Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инструменты оценки групповой и командной работы студентов в высшем образовании: систематический обзор литературы

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-4-118-143

Аннотация

Работа в команде является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, а навыки сотрудничества необходимы студентам для успешного трудоустройства. Задача высшего образования – повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда посредством разработки образовательных программ, направленных на развитие навыков командной работы. Прогресс этих навыков можно наблюдать только при наличии надёжного метода измерения. Поэтому инструменты оценки развития командных навыков у студентов играют важную роль в высшем образовании. Обзор раскрывает ключевые проблемы и противоречия в оценке групповой и командной работы в высшем образовании. Анализируя традиционные методы (экспертное оценивание, взаимооценку, нормализованные подходы), исследование демонстрирует их возможную уязвимость к субъективности, когнитивным искажениям и социальным факторам. В то же время автоматизированные алгоритмы, анализ цифровых следов и мультимодальная учебная аналитика имеют высокий потенциал для фиксации реального вклада студентов и динамики их взаимодействия. Однако эти технологии пока слабо изучены и представлены в научной литературе о групповой и командной работе, их восприятие студентами остаётся неоднозначным. Один из ключевых выводов исследования: большинство существующих подходов оценивают только конечный результат, игнорируя процесс формирования командных навыков и изменение ролей участников во времени, и это ограничение приводит к несправедливому распределению оценок и снижению мотивации студентов. Работа подчёркивает необходимость перехода к гибридным моделям оценивания, объединяющим количественные цифровые данные с качественной педагогической экспертизой. Представленные выводы основаны на анализе 43 эмпирических исследований и показывают, что будущее командной оценки лежит в интеграции цифровых технологий, способных отслеживать взаимодействие студентов в реальном времени, выявлять закономерности сотрудничества и обеспечивать справедливое распределение оценок.

Об авторах

А. И. Кутузов
Институт образования; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Кутузов Антон Игоревич – аспирант



А. В. Богданова
Тольяттинский государственный университет,
Россия

Богданова Анна Владимировна – канд. пед. наук, начальник отдела технологий онлайн-образования



Список литературы

1. Britton E., Simper N., Leger A., Stephenson J. Assessing teamwork in undergraduate education: a measurement tool to evaluate individual team work skills // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 3. P. 378–397. DOI: 10.1080/02602938.2015.1116497

2. Murnane R.J., Levy F. The New Division of Labor: How Computers Are Creating the Next Job Market. Princeton : Princeton Univ. Press, 304 p. 2012. ISBN: 9781400845927.

3. Succi C., Canovi M. Soft skills to enhance graduate employability: comparing students and employers’ perceptions // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 9. P. 1834–1847. DOI: 10.1080/03075079.2019.1585420

4. Thite S., Ravishankar J., Tomeo-Reyes I., Ortiz A. Design of a simple rubric to peer-evaluate the teamwork skills of engineering students // European Journal of Engineering Education. 2024. P. 1–24. DOI: 10.1080/03043797.2024.2338239

5. Murzi H.G., Karlovsek J., Ruiz B., Virguez L., Perez O. Working in large teams: Measuring the impact of a teamwork model to facilitate team work development in engineering students working in a real project // International Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 36. No. 1. P. 274–295. DOI: 10.18260/1-2--29133

6. Hora M.T., Chhabra P., Smolarek B.B. Exploring the factors that influence how (and why) community college instructors teach communication and teamwork skills in computer technology courses // Community College Journal of Research and Practice. 2022. Vol. 46. No. 6. P. 396–415. DOI: 10.47153/jbmr46.7142023

7. Ермаков С.С., Савенков Е.А., Катышев Д.А. Влияние современных симуляционных тренажёров на развитие навыков командной работы: согласованных действий и коммуникации // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13. № 2. С. 131–141. DOI: 10.17759/jmfp.2024130212

