Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов средствами обучения служением
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-1-63-81
Аннотация
В настоящей статье обращение к феномену профессиональной идентичности будущих педагогов обусловлено, во-первых, необходимостью актуализации смыслов, которые подвергаются перманентным изменениям в окружающей человека социальной действительности, во-вторых, значимостью данного личностного образования для высоких результатов профессионально-педагогической деятельности. Проблема формирования профессиональной идентичности будущих педагогов средствами обучения служением впервые стала предметом специального педагогического исследования. Цель статьи – представить результаты исследования о возможностях обучения служением как средства формирования профессиональной идентичности будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки.
Исследование сфокусировано на анализе результатов апробации обучения служением как инновационного средства профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом университете, нацеленного на формирование их профессиональной идентичности. Классический педагогический эксперимент включал диагностический, формирующий и контрольный этапы (N=216). Диагностика осуществлялась с использованием шкалы определения стадии идентичности Дж. Коте, опросника стилей идентичности M. Берзонского, шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера, M. Ерусалема. Статистическая квалификация результатов выполнена с помощью критерия согласия Пирсона χ2.
Опыт Волгоградского государственного социально-педагогического университета свидетельствует о том, что обучение служением находит применение в качестве эффективного средства формирования профессиональной идентичности будущих педагогов: а) эмоционального компонента профессиональной идентичности (вовлечённость, заинтересованность, нацеленность на решение социально значимых задач); б) коммуникативного компонента профессиональной идентичности (обогащение опыта межличностного общения и взаимодействия с разными поло-возрастными и социальными группами); в) деятельностного компонента профессиональной идентичности (развитие технологичности и креативности).
Результаты исследования могут быть применимы для разработки проблемы профессиональной идентичности будущих педагогов, изучения возможностей обучения служением как педагогического средства, а также вносят вклад в теорию и практику непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. РудневаРоссия
Руднева Инна Александровна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики,
400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 27.
Researcher ID: ИСВ-2191-2023.
О. А. Козырева
Россия
Козырева Ольга Анатольевна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии,
400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 27.
Researcher ID: ADI-8469-2022
Список литературы
1. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 3(144). С. 13–22. EDN: TGDKMT.
2. Лысак И.В. Идентичность: сущность феномена и история его формирования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 130–138. DOI: 10.17223/1998863Х/38/13
3. Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9
4. Воробьева И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: дисс. … канд. социол. наук. Москва. 2007. 180 с. URL: https://www.dissercat.com/content/osobennosti-professionalnoi-sotsializatsiistudentov-poluchayushchikh-spetsialnost-sotsialna?ysclid=m1ar4su1fy224041050 (дата обращения: 15.08.2024).
5. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностнопрофессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4. С. 11–17. EDN: PZVUGR.
6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Издво Моск. соц.-психол. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 599 с. ISBN: 5-89502504-8. EDN: QXMAWB.
7. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реаль- ность // Психологический журнал. 2001. № 22(4). С. 51–59. EDN: THLMIH.
8. Carrillo C., Baguley M., Vilar M. The Influence of Professional Identity on Teaching Practice: Experiences of Four Music Educators // International Journal of Music Education. 2015. No. 33 (4). P. 451–462. DOI: 10.1177/0255761415582348
9. Medveckis A. The reflection of pedagogue’s identity in the life activities: Theoretical research model // Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Rezekne Academy of Technologies. 2016. Vol. IV. P. 80–96. DOI: 10.17770/sie2016vol4.1552
10. Берберян А.С., Богданова Т.В., Сильченкова С.В., Ермолаева Е.Б., Варданян Н.Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. Т. 19. № 3(47). С. 306–319. DOI: 10.15507/2078-9823.047.019.201903.306-319
11. Никольский В.С. «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия о концептуальных основаниях педагогического под- хода // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. No. 8-9. С. 84–94. DOI: 10.31992/08693617-2024-33-8-9-84-94
12. Yorio P.L., Ye F. A meta-analysis on the effects of service-learning on the social, personal, and cognitive outcomes of learning // Academy of Management Learning & Education. 2012. № 11(1). Р. 9–27. DOI: 10.5465/amle.2010.0072
