Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Расширяя границы привычного: участие университетов мира в решении психологических проблем горожан

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-54-80

Аннотация

Целью университетов в 21 веке является не только предоставление качественного образования и проведение научных исследований, но и мобилизация знаний, преподавания и практики для общественного блага. Модели образовательных организаций, основанные на транзакционном обмене знаниями, уступают место новым способам работы, которые ориентированы на трансформационное партнёрство с двусторонним взаимодействием с социальными институтами и сообществами. В статье представлен анализ практик ведущих мировых университетов в сфере поддержания психологического благополучия населения. Анализ основан на открытых данных 102 университетов, входящих в рейтинг University Impact Rankings 2024. В 97 из них были выявлены и описаны 282 практики, направленные на сохранение психологического благополучия. Они охватывают широкий спектр инициатив, от оказания психологической помощи до просветительских и социальных проектов, и глубоко интегрированы в образовательную и исследовательскую деятельность университетов. Представлены результаты количественного и качественного анализа четырёх групп практик: психологическая помощь и поддержка, информационно-просветительские проекты, социальные инициативы и иные форматы поддержки благополучия – по 127 показателям, структурированным группами организационных условий, содержания и позиционирования практик внутри/вне университета, включая инвариантные (уровень, длительность, цели, темы, механизм привлечения, признание). Полученные данные показывают способность университетов системно содействовать повышению качества жизни населения, выходя за рамки университетских сообществ и решая общественно значимые проблемы. При сравнении зарубежных практик с отечественным опытом выявлены различия, обусловленные коммерческим характером зарубежного образования, локальной укоренённостью практик и разнообразием практик прямой психологической поддержки.

Об авторах

Е. В. Нехорошева
Московский городской педагогический университет
Россия

Нехорошева Елена Владимировна – канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья, НИИ урбанистики и глобального образования

Researcher ID: JFS-6237-2023

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1



С. Н. Вачкова
Московский городской педагогический университет
Россия

Вачкова Светлана Николаевна – д-р пед. наук, директор НИИ урбанистики и глобального образования

Researcher ID: ABD-1074-2020

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1



Д. А. Касаткина
Московский городской педагогический университет
Россия

Касаткина Дарья Алексеевна – канд. психол. наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории городского благополучия и здоровья, НИИ урбанистики и глобального образования

Researcher ID: KWT-8987-2024

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1



Е. С. Енчикова
Университет Порту
Португалия

Енчикова Екатерина Станиславовна – Ph.D. (Education), научный сотрудник Центра образовательных исследований и интервенций факультета психологии и образования

Researcher ID: I-3350-2015

4200-135 Portugal, Porto, Rua Alfredo Allen



Список литературы

1. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission and the Social Sciences and Humanities // Forschung, Politik – Strategie – Management. 2023. Vol. 16 No. 1–2. P. 25–29. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120284

2. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 52–63. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-52-63

3. Dassoler F.E., Trierweiller A.C., Ferenhof H.A. Indicators of the third university mission: perspectives to measure universities contributions to society // Educação em Revista. 2023. Vol. 39. No. 5. DOI: 10.1590/0102-469836619T

4. Capogna S. Scientific research and “third University mission”: what role for the University // Italian Sociological Review. 2012. Vol. 2. No. 1. P. 33–42. URL: https://italiansociological-review.com/ojs/index.php/ISR/article/view/28 (дата обращения: 21.10.25)

5. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change, 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: 10.1016/J.TECHFORE.2020.120284

6. Агеева Н.С., Агранат Д.Л., Анисимова О.В., Афанасьева Ю.В., Бакланова Ю.А. и др. Что такое городской университет? Как формируются университетские политики / под. ред. С.Н. Вачковой, Ю.В. Афанасьевой, И.Б. Шияна. М.: Некоммерческое партнёрство «Авторский Клуб», 2024. 224 с. EDN: NADPRP.

7. Jones E., Leask B., Brandenburg U., de Vit H. Global Social Responsibility and the Internationalisation of Higher Education for Society // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25. No. 4. P. 330–347. DOI: 10.1177/10283153211031679

8. Brandenburg U., de Wit H., Jones E., Leask B., Drobner A. Internationalisation in Higher Education for Society (IHES) concept, current research and examples of good practice. DAAD, 2020. URL: https://www2.daad.de/medien/DAAD-aktuell/ihes_studie.pdf (дата обращения: 27.08.25).

9. Cerolini S., Zagaria A., Franchini C., Maniaci V.G., Fortunato A. et al. Psychological Counseling among University Students Worldwide: A Systematic Review // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2023. Vol. 13. No. 9. P. 1831–1849. DOI: 10.3390/EJIHPE13090133

10. Elman A., Etter M., Fairman K., Chatwood S. Mental health services in the Northwest Territories: a scoping review // International Journal of Circumpolar Health. 2019. Vol. 78. No. 1. Article no. 1629783. DOI: 10.1080/22423982.2019.1629783

11. Kohrt B.A., Asher L., Bhardwaj A., Fazel M., Jordans M.J.D. et al. The role of communities in mental health care in low-and middle-income countries: A meta-review of components and competencies // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15. No. 6. Article no. 1279. DOI: 10.3390/IJERPH15061279

12. Lippai L., Tarkу K., Tanyi A., Kollányi Z., Arapovics M. et al. A global framework for integrating public health into wellbeing: why a public wellbeing system is needed // Frontiers in Public Health. 2025. No. 13. Article no. 1454470. DOI: 10.3389/FPUBH.2025.1454470

13. Burns T. Community-Based Mental Health Care in Britain // Consortium Psychiatricum, 2020. Vol. 1. No. 2. P. 14–20. DOI: 10.17650/2712-7672-2020-1-2-14-20

14. Котова С.С., Холопова Е.С. Модель психолого-педагогической службы в системе высшего профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование в России. 2023. № 6. С. 275–289. EDN: OEGEDK.

