Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сохранится ли компетентностный подход к обучению в условиях изменений в организации высшего образования в России?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-10-78-102

Аннотация

В связи с выходом России из Болонского процесса происходит пересмотр подходов к организации отечественного высшего образования. Но в основном это касается вопроса об уровневом образовании. Вместе с тем вхождение России в Болонский процесс обусловило внесение изменений не только в уровни высшего образования, но и в некоторые другие его аспекты. Одним из таких аспектов является компетентностный подход к обучению. В настоящей статье исследуется вопрос о том, подлежит ли пересмотру и он в связи с возможной будущей реорганизацией высшего образования в России. Для ответа на данный вопрос авторами осуществляется оценка современного состояния компетентностного подхода к обучению в высшем образовании России. Эта оценка определяется на основе исследования современного уровня трактовки сущности компетентностного подхода и связанных с ним понятий в научной и нормативной литературе, степени разработанности систем компетенций, используемых в российских вузах, современного состояния применяемых критериев оценивания сформированности компетенций, а также восприятия компетентностного подхода обучающимися и преподавателями вузов. В результате проведённых исследований выявляются и систематизируются как позитивные, так и проблемные стороны применения компетентностного подхода к обучению в высшем образовании России на современном этапе его развития. В статье обосновываются и выносятся на обсуждение три возможных сценария будущего использования компетентностного подхода в процессе дальнейшего развития высшего образования в России. Аргументируется мнение о наиболее, на взгляд авторов, целесообразном и вероятном из этих сценариев. Обосновываются рекомендации по реализации данного сценария. Настоящая статья может представлять интерес для организации высшего образования в вузах, а также для разработчиков стандартов высшего образования.

Об авторах

Т. Ю. Дружиловская
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Дружиловская Татьяна Юрьевна – д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учёта

603950, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23



Э. С. Дружиловская
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия

Дружиловская Эмилия Сергеевна – канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта

603950, г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, 23



Список литературы

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58–64. EDN: SGUKTL.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 22–27. EDN: SMMBFV.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30. EDN: IBLFYP.

4. Сташенко С.И. Компетентностный подход как способ реализации опережающей функции образования // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2019. № 36 (55). С. 9–17. EDN: PSMXNQ.

5. Батыралиев А., Ташматова Д.А., Абдуллаева Ж.Д. Сущность процесса воспитания, толерантность и компетентностный подход в обучении // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 1. С. 225–229. DOI: 10.33619/2414-2948/74/32

6. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Динамика высшего бухгалтерского образования в России: достижения, проблемы и поиск перспектив // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 139–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-139-166

7. Хачатурова К.Р., Павлова Е.В., Хаустова Е.В., Касимова Э.М. Компетентностный подход в образовании // Рефлексия. 2024. № 5. С. 44–47. EDN: RHQGPR.

8. Миронов И.П., Белозерова Т.А. Применение компетентностного подхода в образовании бакалавров технического вуза в рамках реализации профориентационного проекта // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2018. Т. 9. № 4. С. 17–26. DOI: 10.15593/2224-9826/2018.4.02

9. Киевцева С.В. Компетентностный подход в образовании как способ достижения нового качества образования. Кейс-метод как механизм реализации компетентностного подхода // Преемственность в образовании. 2019. № 22 (06). С. 749–757. EDN: SARYRO.

10. Дружиловская Т.Ю. Проблемы применения компетентностного подхода в бухгалтерской профессии // Международный бухгалтерский учёт . 2019. Т. 22. № 7 (457). С. 726–747. DOI: 10.24891/ia.22.7.726

11. Куклина А.И. К вопросу о применении компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 3-5 (61). С. 347–350. EDN: IAIAZG.

12. Артамонова Т.Ф. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего образования // Казанская наука. 2021. № 3. С. 53–55. EDN: NYSFLE.

13. Кондрашова Н.Г. Управление проектом с применением компетентностного подхода к обучению студентов высшей школы по финансово-контрольным дисциплинам // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 1. С. 16–22. EDN: JVPXTJ.

14. Абиева Н.М. Реализация компетентностного подхода в обучении на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях дистанционного обучения // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 1. С. 244–248. EDN: PBYKYX.

15. Пригодина А.Г., Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Синтез герменевтического и компетентностного подходов в процессе создания цифровых технологий обучения математике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 258–263. EDN: LGUNRJ.

