Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Российский университет в поисках идентичности: служение как способ бытия в культуре

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-10-10-26

Аннотация

В статье рассматривается проблема идентичности российского университета в контексте современных вызовов и глобальных тенденций в высшем образовании. Анализируется кризис идентичности, переживаемый российским университетом, и его причины, связанные с заимствованием западных моделей и недостаточным вниманием к собственными традициями. Предлагается концепция служения как онтологического основания российского университета, укоренённая в отечественной интеллектуальной традиции и способная стать основой для формирования адекватной стратегии развития. Рассматриваются исторические этапы развития российского университета и выявляется сквозная идея служения, проходящая через все трансформации. Обосновывается необходимость творческого переосмысления этой традиции в современном контексте для решения актуальных задач российского высшего образования.

Об авторе

В. С. Никольский
Московский политехнический университет
Россия

Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, профессор, гл. редактор журнала «Высшее образование в России»

107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38



Список литературы

1. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 67–81. EDN: KXRVXZ.

2. Barnett R. Constructing the university: Towards a social philosophy of higher education // Educational Philosophy and Theory. 2017. Vol. 49. No. 1. P. 78–88. DOI: 10.1080/00131857.2016.1183472

3. Никольский В.С. «Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73–78. EDN: PVJWQB.

4. Кислов А.Г., Шмурыгина О.В. Идея университета: ретроспектива, версии и перспективы // Образование и наука. 2012. № 8 (97). С. 96–122. EDN: PDCCMZ.

5. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 48–55. EDN: WMBSQZ.

6. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 52–63. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-52-63

7. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 25. EDN: ZMPZUR.

8. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. и др. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47

9. Прохоров А.В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (27). С. 56–66. EDN: RVSGEN.

10. Smith D., Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation // Higher Education. 1999. Vol. 38. P. 373–374. DOI: 10.1023/A:1003771309048

11. Etzkowitz H. Anatomy of the entrepreneurial university // Social Science Information. 2013. Vol. 52. No. 3. P. 486–511. DOI: 10.1177/0539018413485832

12. Etzkowitz H. The evolution of the entrepreneurial university // International Journal of Technology and Globalisation. 2004. Vol. 1. No. 1. P. 64–77. DOI: 10.1504/IJTG.2004.004551

13. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8–9. С. 40–47. EDN: WMBSQP.

14. Константинов Г., Филонович С. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 49–62. EDN: JWJEZZ.

15. Altbach P. The costs and benefits of world-class universities // International Higher Education. 2003. No. 33. P. 5–8. DOI: 10.6017/ihe.2003.33.7381

16. Altbach P.G., Salmi J. (Eds.). The road to academic excellence: The making of world-class research universities. Washington: World Bank Publications, 2011. 363 p. DOI: 10.1596/978-0-8213-8805-1

17. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М., 2009. 132 c. ISBN: 978-5-7777-0448-1.

18. Deem R., Mok K.H., Lucas L. Transforming higher education in whose image? Exploring the concept of the “world-class” university in Europe and Asia // Higher Education Policy. 2008. Vol. 21. No. 1. P. 83–97. DOI: 10.1057/palgrave.hep.8300179

19. Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010

20. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120284

21. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1 (1). С. 89–101. EDN: RXQXKF.

22. Audretsch D.B. From the entrepreneurial university to the university for the entrepreneurial society // The Journal of Technology Transfer. 2014. Vol. 39. No. 3. P. 313–321. DOI: 10.1007/s10961-012-9288-1

23. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Становление университетского образования в России // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1. № 4. С. 7–19. EDN: PIWTZZ.

24. Андреев А.Л. Общество и образование: опыт дореволюционной России // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 158–164. EDN: ZUQFFD.


Рецензия

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)