Цифровой аватар как медиатор образовательного процесса: возможности, ограничения и перспективы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-31-53
Аннотация
Статья исследует функции, возможности и ограничения цифровых аватаров как медиаторов образовательного взаимодействия и формулирует условия их успешной интеграции в учебные практики. Под цифровым аватаром в исследовании понимается визуальный виртуальный агент, выступающий в роли представителя человека или искусственного интеллекта, способный к коммуникации и взаимодействию в цифровой образовательной среде.
Работа опирается на социотехнический подход и рассматривает цифровой аватар не только как технологическое решение, но и как нового актора образовательного взаимодействия. На основе тематического обзора литературы (2020–2025 гг.), анализа кейсов EdTech-компаний и рефлексивного эксперимента автора выявлены ключевые функции и ограничения использования цифровых аватаров в образовании и предложена четырёхуровневая модель, объединяющая техническое, психолого-педагогическое, социокультурное и этическое измерения медиативной роли аватаров. Полученные результаты раскрывают сложный социотехнический характер цифровых аватаров, педагогический потенциал и социальные вызовы их внедрения в образовательную деятельность.
Исследование демонстрирует потенциал использования цифровых аватаров для повышения краткосрочной вовлечённости и мотивации учащихся, облегчения мультиязычной передачи контента и сокращения времени на подготовку видеоуроков. Делается вывод, что аватар следует рассматривать не как замену педагогу, а как мощный вспомогательный инструмент, дополняющий и расширяющий его возможности, а эффективность его внедрения напрямую зависит от готовности образовательной системы к изменениям: от разработки продуманных стратегий и подготовки педагогических кадров до создания чётких этических рамок.
В заключении сформулирован ряд принципов создания и внедрения цифровых аватаров как медиаторов образовательного взаимодействия и предложены ключевые направления для дальнейших научных и практических исследований.
Об авторе
Д. А. ИванченкоРоссия
Иванченко Дмитрий Алексеевич – канд. социол. наук, руководитель лаборатории цифровых практик в образовании
142401, Московская обл., г. Ногинск, ул. Волкова, д. 10Б
Список литературы
1. Vellaichamy K. Artificial Intelligence and its Significance in Education: A Theoretical Perspectives // Shanlax International Journal of English. 2023. Vol. 12. No. S1-Dec. P. 452–456. DOI: 10.34293/rtdh.v12iS1-Dec.118
2. Kabudi T., Pappas I., Olsen D.H. AI-enabled adaptive learning systems: A systematic mapping of the literature // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Article no. 100017. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100017
3. Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С., Сотникова В.Е., Яковлева К.И. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 107–153. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-4-107-153
4. Herbert C., Dołżycka J.D. Teaching online with an artificial pedagogical agent as a teacher and visual avatars for self-other representation of the learners. Effects on the learning performance and the perception and satisfaction of the learners with online learning: previous and new findings // Frontiers in Education. 2024. Vol. 9. Article no. 1416033. DOI: 10.3389/feduc.2024.1416033
5. Lindberg S., Jönsson A. Preservice Teachers Training with Avatars: A Systematic Literature Review of ‘Human-in-the-Loop’ Simulations in Teacher Education and Special Education // Education Sciences. 2023. Vol. 13. No. 8. Article no. 817. DOI: 10.3390/educsci13080817
6. Никольский В.С. Коммуникативный искусственный интеллект: концептуализация новой реальности в образовании // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 152–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-6-152-168
7. Alam T.M., Stoica G.A., Sharma K., Özgöbek Ö. Digital technologies in the classrooms in the last decade (2014–2023): a bibliometric analysis // Frontiers in Education. 2025. Vol. 10. Article no. 1533588. DOI: 10.3389/feduc.2025.1533588
8. Fink M.C., Robinson S.A., Ertl B. AI-based avatars are changing the way we learn and teach: benefits and challenges // Frontiers in Education. 2024. Vol. 9. Article no. 1416307. DOI: 10.3389/feduc.2024.1416307
9. Zhang Y., Lucas M., Bem-Haja P., Pedro L. AI versus human-generated voices and avatars: rethinking user engagement and cognitive load // Education and Information Technologies. 2025. DOI: 10.1007/s10639-025-13654-x
10. Jasanoff S., Kim S.-H. Dreamscapes of Modernity: Sociotechnical Imaginaries and the Fabrication of Power. University of Chicago Press, 2015. DOI: 10.7208/chicago/9780226276663.001.0001
11. Yin R.K. Case study research and applications: design and methods. 6th edition. Los Angeles; London; New Delhi; Singapore; Washington DC; Melbourne: SAGE, 2018. 453 p. URL: https://ebooks.umu.ac.ug/librarian/books-file/Case%20Study%20Research%20and%20Applications.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
12. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3. No. 2. P. 77–101. DOI: 10.1191/1478088706qp063oa
13. Stephenson N. Snow Crash. Bantam Books, 1992. 541 p. URL: https://www.nothuman.net/images/files/discussion/4/04ca4ae88a63721aa7144430117ab4ca.pdf (дата обращения: 24.08.2025).