8. Fox L., Onders R., Hermansen-Kobulnicky C.J., Nguyen T.-N., Myran L. et al. Teaching interprofessional teamwork skills to health professional students: A scoping review // Journal of Interprofessional Care. 2018. Vol. 32. No. 2. P. 127–135. DOI: 10.1080/13561820.2017.1399868

9. Paoletti J., Kilcullen M.P., Salas E. Teamwork in space exploration // Psychology and Human Performance in Space Programs. CRC Press. 2020. P. 195–216. DOI: 10.1201/9780429440878-10

10. Murzi H.G. Team-based learning theory applied to engineering education: A systematic review of literature // 2014 ASEE Annual Conference & Exposition. 2014. P. 1–24. DOI: 10.1175.1-24.1175.12

11. Zhang M. “Groupwork or teamwork?”: Creating the same page for improving team based learning experience // Communication Teacher. 2023. Vol. 37. No. 1. P. 30–34. DOI: 10.1080/17404622.2022.2069838

12. Katzenbach J., Smith D. The Wisdom of Teams: Creating the High-Performance Organization. Harvard Business Press, 1992, 291 p. ISBN-10: 9780875843674. ISBN-13: 978-0875843674.

13. González R.M., González L.G., Cruz N.L., Fuentes M.G., Aguirre E.I., González E.V. Acercamiento epistemológico a la teoría del aprendizaje colaborativo // Apertura. 2012. Vol. 4. P. 156–169. DOI: 10.3390/su14106177

14. Van den Bossche P., Gijselaers W.H., Segers M.S., Kirschner P.A. Social and Cognitive Factors Driving Teamwork in Collaborative Learning Environments // Small Group Research. 2006. Vol. 37. P. 490–521. DOI: 10.1177/1046496406292938

15. Stahl G. Theories of Collaborative Cognition: Foundations for CSCL and CSCW Together / Goggins S., Jahnke I., Wulf V. (Eds). Computer-Supported Collaborative Learning at the Workplace. Computer-Supported Collaborative Learning Series. Vol. 14. Springer, Boston, MA, 2013. DOI: 10.1007/978-1-4614-1740-8_3

16. Francis N., Pritchard C., Prytherch Z., Rutherford S. Making teamwork work: enhancing teamwork and assessment in higher education // FEBS Open Bio. 2025. Vol. 15. No. 1. P. 35–47. DOI: 10.1002/2211-5463.13936

17. Johnson D.W., Johnson R.T., Smith K.A. Cooperative learning: Improving university instruction by basing practice on validated theory // Journal on Excellence in University Teaching. 2014. Vol. 25. No. 4. P. 1–26. DOI: 10.1057/9780230283008_6

18. Hebles M., Yániz-Álvarez-de-Eulate C., Alonso-Dos-Santos M. Teamwork Competency Scale (TCS) from the Individual Perspective in University Students // Journal of Technology and Science Education. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 510–528. DOI: 10.3926/jotse.1478

19. Strijbos J.W. Assessment of (computer-supported) collaborative learning // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2010. Vol. 4. No. 1. P. 59–73. DOI: 10.1109/TLT.2010.37

20. Gweon G., Jun S., Finger S., Rosé C.P. Towards effective group work assessment: even what you don’t see can bias you // International Journal of Technology and Design Education. 2017. Vol. 27. P. 165–180. DOI: 10.1007/s10798-015-9332-1

21. Loughry M.L., Ohland M.W., Woehr D.J. As sessing teamwork skills for assurance of learning using CATME team tools // Journal of Marketing Education. 2014. Vol. 36. No. 1. P. 5–19. DOI: 10.1177/0273475313499023

22. McConnell K.D., Rhodes T., Horan E.M., Zimmerman B. We Have a Rubric for That: The VALUE Approach to Assessment. Washington, D.C.: Association of American Colleges and Universities, 2019, 64 p. ISBN: 9780996140478.

