Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Без смартфона как без рук? Номофобия, прокрастинация и академическая мотивация: адаптация русскоязычного опросника номофобии и анализ цифровых зависимостей студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-348-9-93-113

Аннотация

В условиях нарастающей цифровизации образовательной среды номофобия (страх остаться без доступа к мобильному устройству) приобретает всё бóльшую актуальность как психологическая проблема студенческой молодёжи. Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязей номофобии с прокрастинацией, академической мотивацией, личностными чертами, синдромом упущенных возможностей (FOMO) и склонностью к думскроллингу, а также адаптация русскоязычной версии опросника номофобии (Nomophobia Questionnaire, NMP-Q). В исследовании принял участие 621 российский студент (49% юношей и 51% девушек) в возрасте от 16 до 29 лет (M = 20,3; SD = 1,47). В ходе онлайн-опроса использовались следующие методики: опросник номофобии (NMP-Q), шкала думскроллинга, опросник FOMO, краткий пятифакторный опросник личности (TIPI), шкала студенческой прокрастинации и шкалы академической мотивации. Психометрический анализ показал, что русскоязычная версия NMP-Q сохраняет четырёхфакторную структуру оригинала (дискомфорт из-за отсутствия информации, страх остаться без связи с другими, страх остаться без связи с близкими, страх пропустить новости), обладает высокой внутренней согласованностью (α Кронбаха и ω Макдональда > 0,76) и хорошей конвергентной валидностью. Были выявлены значимые положительные корреляции номофобии со склонностью к думскроллингу, FOMO, прокрастинацией, а также с внешней и амотивацией в учебной деятельности. Номофобия ассоциировалась с повышенным нейротизмом, сниженными добросовестностью и открытостью опыту. Особого внимания заслуживает установленная связь между номофобией и академической мотивацией: тревога из-за потери связи усиливает время использования гаджетов, но сопровождается снижением познавательной мотивации и усилением внешних форм мотивации. Полученные результаты позволяют рассматривать номофобию как маркер более широкой дезорганизации саморегуляции, мотивационных процессов и эмоциональной стабильности студентов в условиях цифровой зависимости.

Об авторах

А. А. Максименко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Максименко Александр Александрович – д-р социол. наук, канд. психол. наук, доцент, профессор факультета социальных наук, 

101000, Москва, Армянский пер., д. 4.



А. А. Золотарева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Золотарева Алена Анатольевна – канд. психол. наук, доцент факультета социальных наук,

 101000, Москва, Армянский пер., д. 4.



С. В. Курапов
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
Россия

Курапов Сергей Владимирович – канд. социол. наук, старший научный сотрудник,

119072, г. Москва, Берсеневская наб., д. 18-20-22, стр. 3.



А. С. Курапова
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
Россия

Курапова Анна Сергеевна – канд. социол. наук, старший научный сотрудник, 

119072, г. Москва, Берсеневская наб., д. 18-20-22, стр. 3.



Список литературы

1. Wolff J. How Is Technology Changing the World, and How Should the World Change Technology? // Global Perspectives. 2021. Vol. 2. No. 1. Article no. 27353. DOI: 10.1525/gp.2021.27353

2. Heiman T., Zafrir A. The Role of Self-Presentation on Social Networks Sites: Examining the Self-Esteem of Young People in Different Identity Status and Gender Differences // Psychology. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 155–172. DOI: 10.4236/psych.2024.152011

3. Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 33. P. 179–183. DOI: 10.1016/j.chb.2014.01.010

4. Koval P., Shi Y., Gonçalves J., Kostakos V., Wadley G. “Instant Happiness”: Smartphones as tools for everyday emotion regulation // International Journal of Human-Computer Studies. 2022. Vol. 170. Article no. 102958. DOI: 10.1016/j.ijhcs.2022.102958

5. Rahim N., Mella-Barahona J., Simmonds D., Guha S. Decision-making on the go: Smartphones and decision-making in early 21stcentury workflow // Business Information Review. 2019. Vol. 36. No. 4. P. 164–177. DOI: 10.1177/0266382119887672

6. Kostić J., Ranđelović K. Digital distractions: learning in multitasking environment // International Psychological Applications and Trends (Conference). 2022. DOI: 10.36315/2022inpact070

7. Zhang W. Structures of the Digitalized LifeWorld // Schutzian Research. 2023. Vol. 15. P. 11–26. DOI: 10.5840/schutz2023152

8. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. W.H. Freeman (Times Books) Henry Holt & Co, 1997. 610 p.

