В статье рассматривается проблема идентичности российского университета в контексте современных вызовов и глобальных тенденций в высшем образовании. Анализируется кризис идентичности, переживаемый российским университетом, и его причины, связанные с заимствованием западных моделей и недостаточным вниманием к собственными традициями. Предлагается концепция служения как онтологического основания российского университета, укоренённая в отечественной интеллектуальной традиции и способная стать основой для формирования адекватной стратегии развития. Рассматриваются исторические этапы развития российского университета и выявляется сквозная идея служения, проходящая через все трансформации. Обосновывается необходимость творческого переосмысления этой традиции в современном контексте для решения актуальных задач российского высшего образования.
Актуальность исследования поколений и межпоколенческих взаимодействий в университетской среде обусловлена необходимостью изучения их роли в развитии высшего образования в условиях его трансформации. Понимание проблем межпоколенческих отношений в вузах требует критического анализа теоретико-методологических оснований их изучения. Цель статьи заключается в систематизации отечественных и зарубежных подходов к изучению поколений в вузах в контексте разработки концепции поколенческих взаимодействий образовательных общностей в российском университетском сообществе. На основе критического анализа существующих концепций исследования поколений в вузах обосновываются перспективы развития поколенческо-функционального подхода и организационной теории поколений в отношении изучения поколенческих взаимодействий в российских университетах. Авторами сформулированы основные положения концепции поколенческих взаимодействий в вузах в зеркале интеграции отечественных и зарубежных теоретико-методологических достижений. Особое внимание уделено методологическим аспектам исследования вузовской поколенческой структуры и практическому значению разработанной концепции для управления межпоколенческими отношениями и реализации потенциала поколенческого разнообразия в высшей школе.
Статья посвящена формированию практик взаимодействия студентов российских университетов с генеративным искусственным интеллектом в учебном процессе через призму концепции «цифрового кентавра» – симбиотического союза человека и машины. Авторы анализируют, как студенты, активно использующие ИИ и не считающие это академическим мошенничеством, вырабатывают новые социальные практики кооперации с технологией при написании учебных и научных работ.
На основе 15 глубинных интервью со студентами выявлены ключевые паттерны взаимодействия: использование ИИ как доверительного собеседника для преодоления «синдрома белого листа», стратегическое делегирование рутинных задач при сохранении за человеком творческих функций, формирование новой риторики авторства с принципом асимметричного вклада участников. Исследование фиксирует возникновение горизонтальных микросетей обмена ресурсами и лайфхаками, трансформацию отношений с системами антиплагиата и изменение роли преподавателя от контролёра к куратору.
Результаты показывают переходную фазу институционализации ИИ-грамотности в высшем образовании. Авторы приглашают к дискуссии о создании прозрачных правил авторства и оценивания, способных обеспечить честное и эффективное партнёрство человека с искусственным интеллектом в университетской среде.
Цель статьи – актуализация содержательных смыслов обучения российской молодёжи в формате «Стартап как диплом» в системе высшего образования в контексте повышения эффективности вовлечения молодёжи в предпринимательство для обеспечения роста конкурентоспособности российской экономики. Исследование методологически опирается на функциональную теорию предпринимательства и компетентностный подход в образовании. В статье раскрывается ядро профессиональной идентичности выпускников образовательных программ в формате «Стартап как диплом», даётся обоснование дидактического каркаса обучения будущих стартаперов – квалифицированных профессионалов в сфере предпринимательства, рассматриваются базовые особенности обеспечения формата «Стартап как диплом» в процессе подготовки и реализации программ высшего образования.
В связи с выходом России из Болонского процесса происходит пересмотр подходов к организации отечественного высшего образования. Но в основном это касается вопроса об уровневом образовании. Вместе с тем вхождение России в Болонский процесс обусловило внесение изменений не только в уровни высшего образования, но и в некоторые другие его аспекты. Одним из таких аспектов является компетентностный подход к обучению. В настоящей статье исследуется вопрос о том, подлежит ли пересмотру и он в связи с возможной будущей реорганизацией высшего образования в России. Для ответа на данный вопрос авторами осуществляется оценка современного состояния компетентностного подхода к обучению в высшем образовании России. Эта оценка определяется на основе исследования современного уровня трактовки сущности компетентностного подхода и связанных с ним понятий в научной и нормативной литературе, степени разработанности систем компетенций, используемых в российских вузах, современного состояния применяемых критериев оценивания сформированности компетенций, а также восприятия компетентностного подхода обучающимися и преподавателями вузов. В результате проведённых исследований выявляются и систематизируются как позитивные, так и проблемные стороны применения компетентностного подхода к обучению в высшем образовании России на современном этапе его развития. В статье обосновываются и выносятся на обсуждение три возможных сценария будущего использования компетентностного подхода в процессе дальнейшего развития высшего образования в России. Аргументируется мнение о наиболее, на взгляд авторов, целесообразном и вероятном из этих сценариев. Обосновываются рекомендации по реализации данного сценария. Настоящая статья может представлять интерес для организации высшего образования в вузах, а также для разработчиков стандартов высшего образования.