13. Wilkinson S., Harvey W.J., Bloom G.A., Joober R., Grizenko N. Student teacher experiences in a service-learning project for children with attention-deicit hyperactivity disorder // Physical Education and Sport Pedagogy. 2013. No. 18(5). Р. 475–491. DOI: 10.1080/17408989.2012.690385
14. Capella-Peris C., Gil-Gуmez J., Chiva-Bartoll Т. Innovative analysis of service-learning effects in physical education: A mixed-methods approach // Journal of Teaching in Physical Education. 2020. No. 39 (1). P. 102–110. DOI: 10.1123/jtpe.2019-0030
15. Ревунова И.В., Гаврилова И.В. Изучение профессиональной идентичности педагогов в зависимости от степени приобщения к профессии // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 11. С.126–135. DOI: 10.12731/2218-7405-201711-126-135
16. Налиткина О.В. Формирование основ профессиональной идентичности в высшей школе как путь повышения привлекательности выпускника для потенциального работодателя // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-5. С. 70–73. DOI: 10.18411/trnio-02-2022-203
17. Verschueren M., Rassart J., Claes L., Moons P., Luyckx K. Identity statuses throughout adolescence and emerging adulthood: A large-scale study into gender, age, and contextual differen- ces // Psychologica Belgica. 2017. Vol. 57. No. 1. P. 32–42. DOI: 10.5334/pb.348
18. Piotrowski K. Adaptation of the UtrechtManagement of Identity Commitments Scale (U-MICS) to the measurement of the parental identity domain // Scandinavian Journal of Psychology. 2018. Vol. 59. No. 2. P. 157–166. DOI: 10.1111/sjop.12416
19. Berzonsky M., Soenens B., Luyckx K., Smits I., Papini D., Goossens L. Development and Validation of the Revised Identity Style Inventory (ISI5): Factor Structure, Reliability, and Validity // Psychological Assessment. 2013. Vol. 25. No. 3. P. 893–904. DOI: 10.1037/a0032642
20. Белинская Е.П., Бронин И.Д. Адаптация русскоязычной версии опросника стилей идентичности М. Берзонски // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 34. С. 12. DOI: 10.54359/ps.v7i34.630
21. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–77. EDN: VLYGQL.
22. Кручинина Н.Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов в процессе обучения // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 135–138. EDN: PZAKMR.
23. Salam M., Awang Iskandar D.N., Ibrahim D.H.A., Farooq M.S. Service learning in higher education: a systematic literature review // Asia Pacific Education Review. 2019. DOI: 10.1007/s12564-019-09580-6
24. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9–26. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26
25. Асланов Я.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П., Мартынова Е.В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 63–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83
26. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32- 12-9-28
27. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Феофа- нов В.Н., Демченко Н.А., Шимановская Я.В. Наставничество в обучении служением при подготовке будущих педагогов и психологов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 4. С. 12–16. DOI: 10.54348/SciS.2023.4.2
28. Епанчинцев М.Ю., Дубовкин С.В., Донгау- зер Е.В. Методика «Обучение служением» как средство воспитательной работы со студентами-медиками в условиях цифровой трансформации системы образования // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2023. Т. 5. № 4. С. 1–14. EDN: XAUFEG.
29. Певная М.В., Боронина Л.Н., Початкова Е.И. Гражданственность студенчества в рамках социально-ориентированного проектного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. No. 8-9. С. 27–41. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-27-41
30. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтёрство как форма организации образовательной деятельности в контексте третьей миссии университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 69–79. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-8-9-69-79
31. Нам Т.А., Попов Д.Г., Смирнов М.B. Медиаволонтерство в профессиональном образовании в контексте методики «Обучение служением»: экспертное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 28(6). С. 1387–1399. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-6-1387-1399
32. Pinto J.C., Costa-Ramalho S. Effects of servicelearning as opposed to traditional teachinglearning contexts: a pilot study with three different courses // Frontiers in Education. 2023. No. 8. DOI: 10.3389/feduc.2023.1185469
33. Pais S.C., Dias T.S., Benício D. Connecting higher education to the labour market: the experience of service learning in a Portuguese university // Educ. Sci. 2022. No. 12. DOI: 10.3390/educsci12040259
34. Борисенко Ю.В. Адаптация методики Identity Stage Resolution Index (ISRI) на русский язык // SibScript. 2020. Т. 22. № 3(83). P. 735–743. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-3-735-743
35. Дусматова М.Т. Обучение служением как направление научно-исследовательской деятельности: опыт РГППУ // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы Х Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2024. С. 32–33. EDN: PVPSRT.
36. Кулькова В.Ю., Кулькова П.С., Хаертдинова Л.А. Реализация технологии «обучение служением» в проектах для сферы здравоохранения в достижении целей устойчивого развития // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. С. 15-25. DOI: 10.17513/spno.32796