9. Barr N., Pennycook G., Stolz J.A., Fugelsang J.A. The brain in your pocket: Evidence that Smartphones are used to supplant thinking // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 48. P. 473–480. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.029

10. Ward A.F., Duke K., Gneezy A., Bos M.W. Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity // Journal of the Association for Consumer Research. 2017. Vol. 2. No. 2. P. 140–154. DOI: 10.1086/691462

11. Clark A., Chalmers D.J. The extended mind // Analysis. 1998. Vol. 58. No. 1. P. 7–19.

12. Kaye B., Park C. Smartphone and self-extension: Functionally, anthropomorphically, and ontologically extending self via the smartphone // Mobile Media and Communication. 2018. Vol. 7. P. 215–231. DOI: 10.1177/2050157918808327

13. Bleher H., Braun M. Diffused responsibility: attributions of responsibility in the use of AIdriven clinical decision support systems // AI and Ethics. 2022. Vol. 2. P. 747–761. DOI: 10.1007/s43681-022-00135-x

14. Cooper D. Diffusion of Responsibility for Actions with Advice // Journal of Behavioral Decision Making. 2024. Vol. 37. No. 4. Article no. e2415. DOI: 10.1002/bdm.2415

15. Przybylski A.K., Murayama K., DeHaan C.R., Gladwell V. Motivational, Emotional, and Behavioural Correlates of Fear of Missing Out // Computers in Human Behaviour. 2013. Vol. 29. No. 4. P. 1841–1848. DOI: 10.1016/j.chb.2013.02.014

16. Sharma B., Lee S.S., Johnson B.K. The dark at the end of the tunnel: Doomscrolling on social media newsfeeds // Technology, Mind, and Behavior. 2022. Vol. 3. No. 1. DOI: 10.1037/tmb0000059

17. Jahrami H., Trabelsi K., Boukhris O., Hussain J.H., Alenezi A.F. et al. The Prevalence of Mild, Moderate, and Severe Nomophobia Symptoms: A Systematic Review, Meta-Analysis, and MetaRegression // Behavioral Sciences (Basel). 2022. Vol. 13. No. 1. Article no. 35. DOI: 10.3390/bs13010035

18. Tuco K.G., Castro-Diaz S.D., Soriano-Moreno D.R., Benites-Zapata V.A. Prevalence of Nomophobia in University Students: A Systematic Review and Meta-Analysis // Healthcare Informatics Research. 2023. Vol. 29. No. 1. P. 40–53. DOI: 10.4258/hir.2023.29.1.40

19. Al-Mamun F., Mamun M.A., Kaggwa M.M., Mubarak M., Hossain M.S. et al. The prevalence of nomophobia: A systematic review and meta-analysis // Psychiatry Research. 2025. Vol. 349. Article no. 116521. DOI: 10.1016/j.psychres.2025.116521

20. Adnan M., Gezgin D.M. A modern phobia: Prevalence of nomophobia among college students // Egitim Bilimleri Fakultesi Dergisi. 2016. Vol. 49. No. 1. P. 141–152. DOI: 10.1501/Egifak_0000001378

21. Setia R., Tiwari S. A study on nomophobia among youth in Indian perspective // International Journal of Indian Psychology. 2021. Vol. 9. No. 1. P. 688–707. DOI: 10.25215/0901.074

22. Arpaci I., Baloglu M., Ozteke Kozan H.I., Kesici S. Individual Differences in the Relationship Between Attachment and Nomophobia Among College Students: The Mediating Role of Mindfulness // Journal of Medical Internet Research. 2017. Vol. 19. No. 12. Article no. e404. DOI: 10.2196/jmir.8847