23. Hastie C., Fahy K., Parratt J. The development of a rubric for peer assessment of individual teamwork skills in undergraduate midwifery students // Women and Birth. 2014. Vol. 27. No. 3. P. 220–226. DOI: 10.1016/j.wombi.2014.06.003

24. Britton E., Simper N., Leger A., Stephenson J. Assessing teamwork in undergraduate education: a measurement tool to evaluate individual team work skills // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 3. P. 378–397. DOI: 10.1080/02602938.2015.1116497

25. Hughes R.L., Jones S.K. Developing and assessing college student teamwork skills // New Directions for Institutional Research. 2011. Vol. 2011, no. 149, pp. 53–64. DOI: 10.1002/ir.380

26. Prada E.D., Mareque M., Pino-Juste M. Teamwork skills in higher education: is university training contributing to their mastery? // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2022. Vol. 35. Article no. 5. DOI: 10.1186/s41155-022-00207-1

27. Driskell J.E., Salas E., Driskell T. Foundations of teamwork and collaboration // American Psychologist. 2018. Vol. 73. No. 4. P. 334–348. DOI: 10.1037/amp0000241

28. Meijer, H., Hoekstra R., Brouwer J., Strijbos J.-W. Unfolding collaborative learning assessment literacy: A reflection on current assessment methods in higher education // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 8. P. 1222–1240. DOI: 10.1080/02602938.2020.1729696

29. Strijbos J.W. Assessment of collaborative learning // Handbook of Human and Social Conditions in Assessment. Routledge, 2016. P. 302–318. ISBN: 978-1-138-81153-9

30. Авдеева С.М., Тарасова К.В. Доказательный дизайн для оценки универсальных компетенций в высшем образовании: преимущества и особенности // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. С. 82–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-82-105

31. Febriantoro W., Gauthier A., Cukurova M. The Promise of Physiological Data in Collaborative Learning: A Systematic Literature Review // European Conference on Technology Enhanced Learning. Cham : Springer Nature Switzerland, 2023. P. 75–88. DOI: 10.1007/978-3-031-42682-7_6

32. Chejara P., Kasepalu R., Prieto L., Rodrнguez Triana M.J., Ruiz-Calleja A. Bringing Collaborative Analytics using Multimodal Data to Masses: Evaluation and Design Guidelines for Developing a MMLA System for Research and Teaching Practices in CSCL // Proceedings of the 14th Learning Analytics and Knowledge Conference. 2024. P. 800–806. DOI: 10.1145/3636555.3636877

33. Tumpa R.J., Skaik S., Ham M., Chaudhry G. A holistic overview of studies to improve group based assessments in higher education: A systematic literature review // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 15. Article no. 9638. DOI: 10.3390/su14159638

34. Zhu M., Ergulec F. A review of collaborative assessment strategies in online learning // Distance Education. 2023. Vol. 44. No. 3. P. 522–543. DOI: 10.1080/01587919.2022.2150127

35. Siddaway A.P., Wood A.M., Hedges L.V. How to do a systematic review: a best practice guide for conducting and reporting narrative reviews, meta-analyses, and meta-syntheses // Annual review of psychology. 2019. Vol. 70. No. 1. P. 747–770. DOI: 10.1146/annurev-psych-010418-102803

36. Schürmann V., Marquardt N., Bodemer D. Conceptualization and measurement of peer collaboration in higher education: A systematic review // Small Group Research. 2024. Vol. 55. No. 1. P. 89–138. DOI: 10.1177/10464964231200191

37. Havyer R.D., Nelson D.R., Wingo M.T., Comfere N.I., Halvorsen A.J. et al. (2016) Addressing the interprofessional collaboration competencies of the Association of American Medical Colleges: a systematic review of assessment instruments in undergraduate medical education // Academic Medicine. 2016. Vol. 91. No. 6. P. 865–888. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001053

38. Guzzo R.A., Dickson M.W. Teams in organizations: Recent research on performance and effectiveness // Annual review of psychology. 1996. Vol. 47. No. 1. P. 307–338. DOI: 10.1146/annurev.psych.47.1.307