В настоящее время российские вузы активно включаются в реализацию национальной цели, связанной с обеспечением технологического лидерства, путём внедрения новых подходов к организации и финансированию научно-исследовательской деятельности. Стимулируемая государством переориентация университетов на разработку инновационных продуктов, имеющих потенциал для коммерческого внедрения, требует изменения парадигмы оценки результативности их научной деятельности в части повышения эффективности финансовых затрат на НИОКР. В ведущих отечественных вузах происходит переход от затратной модели финансирования научных исследований и разработок к инвестиционной модели, предполагающей оценку реализуемых проектов с точки зрения возможной коммерциализации их результатов и рентабельности затрат. Однако комплексное видение такой модели в научной литературе представлено пока не в полной мере. Целью настоящего исследования является концептуализация инвестиционной модели финансирования НИОКР вуза через выстраивание её теоретической конструкции и обобщение передовых практических решений. На основе комплекса взаимодополняющих методов, включая теоретическое конструирование, системный анализ, а также анализ государственных документов и документов, отражающих практики российских университетов, рассматривается процесс трансформации модели финансирования НИКОР вуза от затратной к инвестиционной. Делается вывод, что инвестиционная модель предполагает активную роль университета как инвестора, нацеленного на получение прибыли от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и привлечение внебюджетных средств на НИОКР от индустриальных партнёров. В работе представлена теоретическая конструкция данной модели, включающая её основные характеристики и этапы реализации. На основе анализа практик ведущих российских вузов выделяется шесть ключевых трендов её формирования с иллюстрациями конкретного опыта университетов. В целом в статье осуществляется попытка систематизации содержания и практик реализации инвестиционной модели финансирования НИОКР вуза, что вносит вклад в теоретическое осмысление трансформации финансирования вузовской науки в России в современных условиях.
Статья представляет результаты социологического опроса российских студентов об их взглядах на индивидуальное будущее и будущее российского общества. Исследованы следующие показатели сформированного в сознании российских студентов образа индивидуального и коллективного будущего: динамика социального самочувствия, представлений о настоящей и будущей геополитической роли России, оценка развития социальной и политической систем, эмиграционный потенциал студенческой молодёжи, ценностный профиль её представителей, их представления о своём месте в системе общественных отношений России будущего. Выявлено доминирование среди российского студенчества позитивных и конструктивных оценок текущего положения дел и стратегии развития страны. Наряду с преобладанием осознания студентами ведущей роли России в решении глобальных проблем как одного из геополитических центров установлено понимание студенческой молодёжью абсолютного приоритета суверенитета и независимости государства, даже в ущерб некоторым показателям социально-экономического развития. Вместе с тем микросоциальность, ориентированность на интересы ближайшего окружения остаются превалирующим фокусом в сравнении с общественным благом. Существенное отличие в смысловом наполнении горизонта планирования будущего демонстрируют студенты разных профилей отношения к геополитической роли страны. Студенты, считающие Россию ведущим геополитическим игроком, имеют наиболее ответственную и конструктивную позицию в процессе планирования горизонтов будущего, своего места в достижении желаемого будущего. Профилем с существенными лимитами в формировании конвенциональной стратегии построения будущего в системе общественных отношений следует признать сегмент студенчества, в котором Россию ограничивают ролью лидера постсоветского пространства и не считают, что страна влияет на мировые процессы. В работе с этими студентами вузам важно учитывать стратегию их информационного поведения, формировать компетенции грамотного анализа современных цифровых ресурсов, а также навыки понимания текущих геополитических вызовов и интерпретации стратегии внешних сетевых акторов в связи с усиливающимся цивилизационным противостоянием. Новизна исследования определяется оригинальной структурной операционализацией стратегии планирования будущего российской молодёжью, включающей переменные национально-государственной идентичности, ценностного профиля, эмиграционного потенциала, социального самочувствия, информационного поведения студенческой молодёжи, в сегментировании данных стратегий на основании авторского эмпирического анализа.
Статья посвящена изучению оценки гуманитарных дисциплин в рамках подготовки специалистов. Амбивалентное отношение к гуманитарному знанию в профессиональном образовании требует прояснения позиций всех «держателей интереса», в том числе практикующих специалистов. В работе описаны различные позиции по отношению к гуманитарным дисциплинам в системе высшего образования и рассмотрены основные причины неудовлетворённости ими. Определена востребованность гуманитарного знания в процессе профессиональной деятельности с точки зрения практикующих психологов и психотерапевтов. Выявлены наиболее актуальные гуманитарные дисциплины, необходимые в ходе подготовки специалистов психологического профиля, а также установлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на их выбор. В рамках качественного исследования были опрошены 22 практикующих специалиста (14 психологов, 6 психотерапевтов, 2 специалиста, работающих как психологами, так и психотерапевтами), которые опираются на разные терапевтические традиции. Сбор данных проводился методом полуструктурированного интервью. Работа с результатами строилась на основе дедуктивного качественного анализа, для оценивания транскрибированных интервью использован метод тематического анализа. Исследование показало значимость гуманитарного знания для респондентов. Анализ конкретных гуманитарных дисциплин, названных опрошенными, позволяет утверждать, что в первую очередь актуальными для них являются дисциплины, которые связаны с развитием умения работать с феноменами внутреннего мира человека через символические формы и с развитием мыслительных операций и коммуникативных навыков.
ISSN 2072-0459 (Online)