23. Moreno-Guerrero A.J., Aznar-Díaz I., CáceresReche P., Rodríguez-García A.M. Do Age, Gender and Poor Diet Influence the Higher Prevalence of Nomophobia among Young People? // International Journal of Environment Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No. 10. Article no. 3697. DOI: 10.3390/ijerph17103697

24. Thomas R.E.D., Ramesh H., R A.K., Gnana Chellaiyan V., A S. Exploring Nomophobia: A Cross-Sectional Study on the Prevalence Among College Students in the Chengalpattu District, India // Cureus. 2024. Vol. 16. No. 10. Article no. e71811. DOI: 10.7759/cureus.71811

25. Farchakh Y., Hallit R., Akel M., Chalhoub C., Hachem M. et al. Nomophobia in Lebanon: Scale validation and association with psychological aspects // PLoS One. 2021. Vol. 16. No. 4. Article no. e0249890. DOI: 10.1371/journal.pone.0249890

26. Abdoli N., Sadeghi-Bahmani D., Salari N., Khodamoradi M., Farnia V. et al. Nomophobia (No Mobile Phone Phobia) and Psychological Health Issues among Young Adult Students // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2023. Vol. 13. No. 9. P. 1762–1775. DOI: 10.3390/ejihpe13090128

27. Kateb S. The Prevalence and Psychological Symptoms of Nomophobia among University Students // Journal of Research in Curriculum Instruction and Educational Technology. 2017. Vol. 3. No. 3. P. 155–182. DOI: 10.21608/jrciet.2017.24454

28. Kubrusly M., de Barros Silva P.G., de Vasconcelos G.V., Delano Lima Gonçalves Delano E. Prevalence of Nomophobia and its Association with Loneliness, Self Happiness and Self Esteem among Undergraduate Medical Students of a Medical College in Coastal Karnataka // Indian Journal of Public Health, Research and Development. 2021. Vol. 45. No. 3. DOI: 10.1590/1981-5271v45.3-20200493.ing

29. Yavuz M., Altan B., Bayrak B., Gündüz M., Bolat N. The relationships between nomophobia, alexithymia and metacognitive problems in an adolescent population // Turkish Journal of Pediatrics. 2019. Vol. 61. No. 3. P. 345–351. DOI: 10.24953/turkjped.2019.03.005

30. Sharma M., Amandeep, Mathur D.M., Jeenger J. Nomophobia and its relationship with depression, anxiety, and quality of life in adolescents // Industry Psychiatry Journal. 2019. Vol. 28. No. 2. P. 231–236. DOI: 10.4103/ipj.ipj_60_18

31. Ozdemir B., Cakir O., Hussain I. Prevalence of Nomophobia among University Students: A Comparative Study of Pakistani and Turkish Undergraduate Students // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Vol. 14. No. 4. P. 1519–1532. DOI: 10.29333/ejmste/84839

32. Kuscu T.D., Gumustas F., Rodopman Arman A., Goksu M. The relationship between nomophobia and psychiatric symptoms in adolescents // International Journal of Psychiatry in Clinical Practice. 2021. Vol. 25. No. 1. P. 56–61. DOI: 10.1080/13651501.2020.1819334

33. Aldhahir A.M., Bintalib H.M., Siraj R.A., Alqahtani J.S., Alqarni O.A. et al. Prevalence of Nomophobia and Its Impact on Academic Performance Among Respiratory Therapy Students in Saudi Arabia // Psychological Research and Behavioral Management. 2023. Vol. 17. No. 16. P. 877–884. DOI: 10.2147/PRBM.S404898

34. Gokani N., Godara P., Deshmukh D., Bhise M.Ch. Irrational Fear of Being Away from Smartphone Among Health-Care Workers: An Observational Study // Indian Journal of Social Psychiatry. 2021. Vol. 37. No. 3. DOI: 10.4103/ijsp.ijsp_125_20

35. Jilisha G., Venkatachalam J., Menon V., Olickal J.J. Nomophobia: A Mixed-Methods Study on Prevalence, Associated Factors, and Perception among College Students in Puducherry, India // Indian Journal of Psychological Medicine. 2019. Vol. 41. No. 6. P. 541–548. DOI: 10.4103/IJP-SYM.IJPSYM_130_19