39. Naqvi S.R., Akram T., Kamran M., Khan W. Learning outcomes and assessment methodology: case study of an undergraduate engineering project // The International Journal of Electrical Engineering & Education. 2019. Vol. 56. No. 2. P. 140–162. DOI: 10.1177/0020720918790108

40. Баранова Е.В., Швецов Г.В. Методы и инструменты для анализа цифрового следа студента при освоении образовательного маршрута // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 415–430. DOI: 10.32744/pse.2021.2.29

41. Курзаева Л.В., Савва Л.И., Назарова Е.К., Абзалов А.Р., Килиевич Д.А. Анализ и обработка данных цифрового следа обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 6. EDN: FQPZPC.

42. Bong J., Park M.S. Peer assessment of contributions and learning processes in group projects: An analysis of information technology undergraduate students’ performance //Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 8. P. 1155–1168. DOI: 10.1080/02602938.2020.1727413

43. Ion G., Díaz-Vicario A., Mercader C. Making steps towards improved fairness in group work assessment: The role of students’ self and peer-assessment // Active Learning in Higher Education. 2023. Vol. 25. No. 3. DOI: 10.1177/14697874231154826

44. Alden J. Assessment of Individual Student Performance in Online Team Projects // Journal of asynchronous learning networks. 2011. Vol. 15. P. 5–20. DOI: 10.24059/olj.v15i3.193

45. Gunning T.K., Conlan X.A., Collins P.K., Bellgrove A., Antlej K., Cardilini A., Fraser C.L. Who engaged in the team-based assessment? Leveraging EdTech for a self and intra-team peer-assessment solution to free-riding // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2022. Vol. 19. No. 1. Article no. 38. DOI: 10.1186/s41239-022-00340-y

46. Kotlyar I., Sharifi T., Fiksenbaum L. Assessing teamwork skills: can a computer algorithm match human experts? // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2023. Vol. 33. No. 4. P. 955–991. DOI: 10.1007/s40593-022-00318-x

47. Chowdhury M. Using the method of normalisation for mapping group marks to individual marks: some observations // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 5. P. 643– 650. DOI: 10.1080/02602938.2019.1686606

48. Sridharan B., Tai J., Boud D. Does the use of summative peer assessment in collaborative group work inhibit good judgement? // Higher Education. 2019. Vol. 77. P. 853–870. DOI: 10.1007/s10734-018-0305-7

49. Гричанов А.С., Панов Е.В. Особенности формативного оценивания командной работы курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по тактико-специальной подготовке // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 105–110. DOI: 10.24412/2658-638X-2024-2-105-110

50. Бабаян К.Б. Организация групповой работы и разработка критериев её оценки в образовательном процессе высшей школы / К.Б. Бабаян // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2019. № 4. DOI: 10.25688/2312-6647.2019.21.3.08

51. Harvey H., Keen J., Robinson C., Roff J., Gross T. Quantitative analysis of approaches to group marking // Assessment & Evaluation in Higher Education 2019. Vol. 44. No. 8. P. 1133–1147. DOI: 10.1080/02602938.2019.1572069

52. Даринская Л.А., Балышев П.А. Педагогическая модель развития у студентов навыков командной работы в цифровой образовательной среде университета // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 3. C. 276–285. DOI: 10.30853/ped20240036

53. Nguyen V.A. A peer assessment approach to project based blended learning course in a Vietnamese higher education // Education and Information Technologies. 2017. Т. 22. С. 2141–2157. DOI: 10.1007/s10639-016-9539-0

54. Фёдоров В.А. Эффективность командных методов обучения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3. C. 230–234. DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-230-234

55. Hastie C.R. ‘TeamUP’: An approach to developing teamwork skills in undergraduate midwifery students // Midwifery. 2018. Vol. 58. P. 93–95. DOI: 10.1016/j.wombi.2018.08.114


Рецензия

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)