16. Файзуллоева М., Бобизода Г.М. Результаты реализации компетентностного подхода при обучении химии // Вестник педагогического университета. 2021. № 1-2 (9-10). С. 231–240. EDN: BQWPLW.

17. Голуб Г.В., Фишман Л.И. Проблемы оценки качества результатов обучения в рамках реализации компетентностного подхода // Вестник университета. 2010. № 3-1. С. 75–82. EDN: VWKUCT.

18. Абдалиева П.К. Оценивание результатов обучения для вуза: компетентностный подход // Проблемы науки. 2020. № 3 (51). С. 36–40. EDN: KYPEMZ.

19. Гонина О.О. Моделирование результатов образования по основной образовательной программе высшего образования на основе компетентностного подхода // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 15. EDN: ZZUOTV.

20. Horton S. Introduction: The Competency Movement: Its Origins and Impact on the Public Sector // The International Journal of Public Sector Management. 2000. No. 13 (4). P. 306–318. DOI: 10.1108/09513550010350283

21. Hoge M.A., Tondora J., Marrelli A.F. The Fundamentals of Workforce Competency: Implications for Behavioral Health. // Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research. 2005. No. 32 (5/6). P. 509–531. DOI: 10.1007/s10488-005-3263-1

22. Rivenbark W.C., Jacobson W.S. Three Principles of Competency-Based Learning: Mission, Mission, Mission//Journal of Public Affairs Education. 2014. No. 20 (2). P. 181–192. DOI: 10.1080/15236803.2014.12001781

23. Gervais J. The operational definition of competency-based education // The Journal of Competency-Based Education. 2016. No. 1 (2). P. 98–106. DOI: 10.1002/cbe2.1011

24. Michailidis S., Despotaki E. Competency-based approach in development of higher education system // Education. Quality Assurance. 2018. No. 1 (10). P. 32–36. EDN: YJVGS.

25. Maliqi M., Hyseni A. The effect of competency-based curricula on the promotion of social values and civic education in the pre-university education: case of Kosovo // Journal of Educational and Social Research. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 334– 345. DOI: 10.36941/jesr-2022-0056

26. Kafyulilo A.C. Professional Development through Teacher Collaboration: An Approach to Enhance Teaching and Learning in Science and Mathematics in Tanzania // Africa Education Review. 2013. Vol. 10. No. 4. URL: https://library.au.int/professional-development-through-teacher-collaboration-approach-enhance-teaching-and-learning-4 (дата обращения: 11.06.2025).

27. Osipov G.V., Strikhanov M.N., Sheregi F.E. Competency-based education of engineers-innovators // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8. Special issue no. 10. Article no. 85850. DOI: 10.17485/ijst/2015/v8iS10/85850

28. Jangali S.G., Gaitonde V.N. Attaining competencies in Programme Outcomes through Open-Ended Experiments // Africa Education Review. 2020. Vol. 17. No. 1. DOI: 10.1080/18146627.2018.1481757

29. Csajbok-Twerefou I. Competency-based education at the tertiary level: foreign language teaching in the University of Ghana // Issues of Applied Linguistics. 2022. No. 46. P. 118–141. DOI: 10.25076/vpl.46.05

30. Лукьяненко В.П. Компетентностный подход: оценка эффективности с позиций методологического анализа // Народное образование. 2016. № 1 (1454). С. 18–27. EDN: UDLWKG.

31. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66–75. EDN: YWRMFL.

32. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 57–65. EDN: YWRMFC.

33. Чернышов П.С. Недостатки компетентностного подхода в высшем образовании // Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 28–29. EDN: KMLHAU.

34. Поляруш А.А. Причины несовершенства компетентностного подхода в высшем образовании // Эпоха науки. 2021. № 25. С. 232–235. DOI: 10.24412/2409-3203-2021-25-232-235

35. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Особенности сопряжения высшего образования и сферы труда в условиях структурных преобразований отечественной системы высшего образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 51–31. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-31-51

36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издание 3-е, стер. М.: Издательство: Аз. 1996. 928 с. ISBN: 5-86532-008-8.

37. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. 3500 с. ISBN: 5-17-029521-9.

38. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. М.: Дом Славянской книги. 2008. 959 с. ISBN: 978-5-93642-345-1.


Рецензия

Просмотров: 240


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)