15. Шаяхметова А.А., Талдыкина А.В. Актуальные проблемы создания виртуальной среды «On-line-психологическая служба» // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2016. № 50 (1). С. 117–122. EDN: VKIQYP.

16. Cornet S., Barpanda S., Guidi M.-A.D., Viswanathan P.K. Sustainability education and community development in higher education using participatory and case based approaches in India // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2023. Vol. 25. No. 9. P. 78–93. DOI: 10.1108/IJSHE-07-2022-0242

17. Huang C.K. The practice of university social responsibility and general education: promoting community collaboration and student engagement through micro-courses // Problems of Education in the 21st Century. 2024. Vol. 82. No. 6A. P. 1009–1028. DOI: 10.33225/PEC/24.82.1009

18. Киенко Т.С., Шкребец М.Н. Интеллектуальные командные игры онлайн в условиях стационарных учреждений социального обслуживания: опыт реализации и мониторинга проекта «Покори свою высоту» в условиях карантина // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 47 (4). С. 40–52. DOI: 10.18799/26584956/2022/4/1325

19. Ашутова Т.В., Желнина З.Ю. Стратегический проект «Креативный город – территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. № 28 (3). С. 116–126. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126

20. Trechsel L.J., Diebold C.L., Zimmermann A.B., Fischer M. Students between science and society: why students’ learning experiences in transformative spaces are vital to higher education institutions // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022. Vol. 24. No. 9. P. 85–101. DOI: 10.1108/IJSHE-09-2021-0407/FULL/PDF

21. Никольский В.С., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Просоциальные установки и поведение студенческой молодёжи: эффекты обучения служением // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-9-30

22. Negretti R., Persson M., Sjöberg-Hawke C. Science stories: researchers’ experiences of writing science communication and the implications for training future scientists // International Journal of Science Education: Communication and Public Engagement. 2022. Vol. 12. No. 3. P. 203–220. DOI: 10.1080/21548455.2022.2060530

23. Tetrevova L., Vavra J., Munzarova S. Communication of Socially-Responsible Activities by Higher Education Institutions // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 2. Article no. 483. DOI: 10.3390/SU13020483

24. Bal S., Akkaya Güngör S., Sakızcı E.A. A New Communication Form of Higher Education: University Social Responsibility and Its Visibility on Web Sites // Library Progress International. 2024. Vol. 44. No. 4. P. 1423–1435. DOI: 10.48165/BAPAS.2024.44.2.1

25. Sá E., Dias D., Sá M.J. Towards the university entrepreneurial mission: Portuguese academics’ self-perspective of their role in knowledge transfer // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42. No. 6. P. 784–796. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1311998

26. Huyghe A., Knockaert M. The influence of organizational culture and climate on entrepreneurial intentions among research scientists // Journal of Technology Transfer. 2015. Vol. 40. No. 1. P. 138–160. DOI: 10.1007/S10961-014-9333-3/METRICS

27. Coelho M., Menezes I. University social responsibility as a driving force of change: students’ perceptions beyond the ivory tower // On the Horizon. 2020. Vol. 28. No. 2. P. 93–100. DOI: 10.1108/OTH-02-2020-0005/FULL/XML

28. Valencia-Arias A., Rodríguez-Correa P.A., Marín-Carmona A., Zuleta-Orrego J.I., Palacios-Moya L. et al. University social responsibility strategy: a case study // Cogent Education. 2024. Vol. 11. No. 1. Article no. 2332854. DOI: 10.1080/2331186X.2024.2332854

29. Дремова О.В., Щеглова И.А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 27–37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010

30. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Третья миссия» в программах развития российских университетов (на примере вузов Северо-Западного федерального округа) // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. C. 78–88. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.4.6

31. Сорокин С.Э. Воспитание как миссия современного российского университета // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 55 (3). С. 22–28. DOI: 10.54509/22203036_2024_3_22

32. Кропачев Н.М., Лаврикова М.Ю., Молитвин М.Н. Видение третьей миссии в Санкт-Петербургском государственном университете и университетах Республики Корея // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2023. Т. 22. № 3. С. 269–288. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2023.301

33. Кочорова Л.В., Потапчук А.А., Афанасьева В.В. Краткая история университетских клиник в России и в мире // Учёные записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2018. Т. 25. № 4. С. 26–30. EDN: DTYGLY.

34. Цхадая Н.Д., Безгодов Д.Н., Беляева О.И. Когнитивный тренд в реализации третьей миссии университета // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 117–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-117-133

35. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Третья миссия университетов в институализации просоциальной активности молодёжи // Ноосферные исследования. 2021. № 2. С. 4–12. DOI: 10.46724/NOOS.2021.2.04-12

36. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2025621149. Российская Федерация. Модели и практики участия университетов мира в решении проблем психологического благополучия жителей городов: заявл. 28.02.2025: опубл. 13.03.2025 / Е.В. Нехорошева, Ю.В. Афанасьева, Д.А. Касаткина [и др.] ; заявитель – государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». EDN: PJIDLM.

37. Hsing C.P., Huang Y.C. A review of the status and development of university social responsibility in Taiwan // Contemporary Educational Research Quarterly. 2023. Vol. 31. No. 1. P. 5–40. DOI: 10.6151/CERQ.202303_31(1).0001

38. Полосин Н.Н. Высшее образование в Российской Федерации и за рубежом: сравнительный анализ моделей организации и оценка взаимовлияния // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 176–182. EDN: QRUNWZ.


Рецензия

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)