Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Потенциал гуманитарных дисциплин в профессиональной среде: взгляд практикующих психологов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-10-147-168

Аннотация

Статья посвящена изучению оценки гуманитарных дисциплин в рамках подготовки специалистов. Амбивалентное отношение к гуманитарному знанию в профессиональном образовании требует прояснения позиций всех «держателей интереса», в том числе практикующих специалистов. В работе описаны различные позиции по отношению к гуманитарным дисциплинам в системе высшего образования и рассмотрены основные причины неудовлетворённости ими. Определена востребованность гуманитарного знания в процессе профессиональной деятельности с точки зрения практикующих психологов и психотерапевтов. Выявлены наиболее актуальные гуманитарные дисциплины, необходимые в ходе подготовки специалистов психологического профиля, а также установлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на их выбор. В рамках качественного исследования были опрошены 22 практикующих специалиста (14 психологов, 6 психотерапевтов, 2 специалиста, работающих как психологами, так и психотерапевтами), которые опираются на разные терапевтические традиции. Сбор данных проводился методом полуструктурированного интервью. Работа с результатами строилась на основе дедуктивного качественного анализа, для оценивания транскрибированных интервью использован метод тематического анализа. Исследование показало значимость гуманитарного знания для респондентов. Анализ конкретных гуманитарных дисциплин, названных опрошенными, позволяет утверждать, что в первую очередь актуальными для них являются дисциплины, которые связаны с развитием умения работать с феноменами внутреннего мира человека через символические формы и с развитием мыслительных операций и коммуникативных навыков.

Об авторах

Л. Г. Иливицкая
Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации
Россия

Иливицкая Лариса Геннадьевна – д-р филос. наук, доцент, доцент кафедры философии и биоэтики

443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89



Ю. А. Кузовенкова
Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации
Россия

Кузовенкова Юлия Александровна – канд. культурологии, доцент, доцент кафедры философии и биоэтики

Researcher ID: ABG-6686-2021

443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89



Список литературы

1. Сираева М.Н. О соотношении понятий «гуманизация образования» и «гуманитаризация образования» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11. № 3. С. 8–21. DOI: 10.57769/2227-8591.11.3.01

2. Козлова Е.А. Необходимость гуманитарного знания для креативного образования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2021. № 1. С. 188–198. DOI: 10.51955/2312-1327_2021_1_188

3. Подосинникова А.В. Интерактивные методы формирования творческого мышления у молодёжи // Педагогические исследования. 2024. № 2. С. 50–63. EDN: VAABIM.

4. Фролова Н.А., Алещанова И.В. Формирование коммуникативной компетенции в рамках дисциплин гуманитарного блока // Primo Aspectu. 2024. № 3 (59). С. 44–49. DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-44-49

5. Дианов С.А., Дианова Ю.В. Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы // Педагогика и просвещение. 2023. № 2. С. 1–9. DOI: 10.7256/2454-0676.2023.2.39827

6. Иванов В.В. Человек и природа в структурном анализе // Природа. 1978. № 1. С. 77–89.

7. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что ждёт нас в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. М.: «Республика», 1992. 416 с. ISBN: 5-250-01734-7.

8. Davidovitch N. Are the Humanities No Longer Relevant in the 21st Century? The case of Israel – Supply and demand for the humanities in Israel’s academic institutions: Between academic policy and “market forces” // Social Sciences, Education, Sociology, Adult Education. 2020. No. 2. P. 17–38. DOI: 10.15503/jecs2020.2.17.38

9. Эпштейн М.Н. От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с. ISBN: 978-5-98712-601-1.

10. Чумаков В.И. Задачи гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского высшего учебного заведения (на примере исторических дисциплин) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22. № S2. С. 49–56. DOI: 10.15829/1728-88002023-3612

11. Закирьянов К.З. В защиту гуманитарного образования // Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27. № 1. С. 208–216. DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.37

12. Полонников А.А. О миссии гуманитарного обучения в высшей технической школе // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 79–91. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-4-79-91

13. Марков Е.А. О значении преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 171–182. DOI: 10.23859/1994-0637-2024-4-121-15

14. Иглтон Т. Медленная смерть университета // Alma mater. Вестник высшей школы. 2016. № 2. C. 109–112. EDN: VLJXKZ.

15. Wellmon C., Reitter P. Permanent crisis: The humanities in a disenchanted age. Chicago: The University Chicago Press, 2021. 320 p. ISBN: 9780226738062.

16. The Changing Face of Higher Education: Is there an International Crisis in the Humanities / D.A. Ahlburg (Ed.). New York: Routledge, 2019. 272 p. ISBN: 9781138244856.