14. Yee N., Bailenson J. The Proteus Effect: The Effect of Transformed Self-Representation on Behavior // Human Communication Research. 2007. Vol. 33. No. 3. P. 271–290. DOI: 10.1111/j.1468-2958.2007.00299.x
15. Takano M., Taka F. Fancy avatar identification and behaviors in the virtual world: Preceding avatar customization and succeeding communication // Computers in Human Behavior Reports. 2022. Vol. 6. Article no. 100176. DOI: 10.1016/j.chbr.2022.100176
16. Yang F.-C., Acevedo P., Guo S., Choi M., Mousas C. Embodied Conversational Agents in Extended Reality: A Systematic Review // IEEE Access. 2025. Vol. 13. P. 79805–79824. DOI: 10.1109/ACCESS.2025.3566698
17. Zhang Y., Pan W. A scoping review of embodied conversational agents in education: trends and innovations from 2014 to 2024 // Interactive Learning Environments. 2025. Vol. 33. No. 7. P. 1–22. DOI: 10.1080/10494820.2025.2468972
18. Gibson D., Kovanovic V., Ifenthaler D., Dexter S., Feng S. Learning theories for artificial intelligence promoting learning processes // British Journal of Educational Technology. 2023. Vol. 54. No. 5. P. 1125–1146. DOI: 10.1111/bjet.13341
19. Karagozlu D., Gezer F. Avatars and Artificial Intelligence in education: A bibliometric analysis // Proceedings of the International Conference on Virtual Learning – Virtual Learning – Virtual Reality (20th edition). The National Institute for Research & Development in Informatics – ICI Bucharest (ICI Publishing House), 2025. P. 396–406. DOI: 10.58503/icvl-v20y202533
20. Zhang R., Wu Q. Impact of using virtual avatars in educational videos on user experience // Scientific Reports. 2024. Vol. 14. No. 1. Article no. 6592. DOI: 10.1038/s41598-024-56716-9
21. Netland T., Von Dzengelevski O., Tesch K., Kwasnitschka D. Comparing human-made and AI-generated teaching videos: An experimental study on learning effects // Computers & Education. 2025. Vol. 224. Article no. 105164. DOI: 10.1016/j.compedu.2024.105164
22. Garcia M.B. Teachers in the metaverse: the influence of avatar appearance and behavioral realism on perceptions of instructor credibility and teaching effectiveness // Interactive Learning Environments. 2025. P. 1–17. DOI: 10.1080/10494820.2025.2462144
23. Islam M.Z., Wang G. Avatars in the educational metaverse // Visual Computing for Industry, Biomedicine, and Art. 2025. Vol. 8. No. 1. Article no. 15. DOI: 10.1186/s42492-025-00196-9
24. Hu Y.-H., Yu H.-Y., Tzeng J.-W., Zhong K.-C. Using an avatar-based digital collaboration platform to foster ethical education for university students // Computers & Education. 2023. Vol. 196. Article no. 104728. DOI: 10.1016/j.compedu.2023.104728
25. Ананин Д.П., Сувирова А.Ю. Иммерсивные технологии в образовательной практике российской высшей школы // Высшее образование в России. 2023. Т. 33. № 5. С. 112–135. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-5-112-135
26. Hutson J., Hutson P. Immersive Technologies // Inclusive Smart Museums. Cham: Springer Nature Switzerland, 2024. P. 153–228. DOI: 10.1007/978-3-031-43615-4_5
27. Zhang C., Mo L. The Effectiveness of Virtual Digital Human Pedagogical Agents in Virtual Reality Learning Environments: A Meta-Analysis of 36 Empirical Studies // Journal of Visual and Performing Arts Research. 2025. Vol. 1. No. 1. P. 37–61. DOI: 10.71204/6p1ny979
28. Zhang S., Jaldi C.D., Schroeder N.L., López A.A., Gladstone J.R., Heidig S. Pedagogical agent design for K–12 education: A systematic review // Computers & Education. 2024. Vol. 223. Article no. 105165. DOI: 10.1016/j.compedu.2024.105165
29. Van Der Meer N., Van Der Werf V., Brinkman W.-P., Specht M. Virtual reality and collaborative learning: a systematic literature review // Frontiers in Virtual Reality. 2023. Vol. 4. Article no. 1159905. DOI: 10.3389/frvir.2023.1159905
30. Arguedas M., Daradoumis T., Caballé S. Measuring the effects of pedagogical agent cognitive and affective feedback on students’ academic performance // Frontiers in Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7. Article no. 1495342. DOI: 10.3389/frai.2024.1495342
31. Mabanza N., De Wet L. Determining the Usability Effect of Pedagogical Interface Agents on Adult Computer Literacy Training // E-Learning Paradigms and Applications: Studies in Computational Intelligence. / Eds. M. Ivanović, L.C. Jain. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2014. Vol. 528. P. 145–183. DOI: 10.1007/978-3-642-41965-2_6
32. Kreijns K., Yau J., Weidlich J., Weinberger A. Towards a comprehensive framework of social presence for online, hybrid, and blended learning // Frontiers in Education. 2024. Vol. 8. Article no. 1286594. DOI: 10.3389/feduc.2023.1286594
33. Czahajda R., Čairović N., Černko M. Live Online Education Efficiency Mediators From the Actor Network Theory Perspective // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. Article no. 859783. DOI: 10.3389/feduc.2022.859783
34. Mori M., MacDorman K., Kageki N. The Uncanny Valley [From the Field] // IEEE Robotics & Automation Magazine. 2012. Vol. 19. No. 2. P. 98–100. DOI: 10.1109/MRA.2012.2192811
35. Ahmad O., Maliha H., Ahmed I. AI Syndrome: an intellectual asset for students or a progressive cognitive decline // Asian Journal of Psychiatry. 2024. Vol. 94. Article no. 103969. DOI: 10.1016/j.ajp.2024.103969
36. Shen X., Teng M. F. Three-wave cross-lagged model on the correlations between critical thinking skills, self-directed learning competency and AI-assisted writing // Thinking Skills and Creativity. 2024. Vol. 52. Article no. 101524. DOI: 10.1016/j.tsc.2024.101524























