Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Цифровой кентавр»: совместное обучение человека и ИИ в университете

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-10-47-62

Аннотация

Статья посвящена формированию практик взаимодействия студентов российских университетов с генеративным искусственным интеллектом в учебном процессе через призму концепции «цифрового кентавра» – симбиотического союза человека и машины. Авторы анализируют, как студенты, активно использующие ИИ и не считающие это академическим мошенничеством, вырабатывают новые социальные практики кооперации с технологией при написании учебных и научных работ.

На основе 15 глубинных интервью со студентами выявлены ключевые паттерны взаимодействия: использование ИИ как доверительного собеседника для преодоления «синдрома белого листа», стратегическое делегирование рутинных задач при сохранении за человеком творческих функций, формирование новой риторики авторства с принципом асимметричного вклада участников. Исследование фиксирует возникновение горизонтальных микросетей обмена ресурсами и лайфхаками, трансформацию отношений с системами антиплагиата и изменение роли преподавателя от контролёра к куратору.

Результаты показывают переходную фазу институционализации ИИ-грамотности в высшем образовании. Авторы приглашают к дискуссии о создании прозрачных правил авторства и оценивания, способных обеспечить честное и эффективное партнёрство человека с искусственным интеллектом в университетской среде.

Об авторах

Д. И. Земцов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Земцов Дмитрий Игоревич – канд. филос. наук, проректор, научный сотрудник

109028, г. Москва, Покровский б-р, 11



И. А. Груздев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Груздев Иван Андреевич – директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

109028, г. Москва, Покровский б-р, 11



Список литературы

1. Dempere J., Modugu K., Hesham A., Ramasamy L.K. The impact of ChatGPT on higher education // Frontiers in Education. 2023. Vol. 8. Article no. 1206936. DOI: 10.3389/feduc.2023.1206936

2. Rasul T., Nair S., Kalendra D., Robin M., de Oliveira Santini F. et al. The role of ChatGPT in higher education: Benefits, challenges, and future research directions // Journal of Applied Learning and Teaching. 2023. Vol. 6. No. 1. P. 41– 56. DOI: 10.37074/jalt.2023.6.1.29

3. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. No 4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

4. Benuyenah V. Commentary: ChatGPT use in higher education assessment: Prospects and epistemic threats // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2023. Vol. 16. No. 1. P. 134–135. DOI: 10.1108/JRIT-03-2023-097

5. Никольский В.С. Коммуникативный искусственный интеллект: концептуализация новой реальности в образовании // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 152–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-152-168

6. Zhang R., Freeman G.Zh., McNeese N.J., Musick G. “An ideal human” expectations of AI teammates in human-AI teaming // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2021. Vol. 4. No. CSCW3. Article no. 246. DOI: 10.1145/3432945

7. Dellermann D. Ebel P., Söllner M., Leimeister J.M. Hybrid intelligence // Business & Information Systems Engineering. 2019. Vol. 61. No. 5. P. 637–643. DOI: 10.1007/s12599-019-00595-2

8. Zheng N., Liu Z., Ren P., Ma Y., Chen S. et al. Hybrid-augmented intelligence: collaboration and cognition // Frontiers of Information Technology & Electronic Engineering. 2017. Vol. 18. No. 2. P. 153–179. DOI: 10.1631/FITEE.1700053

9. Zanzotto F.M. Human-in-the-loop artificial intelligence // Journal of Artificial Intelligence Research. 2019. Vol. 64. P. 243–25. DOI: 10.1613/jair.1.11345

10. Земцов Д.И. Университетские сообщества технологических энтузиастов как субъект социокультурных изменений: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва, 2024. 231 с. EDN: TMZLUI.

11. Земцов Д.И. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИТы, кружки // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 36–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-36-55

12. Youvan D. Centaur Intelligence: The Potential of Human-AI Symbiosis // Preprint. 2023. DOI: 10.13140/RG.2.2.17968.53764

13. Toosi A., Bottino A., Saboury B., Siegel E. A brief history of AI: how to prevent another winter (a critical review) // PET clinics. 2021. Vol. 16. No. 4. P. 449–469. DOI: 10.48550/arXiv.2109.01517

14. Trim M. Building a Kill Switch for the Terminator: A Case for Slow AI // ACM SIGCAS Computers and Society. 2023. Vol. 52. No. 1. P. 9–10. DOI: 10.1145/3625671.3625673

15. Thiele L.P. Rise of the Centaurs: The Internet of Things Intelligence Augmentation. // Towards an International Political Economy of Artificial Intelligence. 2021. Cham: Springer International Publishing. P. 39–61. DOI: 10.1007/978-3-030-74420-5_3

16. Farhan A. The impact of artificial intelligence on human workers // Journal of Communication Education. 2023. Vol. 17. No. 2. P. 93–104. ISSN: 1978-6875.

