Стартап как диплом: от полевых испытаний к актуализации содержательных смыслов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-10-63-77
Аннотация
Цель статьи – актуализация содержательных смыслов обучения российской молодёжи в формате «Стартап как диплом» в системе высшего образования в контексте повышения эффективности вовлечения молодёжи в предпринимательство для обеспечения роста конкурентоспособности российской экономики. Исследование методологически опирается на функциональную теорию предпринимательства и компетентностный подход в образовании. В статье раскрывается ядро профессиональной идентичности выпускников образовательных программ в формате «Стартап как диплом», даётся обоснование дидактического каркаса обучения будущих стартаперов – квалифицированных профессионалов в сфере предпринимательства, рассматриваются базовые особенности обеспечения формата «Стартап как диплом» в процессе подготовки и реализации программ высшего образования.
Об авторе
Ю. Б. РубинРоссия
Рубин Юрий Борисович – д-р экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, чл.-корр. РАО
Researcher ID: X-5824-2018
Scopus ID: 57207888477
129090, г. Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1
Список литературы
1. Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 2 (50). C. 5–31. EDN: TXOSRD.
2. Кукушкина Ю.М. Глобальные цепочки создания стоимости и корпоративные интересы транснациональных корпораций // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 2 (56). C. 77–117. EDN: WEFKNF.
3. Рубин Ю.Б., Алексеева Е.В., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30–56. EDN: YMFVTX.
4. Лукашенко М.А., Добровольская Т.Ю. Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 90–107. DOI: 10.37791/2687-0649-2022-16-1-90-107
5. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28
6. Рубин Ю.Б., Никольский В.С., Сорокин П.С., Морозова Е.В. и др. Предпринимательское образование как предмет научного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 38–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53
7. Рубин Ю.Б. Конкурентная проблематика в теории стартапов и в содержании обучения начинающих предпринимателей // Современная конкуренция. 2024. T. 18. № 4. С. 45–64. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-4-45-64
8. Лукашенко М.А., Алексеева Е.В. Формирование гибких навыков у российских предпринимателей: роль и место вузов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33 № 3. С. 126–140. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-126-140
9. Сорокин П.С., Егоров П.И. Университетские технологические предпринимательские проекты: факторы успеха // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 10. С. 126–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-10-126-143
10. Омаров Э.З. Предпринимательские функции в контексте подготовки профессиональных предпринимателей // Современная конкуренция. 2025. Т. 19. № 1. С. 78–90. DOI: 10.37791/2687-0657-2025-19-1-78-90
11. Мирзоян А.Г., Синякова Е.А., Михайлова Л.А., Суслова И.П. Предпринимательские намерения студентов: модерирующий эффект личностных характеристик // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 5. С. 119–140. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-5-119-140
12. Рубин Ю.Б. Актуальные вопросы профессиональной стандартизации в системе российского предпринимательства // Современная конкуренция. 2025. Т. 19. № 3. С. 5–29. DOI: 10.37791/2687-0657-2025-19-3-5-29
13. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
14. Заякина Р.А. Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 73–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-73-88
15. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Земцов Д.И., Метелев А.П. Готовность студентов вузов к общественному служению // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 9–26. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-9-26
16. Асланов Я.А., Деточенко Л.С., Лепин А.П., Мартынова Е.В. Детерминанты успешности и риски реализации подхода «Обучение служением» в условиях проектно-ориентированного обучения // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 63–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-63-83
17. Никольский В.С. «Обучение служением» или “Service Learning”? Дискуссия о концептуальных основаниях педагогического подхода // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 8-9. С. 84–94. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-8-9-84-94
18. Руднева И.А., Козырева О.А. Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов средствами обучения служением // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 1. С. 63–81. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-1-63-81
19. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Просоциальные установки и поведение студенческой молодёжи: эффекты обучения служением // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-9-30
20. Можжухин Д.П. Кадровый фактор конкурентоспособности высших учебных заведений в сфере обучения предпринимательству // Современная конкуренция. 2024. T. 18. № 4. С. 83–98. DOI: 10.37791/2687-0657-2024-18-4-83-98






