36. Olivencia-Carrión M.A., Ferri-García R., Rueda M.D.M., Jiménez-Torres M.G., López Torrecillas F.Temperament and characteristics related to nomophobia // Psychiatry Research. 2018. Vol. 266. P. 5–10. DOI: 10.1016/j.psychres.2018.04.056

37. Kılınc A., Cam C., Unsal A., Arslantas D. Evaluation of Nomophobia and Loneliness in High School Students in Turkey // The European Journal of Public Health. 2020. Vol. 30. No. 5. DOI: 10.1093/eurpub/ckaa166.057

38. Camargo H.D., de França T.A., de Albuquerque R.N. Prevalence of nomophobia among university students // Programa de Iniciação Científica – PIC/UniCEUB – Relatórios de Pesquisa. 2022. DOI: 10.5102/pic.n0.2022.9602

39. Ahmed S., Pokhrel N., Roy S., Samuel A.J. Impact of nomophobia: A nondrug addiction among students of physiotherapy course using an online cross-sectional survey // Indian Journal of Psychiatry. 2019. Vol. 61. No. 1. P. 77–80. DOI: 10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_361_18

40. Jamshidifar S., Karimi Aliabadi P., Musavi S.J., Ershad A., Elyasi F. Prevalence of Nomophobia and Associated Factors in Adolescent Female Students: A Cross-sectional Study in Northern Iran // Iran Journal Psychiatry and Behavioral Science. 2023. Vol. 17. No. 3. Article no. e132909. DOI: 10.5812/ijpbs-132909

41. Yildirim C., Correia A.P. Exploring the dimensions of nomophobia: Development and validation of a self-reported questionnaire // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 23. No. 2. P. 130–137. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.059

42. Максименко А.А., Дейнека О.С., Мортикова И.А. Инфодемический думскроллинг и психологическое благополучие россиян // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 129–136. DOI: 10.24158/spp.2022.12.20

43. Ардисламов В.В., Кляхина П.Р., Шаипова Э.Р. Адаптация русскоязычной версии опросника страха упущенных возможностей // Психологические исследования. 2024. Т. 17. № 96. С. 1. DOI: 10.54359/ps.v17i96.1619

44. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест ретестовой надёжности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 138–154. DOI: 10.17759/exppsy.2016090311

45. Юдеева Т.Ю., Гаранян Н.Г., Жукова Д.Н. Апробация опросника студенческой прокрастинации C. Lay // Психологическая диагностика. 2011. № 2. С. 84–94.

46. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической успеваемости» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 98–109. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/y93jdtmioo/122549995.pdf (дата обращения: 19.06.2025).

47. Steel P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. No. 1. P. 65–94. DOI: 10.1037/0033-2909.133.1.65

48. Reinecke L., Hofmann W. Slacking off or winding down? An experience sampling study on the drivers and consequences of media use for recovery versus procrastination // Human Communication Research. 2016. Vol. 42. No. 3. P. 441–461. DOI: 10.1111/hcre.12082

49. Holman E.A., Garfin D.R., Lubens P., Silver R.C. Media Exposure to Collective Trauma, Mental Health, and Functioning: Does It Matter What You See? // Clinical Psychological Science. 2020. Vol. 8. No. 1. P. 111–124. DOI: 10.1177/2167702619858300

50. Taber K.S. The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education // Research in Science Education. 2018. Vol. 48. P. 1273–1296. DOI: 10.1007/s11165-016-9602-2

51. Alhaj H., Muthana A., Abdalla A., Marouf M., Awad N. How are FOMO and nomophobia linked to symptoms of depression, anxiety and stress among university students? // BJPsych Open. 2024. Vol. 10. Suppl. 1. P. 16–17. DOI: 10.1192/bjo.2024.104

52. Ji S., Xu S., Zhou Z., Zhu Y., Liu T. The relationship between nomophobia and latent classes of personality // PsyCh Journal. 2024. Vol. 13. No. 5. P. 860–869. DOI: 10.1002/pchj.758


Рецензия

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)