17. Moran J. The Humanities and the University: A Brief History of the Present Crisis // Critical Quarterly. 2020. Vol. 64. No. 3. P. 5–28. DOI: 10.1111/criq.12679

18. Schlozman S.C. Why Psychiatric Education Needs the Humanities // Academic Psychiatry. 2017. No. 41. Р. 703–706. DOI: 10.1007/s40596-017-0820-3

19. Комаров С.В., Поросенков С.В. Социальное значение недоверия к гуманитарному знанию // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 1 (471). С. 22–33. DOI: 10.47475/19942796-2023-10103

20. Цыгулева М.В., Федорова М.А. Формирование рефлексивной среды инженерного вуза как условие становления «гуманитарного инженера» // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 143–149. EDN: VXJHSV.

21. Азашикова Ф.Я., Азашиков Г.Х. Роль и качество преподавания гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях МГТУ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2 (41) С. 32–40. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12003

22. Рыбакова М.В., Зернова Л.П., Матраева А.Д. Гуманитарные дисциплины как средство формирования общекультурных компетенций студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 37. С. 34–49. EDN: SEFVUL.

23. Лазорак О.В. Гуманитарная направленность в образовании студентов технических специальностей: экзистенциальный аспект // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–8. С. 1801–1805. EDN: RKPTJJ.

24. Василькаранова Д.С., Смирнова О.Г. Гуманитарное образование в представлениях студентов инженерно-технических специальностей высшего образования // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: OOO «Издательский дом «Среда», 2023. С. 11–18. ISBN: 978-5-907688-91-9.

25. Соколов А.С., Южакова Л.В. Некоторые проблемы гуманитарного образования инженера // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 90–93. EDN: KAJMIZ.

26. Болтенков Н.В., Гринько А.А. Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности // Концепт. 2023. № 6. С. 150–165. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11054

27. Woods A. The limits of narrative: provocations for the medical humanities // Medical Humanities. 2011. Vol. 37. No. 2. P. 73–78. DOI: 10.1136/medhum-2011-010045

28. Rothfeld B. The problem with the medical humanities // Hyperallergic. 2015. No. 23. URL: https://hyperallergic.com/177969/the-problem-with-the-medical-humanities (дата обращения: 27.05.2025).

29. Romanyshyn R.D. The Necessity for the Humanities in Psychology. The Psychologist and His/Her Shadow // The Humanistic Psychologist. 2012. No. 40. P. 234–245. DOI: 10.1080/08873267.2012.696504

30. Холмогорова А.Б. Обострение борьбы парадигм в науках о психическом здоровье: в поисках выхода // Социальная и клиническая психиатрия. 2014, Т. 24. № 4. С. 53–61. EDN: UIPAYR.

31. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. 240 с. ISBN: 5-89357-144-4.

32. Бусыгина Н.П. Философские основания гуманитарной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2007. Т. 15. № 4. С. 26–46. EDN: KAUFDV.

33. Held B. Taking the Humanities Seriously // Review of General Psychology. 2020. № 25 (2). P. 119–133. DOI: 10.1177/1089268020975024

34. Братусъ Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 9–17. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906009.htm (дата обращения: 27.05.2025).

35. Воробьева Л.И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 149–158. EDN: WHEBRN.

36. Джерджен К.Дж. Социальная психология как социальное конструирование: становление взгляда // Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: Изд-во БГУ, 2003. С. 31–47.

37. Мелик-Пашаев А.А. О возможном будущем гуманитарной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3 (15). С. 133–142. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-133-142

38. A Humanities Approach to the Psychology of Personhood / J. Sugarman, J. Martinо (Eds.). London, New York : Routledge, 2024. 132 p. ISBN: 9781032839561.

39. Cranney J., Dunn D.S., Hulme J.A., Nolan S.A., Morris S., Norris K. Psychological Literacy and Undergraduate Psychology Education: An International Provocation // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article no. 790600. URL: https://www.frontiersin.org/journals/education/articles/10.3389/feduc.2022.790600/full(дата обращения: 27.05.2025).

40. Dudgeon P., Darlaston-Jones D., Bray A. Teaching indigenous psychology: A conscientisation, de-colonisation and psychological literacy approach to curriculum // Teaching critical psychology: International perspectives / C. Newnes, L. Golding (Eds.). New York: Routledge/Taylor & Francis Group US, 2018. P. 123–147. DOI: 10.4324/9781315209319-7

41. Дубровский Д.И. Сознание как предмет нейрофизиологического исследования (эпистемологические и методологические вопросы) // Философия науки. 2010. Т. 15: Эпистемология: актуальные проблемы. № 1. С. 194–213. EDN: TPCOSL.


Рецензия

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)