Поколенческие общности в высшем образовании: критерии выделения, самоидентификация и роль в стабильности университета
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-108-124
Аннотация
Решение проблем современной российской высшей школы требует поиска новых методологических подходов. Таким подходом может выступить поколенческий подход. Одним из ключевых вопросов применения данного подхода в социологии высшего образования, не нашедшим, однако, в научной литературе должного отражения, является поиск и обоснование критериев и границ поколений университетского сообщества.
Научная новизна исследования заключается в попытке изучения представлений сотрудников современных российских университетов о критериях и границах поколений вузовских общностей. Впервые проведено качественное эмпирическое исследование (интервью) научно-педагогических и административно-управленческих работников вузов Уральского федерального округа (n=41). Оно позволило зафиксировать широкий перечень количественных (возраст, стаж работы) и качественных (система образования, в которой происходило становление работника; исторический период включения работника в систему высшего образования; должность как стадия освоения содержания труда; отношение к цифровым технологиям и степень владения ими; инициативность / знания и опыт; гибкость и адаптивность к изменяющимся внешним условиям и т. д.) критериев дифференциации университетского сообщества. Выявлены механизмы самоидентификации работников высшей школы с конкретным поколением. Установлено, что фундаментом, придающим устойчивость университету, выступает среднее поколение.
Статья вносит вклад в только разворачивающуюся дискуссию о поколенческом устройстве университетского сообщества, предлагая эмпирические данные, обосновывающие актуальность и перспективность использования поколенческого подхода в высшем образовании. Результаты исследования позволяют расширить теоретическое понимание тех процессов, которые происходят в российской высшей школе, и дать практические рекомендации по разработке содержательной и дифференцированной политики возраста в университетах.
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ШаброваРоссия
Шаброва Нина Васильевна – д-р социол. наук, проф.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 // Современное образование. 2018. № 1. С. 1–10. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.1.25053
2. Berk R.A. Multigenerational diversity in the academic workplace: implications for practice // Journal of Higher Education Management. 2013. Vol. 28. No. 1. P. 10–23. URL: https://www.ronberk.com/articles/2013_diversity.pdf (дата обращения: 19.08.2025).
3. Романов Д.В. Поколенческие поведенческие установки, влияющие на возникновение конфликтов в межличностной коммуникации // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 2. С. 127–131. EDN: QBKFKH.
4. Пугач В.Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133
5. Van Rossem A.H.D. Generations as social categories: An exploratory cognitive study of generational identity and generational stereotypes in a multigenerational workforce // Journal of Organizational Behavior. 2019. Vol. 40. No. 4. P. 434–455. DOI: 10.1002/job.2341
6. Дуракова И.Б., Майер Е.В. Успешность работников старших возрастов как вызов высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 144–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155
7. Фёдоров А.А, Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 28–38. DOI: l0.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38
8. Нидергаус Е.О. Профессиональные ценности преподавателей разных поколений в условиях перехода к модели предпринимательского вуза // Вестник СурГПУ. 2023. № 5 (86). С. 43–49. DOI: 10.26105/SSPU.2023.86.5.004
9. Расторгуев С.В. Стратегия преодоления межпоколенческих разрывов в современной России // Власть. 2021. Т. 29. № 6. С. 146–150. DOI: 10.31171/vlast.v29i6.8707
10. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.5: ИНИОН РАН, 2000. 164 с. ISBN: 5-248-01334-8.
11. Bourdieu P. La “Jeunesse” n’est qu’un mot. Entretien avec Anne-Marie Métailié // Les jeunes et le premier employ. Paris, Association des Ages. 1978. P. 520–530. URL: http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/questions/jeuness.html (дата обращения: 19.08.2025).
12. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Co, 1991. 538 p. ISBN: 0688081339.
13. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным. М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с. ISBN: 978-5-386-12783-1.
14. Дзахова Л.Х., Бадова Л.А. Эстафета поколений в элитологическом измерении // Власть. 2017. Т. 25. № 2. С. 116–122. EDN: YULLEJ.
15. Pilcher J. Mannheim’s Sociology of Generations: An Undervalued Legacy // British Journal of Sociology. 1994. Vol. 45. No. 3. P. 481–495. DOI: 10.2307/591659
16. Beck U., Beck-Gernsheim E. Global Generations and the Trap of Methodological Nationalism for a Cosmopolitan Turn in the Sociology of Youth and Generation // European Sociological Review. 2009. Vol. 25. No. 1. Р. 25–36. DOI: 10.1093/esr/jcn032
17. Беляева Л.А. «Взрослая» молодёжь в современном социальном пространстве России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 4. С. 812–827. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-812-827
18. Hernandez-de-Menendez М., Escobar Díaz C.A., Morales-Menendez R. Educational experiences with Generation Z // International Journal on Interactive Design and Manufacturing (IJIDeM). 2020. Vol. 14. No. 3. P. 847–859. DOI: 10.1007/s12008-020-00674-9
19. Mohr K.A.J., Mohr E.S.M. Understanding Generation Z Students to Promote a Contemporary Learning Environment // Journal on Empowering Teaching Excellence. 2017. Vol. 1. No. 1. Р. 84–94. DOI: 10.15142/T3M05T
20. Мартынов Г.П. Новое поколение в условиях цифровизации // Актуальные вопросы образования. 2023. No. 3. С. 93–98. EDN: YKBPXM.
21. Костина Н.Б., Чижов А.А. Роль молодёжи в преодолении цифрового неравенства поколенческих групп // Социальные и гуманитарные знания. 2024. Т. 10. № 1. С. 64–79. DOI: 10.18255/2412-6519-2024-1-64-79
22. Разина Т.В. Профессиональные научные ценности трёх поколений российских учёных // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2019. № 9. С. 7–17. EDN: ZGXPTU.
23. Харченков И.С., Мамедов Т.А. Изучение особенностей отношения к образованию у представителей разных поколений // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. 2022. № 18. С. 111–119. EDN: DJKEHP.
24. Seibert S.A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z’s critical thinking and perseverance // Teaching and Learning in Nursing. 2021. Vol. 16. No. 1. Р. 85–88. DOI: 10.1016/j.teln.2020.09.002
25. Яппарова Д.И., Пацков А.Е. Теория поколений и роль молодых преподавателей в системе высшего образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2018. Т. 9. № 9. С. 327–331. EDN: YPFQOD.
26. Аблажей А.М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56. EDN: ONLNUD.
27. Шуклина Е.А., Певная М.В., Широкова Е.А. Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях трансформации высшего образования. // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 1. С. 146–169. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-146-169
28. Пищик В.И., Гаврилова А.В., Сиврикова Н.В. Стили межпоколенного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов разных поколенческих групп // Российский психологический журнал. 2016. № 3. С. 245–264. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.14
29. Алекменская В.С. Теория поколений как фактор управления персоналом в сфере образования // Вестник науки. 2024. № 5 (74). С. 120–126. EDN: CLJJFH.
30. Думная Н.Н. Проблема смены поколений в российской науке // Мир новой экономики. 2011. № 1. С. 11–17. EDN: YJLALT.























