3. Al-Zyoud H.M.M. The Role of Artificial Intelligence in Teacher Professional Development // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8 (11B). No. 11. P. 6263–6272. DOI: 10.13189/ujer.2020.082265

4. Abramowitz B., Antonenko P. In-service teachers’ (mis)conceptions of artificial intelligence in K-12 science education // Journal of Research on Technology in Education. 2022. Vol. 55. No. 1. P. 64–78. DOI: 10.1080/15391523.2022.2119450

5. Simuț R., Simuț C., Bădulescu D., Bădulescu A. Artificial Intelligence and the Modelling of Teachers’ Competencies // Amfiteatru Economic. 2024. Vol. 26. No. 65. P. 181–200. DOI: 10.24818/EA/2024/65/181

6. Ng D.T.K., Leung J.K.L., Su J., Ng R.Ch.W., Chu S.K.W. Teachers’ AI Digital Competencies and Twenty-first Century Skills in the Post-pandemic World // Educational Technology Research and Development. 2023. Vol. 71. P. 137–161. DOI: 10.1007/s11423-023-10203-6

7. Lee I., Zhang H., Moore K., Zhou X., Perret B., Cheng Yi., Zheng R., Pu G. AI Book Club: An Innovative Professional Development Model for AI Education // SIGCSE 2022: Proceedings of the 53<sup>rd</sup> ACM Technical Symposium on Computer Science Education. 2022. Vol. 1. P. 202–208. DOI: 10.1145/3478431.3499318

8. Cukurova M., Kralj L., Hertz B., Saltidou E. Professional Development for Teachers in the Age of AI // In: European Schoolnet. Brussels, Belgium. 2024. 35 p. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10186881/1/EUNA-Thematic-Seminar-Report-V5%20%281%29.pdf (дата обращения: 02. 08. 2024).

9. Ding A.-Ch.E., Shi L., Yang H., Choi I. Enhancing teacher AI literacy and integration through different types of cases in teacher professional development // Computers and Education Open. 2024. Vol. 6. No. 4. P. 1–13. DOI: 10.1016/j.caeo.2024.100178

10. Kitcharoen P., Howimanporn S., Chookaew S. Enhancing Teachers’ AI Competencies through Artificial Intelligence of Things Professional Development Training // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2024. Vol. 18. No. 2. P. 4–15. DOI: 10.3991.ijim.v18i02.46613

11. Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Минаев Н.Н., Замятина О.М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 113–121. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-113-121

12. Резаев А.В., Степанов А.М., Трегубова Н.Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 49–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62

13. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37

14. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9–33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

15. Идикова А.Б., Колосова О.Г. Искусственный интеллект как инструмент трудовой мотивации педагогов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. Т. 4. № 2 (110). С. 39-45. DOI: 10.24412/2411-0450-2024-4-2-39-45

16. Vlasova E.Z., Avksentieva .E.Yu., Goncharova S.V. Aksyutin P.A. Artificial intelligence – The space for the new possibilities to train teachers // Inteligencia artificial. Un espacio de nuevas posibilidades para el entrenamiento de docentes. 2019. Vol. 40. No. 9. P. 17–28. URL: https://www.revistaespacios.com/a19v40n09/19400917.html (дата обращения: 24. 07. 2024).

17. Любимова Е.М., Мышенков И.И. Формирование содержания подготовки будущих учителей к применению технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2023. С. 359–365. EDN: SJMTAP.

18. Гаврилова Т.А., Кротов К.В. Об опыте онлайн-переподготовки преподавателей вузов в области искусственного интеллекта // Гибридные и синергетические интеллектуальные системы. 2022. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2022. C. 229–235. DOI: 10.5922/978-5-9971-0687-4-16

19. Бочкарёв П.В., Гусева А.И., Киреев С.В. Опыт реализации программы повышения квалификации по использованию искусственного интеллекта в образовании в исследовательском университете // Интеллектуальные технологии в науке и образовании. Новочеркасск: ООО «Лик», 2023. С. 87–92. EDN: QDWFKI.

20. Vorotnykova I.P. Professional Development of Science and Mathematics Teachers Using Artificial Intelligence // Open Educational E-Environment of Modern University. 2023. Vol. 15. P. 18–34. DOI: 10.28925/2414-0325.2023.152

21. Schmager S., Pappas I., Vassilakopoulou P. Defining Human-Centered AI: A Comprehensive Review of HCAI Literature // 15<sup>th</sup> Mediterranean Conference on Information Systems (MCIS) and the 6<sup>th</sup> Middle East & North Africa Conference on digital Information Systems (MENACIS), Madrid, 5 September 2023. URL: https://easychair.org/publications/preprint/cGmc (дата обращения: 24. 07. 2024).

22. Dignum F., Dignum V. How to center AI on humans // NeHuAI 2020, 1<sup>st</sup> International Workshop on New Foundations for Human-Centered AI co-located with 24<sup>th</sup> European Conference on Artificial Intelligence (ECAI 2020), Santiago de Compostela, Spain, 4 September 2020. P. 59–62. URL: https://ceur-ws.org/Vol-2659/dignum.pdf (дата обращения: 16.07.2024).

23. Елсакова Р.З., Кузьмина Н.Н., Маркусь А.М., Кузьмина Н.М. Классификация нейросетей для создания образовательного контента преподавателем высшей школы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2024. Т. 16. № 2. С. 17–29. DOI: 10.14529/ped240202


Рецензия

Просмотров: 345


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)