Самостоятельная работа студентов как фактор формирования агентности в условиях современного высшего образования
https://doi.org/10.31992/08693617-2025-34-2-108-124
Аннотация
В статье обосновывается актуальность и значимость самостоятельной работы студентов в процессе получения ими высшего образования для формирования агентности как более широкого понятия, включающего в себя способность влиять на процессы собственной жизнедеятельности через действия и поступки; выделена роль самостоятельной работы как обязательной формы получения высшего образования, предусмотренная ФГОС 3++, её важность при подготовке кадров в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Цель статьи: установить основные виды самостоятельной работы, предлагаемые современными вузами, и оценить их эффективность с точки зрения обучающихся при овладении будущей профессией; выявить взаимосвязь самостоятельной работы как компонента учебного процесса с агентностью студентов. В статье представлены результаты социологических исследований, проведённых в 2023–2025 гг. на основе количественной (онлайн-анкетирование) и качественной методологии (метод фокус-групп).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости пересмотра форм самостоятельной работы преподавателями вузов, внедрения новых методов работы с современным поколением студентов, релевантных происходящим изменениям в условиях цифрового общества, для повышения уровня их агентности. Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в высшей школе для повышения качества подготовки кадров, усиления мотивации студентов к профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Об авторах
О. В. БессчетноваРоссия
Бессчетнова Оксана Владимировна – д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры социальной работы
117513, г. Москва, ул. Островитянова, 1
С. Н. Фомина
Россия
Фомина Светлана Николаевна – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов
115054, г. Москва, Стремянный переулок, 36
О. B. Бессчетнова
Россия
Бессчетнова Ольга Владимировна – канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности
412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. Карла Маркса, 29
Список литературы
1. Милованова Г.В., Харитонова И.В., Фомина С.Н., Дайкер А.Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2. С. 218–229. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.218-229
2. Besschetnova O.V., Fomina S.N., Chuvilina O.V. Development of University Students’ Teamwork Skills in Distance Learning Education // 2022 6th International Conference on Education and Multimedia Technology (ICEMT 2022), July 13–15, 2022, Guangzhou, China. ACM, New York, NY, USA. DOI: 10.1145/3551708.3551723
3. Федорова М., Якушина Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 88–90. EDN: IJJNCX.
4. Майданова Т.В. Из опыта развития навыков самоменеджмента и самостоятельной работы студентов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 1. С. 41–45. EDN: RZPBPL.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 192 с. ISBN: 5-76952905-9. URL: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_6077.pdf?ysclid=m7ayesz69718434948 (дата обращения: 21.07.2024).
6. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2 изд., доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с. ISBN: 5-93134-205-2.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с. ISBN 5-1419665-А.
8. Митяева А.М., Фомина С.Н. Интеграция в профессиональной подготовке студентов в условиях модернизации образования // Образование и общество. 2016. № 3(98). С. 15–18. EDN: XIGPYD.
9. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (91). С. 123–126. EDN: MBCWGL.
10. Сорокин П.С., Зыкова А.В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1858
11. Scott J., Marshall G. Oxford Dictionary of Sociology: 3d ed. Oxford University Press, Oxford, 2009. 816 p. ISBN 10: 0199533008, ISBN 13: 9780199533008.
12. Emirbayer M., Mische A. What Is Agency? // American Journal of Sociology. 1998. Vol. 103. No. 4. P. 962–1023. DOI: 10.1086/231294
13. Сорокин П.С., Редько Т.Д. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 236–264. DOI: 10.17323/vo-2024-18131
14. Добрякова М.С., Юрченко О.В. Самостоятельность и агентность школьников: различие понятий // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 80–92. DOI: 10.31857/ S013216250028534-0
15. Vähäsantanen K., Räikkönen E., Paloniemi S., Hökkä P. Acting Agentically at Work : Developing a Short Measure of Professional Agency // Nordic Journal of Working Life Studies. 2022. Vol. 12. No. 1. P. 49–69. DOI: 10.18291/njwls.127869
16. Blaschke L.M., Hase S. Heutagogy and digital media networks: Setting students on the path to lifelong learning // Pacific Journal of Technology Enhanced Learning. 2019. Vol. 1. No. 1. P. 1-14. DOI: 10.24135/pjtel.v1i1.1
17. Ashwin Р. Analysing Teaching-Learning Interactions in Higher Education: Accounting for Structure and Agency. London: Continuum, 2009. 176 р. URL: http://ndl.ethernet.edu.et/bit-stream/123456789/50611/1/17.%20%20pdf.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
18. Beard C., Clegg S., Smith K. Acknowledging the affective in higher education // British Educational Research Journal. 2007. Vol. 33. No. 2. P. 235–252. DOI: 10.1080/01411920701208415
19. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity, 1984. 402 p. ISBN: 0745600069, 0745600077.
20. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice (R. Nice, Trans.). Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 248 p. DOI: 10.1017/CBO9780511812507
21. Kahu E.R., Stephens Ch., Zepke N., Leach L. Space and time to engage: mature-aged distance students learn to fit study into their lives // International Journal of Lifelong Education. 2014. Vol. 33. No. 4. P. 523–540. DOI: 10.1080/0260137 0.2014.884177
22. Bandura A. Social Cognitive Theory: An Agentic Perspective on Human Nature. New Jersey: Wiley & Sons, 2023. 240 p. DOI: 10.12681/psy_hps.23964
23. Bandura A. Toward a psychology of human agency: Pathways and reflections // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 13. No. 2. Р. 130–136. DOI: 10.1177/1745691617699280
24. Norsuhaidah M., Alias M., Zawani Z., Fatin S.M.Z. Attitude and Motivation of Engineering Students’ towards Participating in Student-Centered Learning Activities // Universal Journal of Educational Research. 2020. No. 8(9). Р. 43254332. DOI: 10.13189/ujer.2020.080959
25. Сорокин П.С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103–114. DOI: 10.31857/S013216250022927-2
26. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 137–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155