17. Sison A.J.G., Daza M.T., Gozalo-Brizuela R., Garrido-Merchán E.C. ChatGPT: More than a “weapon of mass deception” ethical challenges and responses from the human-centered artificial intelligence (HCAI) perspective // International Journal of Human–Computer Interaction. 2024. Vol. 40. No. 17. P. 4853–4872. DOI: 10447318.2023.2225931

18. Wang H., Zou J., Mozer M., Goyal A., Lamb A. et al. Can AI be as creative as humans? // arXiv preprint. 2024. arXiv:2401.01623. DOI: 10.48550/arXiv.2401.01623

19. Koutsikouri D., Hylving L., Bornemark J., Lindberg S. Human judgment in the age of automated decision-making systems // Research Handbook on Artificial Intelligence and Decision Making in Organizations. 2024. Edward Elgar Publishing. P. 144–159. DOI: 10.4337/9781803926216.00017

20. Baidoo-Anu D., Ansah L.O. Education in the era of generative artificial intelligence (AI): Understanding the potential benefits of ChatGPT in promoting teaching and learning // Journal of AI. 2023. Vol. 7. No 1. P. 52–62. DOI: 10.61969/jai.1337500

21. Jeon J., Lee S., Choi S. A systematic review of research on speech-recognition chatbots for language learning: Implications for future directions in the era of large language models // Interactive Learning Environments. 2024. Vol. 32. No. 8. P. 4613–4631. DOI: 10.1080/10494820.2023.2204343

22. Zirenko M., Machura I.A., Fabriz S., Schulze-Vorberg L., Horz H. AI and Learning with AI: University Students’ Metaphorical Conceptualizations // Journal of Interactive Media in Education. 2025. Vol. 2025. No. 1. Article no. 13. DOI: 10.5334/jime.994

23. Adams, D., Chuah, K.-M. Artificial intelligence-based tools in research writing: Current trends and future potentials // Artificial intelligence in higher education. 2022. P. 169–184. DOI: 10.1201/9781003184157-9

24. Shen Y. Investigating Chinese learners’ use and perceptions of ChatGPT in EAP // 2024 12th International Conference on Information and Education Technology (ICIET). IEEE. P. 248–252. DOI: 10.1109/ICIET60671.2024.10542734

25. Utami S.P.T., Andayani, Winarni R., Sumarwati. Utilization of artificial intelligence technology in an academic writing class: How do Indonesian students perceive? // Contemporary Educational Technology. 2023. Vol. 15. No. 4. Article no. ep450. DOI: 10.30935/cedtech/13419

26. Кузьминов Я.И, Кручинская Е.В., Груздев И.А., Наумов А.А. Отстающие и опережающие: как студенты используют генеративный искусственный интеллект в образовательных целях // Высшее образование в России. 2025. Т.34. № 6. С. 9–35. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-9-35

27. Кошкина Е.А., Бордовская Н.В., Гнедых Д.С., Хромова М.А., Демьянчук Р.В. и др. Генеративный искусственный интеллект в высшем образовании: обзор теоретических подходов и практик применения // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 36– 57. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-36-57

28. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Внедрение инструментов искусственного интеллекта в сферу высшего образования: взгляд с позиций социально-институциональной парадигмы общения // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 80–90. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-80-90

29. Титова С.В., Чикризова К.В. Разработка и использование обучающих материалов на базе ИИ в вузах: правовые аспекты // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 91–111. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-91-111

30. Тихонова Н.В., Поморцева Н.П. Выпускная квалификационная работа в вузе в условиях распространения искусственного интеллекта: взгляд студентов // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 112–135. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-112-135

31. Карнеев Р.Р. Пересборка субъекта и субъектная мембрана: философское осмысление образования в эпоху нейросетей // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 136–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-136-151

32. Никольский В.С. Коммуникативный искусственный интеллект: концептуализация новой реальности в образовании // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 152–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-152-168

33. Lochmiller C.R. Conducting thematic analysis with qualitative data // The qualitative report. 2021. Vol. 26. No. 6. P. 2029–2044. DOI: 10.46743/2160-3715/2021.5008


Рецензия

Просмотров: 276


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)