Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Интернационализация высшего образования в России: глобализация или суверенизация?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-11-125-144

Аннотация

В фокусе статьи – обоснование направлений суверенизации интернационализации с позиции признания необходимости включения национального тренда в качестве ведущего в международное высшее образование. Рассматривается специфика российских практик интернационализации и фиксируются направления концептуализации стратегий российской суверенизации: использование международных образовательных коммуникаций как ресурса «мягкой силы» или отказ от неоглобализма при сохранении ответа на глобальные вызовы средствами внутренней интернационализации. Обосновывается приоритет концептуализации внутренней интернационализации над внешней и предлагаются направления институциональной перестройки высшего образования для её поддержания. В статье рассматривается суверенный интернационализм в контексте децентрализации мирового пространства и отказа от безоговорочного принятия иностранных институциональных моделей в направлении понимания обеспечения собственных институциональных и социокультурных оснований трансформации высшего образования. Авторы полагают, что в условиях глобальной турбулентности внутренняя интернационализация позволит достичь синергетического эффекта от интернационализации не только на национальном и локальном, но и на международном треках, обеспечит баланс между глобальными вызовами и суверенизацией.

В качестве методологической основы концептуализации внутренней интернационализации, наряду с традиционно используемым инструментальным и институциональным подходом, в статье применяется социокультурный подход, так как суверенизация усиливает значение влияния социокультурного контекста на, казалось бы, «универсальный» институт интернационализации и инструменты её осуществления. С целью концептуализации внутренней интернационализации предлагается рассматривать этот процесс в различных сегментах образовательного пространства учебной и внеучебной деятельности с вовлечением всех участников интернационального взаимодействия. Эти пространственные сегменты должны образовывать связанные друг с другом сети реальных и виртуальных коммуникативных субъект-субъектных взаимодействий. Подчёркнута необходимость развития двух траекторий формирования компетенций для эффективного взаимодействия иностранных и российских участников внутренней интернационализации – теоретической и практической. В практическом аспекте предлагается обратить внимание на формирование поведенческой установки ответственного применения теоретически освоенных компетенций межкультурного взаимодействия и мотивации ко взаимной ответственности, а также убеждённости в допустимости иных ценностных ориентиров без отказа от собственных ценностей.

Об авторах

О. В. Зиневич
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Зиневич Ольга Владимировна – д-р филос. наук, заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения

630073, г. Новосибирск, пр-кт К. Маркса, 20



Е. В. Никитенко
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Никитенко Елена Викторовна – канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений и регионоведения

630073, г. Новосибирск, пр-кт К. Маркса, 20



Список литературы

1. Mittelmeier J., Yang Y. The role of internationalisation in 40 years of higher education research: major themes from Higher Education Research & Development. (1982–2020) // Higher Education Research & Development. 2022. № 41 (1). P. 75–91. DOI: 10.1080/07294360.2021.2002272

2. Комлева В.В. Противоречия интернационализации высшего образования // Социологическое мировоозрение. 2017. Т. 12. № 6. С. 469–476. DOI: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-469-477

3. Новиков С.В. Интернационализация сферы высшего образования РФ в условиях современных вызовов // Естественно-гуманитарные исследования.2023. № 4 (48). С 531–536. EDN: OQZUFI.

4. Петряков П.А., Певзнер М.Н., Смертин И.В. Интернационализация высшего образования в кризисные времена: поиск оптимальной концепции // Человек и образование. 2022. № 2. С. 40–52. DOI: 10.54884/S181570410020610-6

5. Mulvey B. Participatory parity as a way forward for critical internationalisation studies // Studies in Higher Education. 2022. No. 47 (12). P. 1–13. DOI: 10.1080/03075079.2022.2072481

6. De Wit H. Internationalisation in Higher Education: A Western Paradigm or a Global, Intentional and Inclusive Concept? // International Journal of African Higher Education. 2020. No. 7 (2). С. 31–37. DOI: 10.6017/ijahe.v7i2.12891

7. Bamberger A., Morris P. Critical perspectives on internationalization in higher education: commercialization, global citizenship, or postcolonial imperialism? // Critical Studies in Education. 2023. No. 65 (2). P. 128–146. DOI: 10.1080/17508487.2023.2233572

8. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 125–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137

9. Тябаев А.Е. Процессы интернационализации высшего образования в России: опыт тридцати лет (1992–2022) // Проблемы современного образования. 2024. № 5. С. 161–173. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-5-161-173

10. Канунникова А.М. Интернационализация высшего образования России в современных условиях // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 2. С. 1–12. EDN: SOFOMI.

11. Винник Д.В. Академическая уния и «интернационализация науки» как средства ограничения суверенитета // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 1 (38). С. 2–2. DOI: 10.24412/2311-1763-2024-1-2-2

12. Саква Р. Западная культурная революция и мировая политика // Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19. № 5. С. 86–90. DOI: 10.31278/1810-6439-2021-19-5-86-90

13. Фатхуллина Л.З., Гурьянова Т.Н. Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 14. С. 482–485. EDN: STICDT.

14. Coleman K., Uzhegova D., Blaher B., Arkoudis S. The Educational Turn. Rethinking the Scholarship of Teaching and Learning in Higher Education. Singapore: Springer, 2023. 233 p. DOI: 10.1007/978-981-19-8951-3_11

15. Nye J.S., Jr. Soft Power. 2004. 191 p. ISBN-13: 978-1-58648-306-7. ISBN-10: 1-58648-306-4. URL: https://www.almendron.com/tribuna/wp-content/uploads/2020/02/joseph-s-nye-jr-soft-power.pdf (дата обращения: 07.04.2025).

16. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4 (25). С. 85–93. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93

17. Абдулкеримов И.З., Павлюченко Е.И., Эсетова А.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 358–361. URL: https://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4248 (дата обращения: 05.03.2025).

18. Константинова Л.В. Интернационализация высшего образования в контексте повышения конкурентоспособности образовательных услуг на зарубежном рынке // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 227–228. EDN: UXWEGJ.

19. Гарусова Л.Н., Пигинешева А.П. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования // Электронный журнал «Науковедение». 2013. № 6 (19). С. 1–19. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/14PVN613.pdf (дата обращения: 01.03.2025).

20. Фролова Е.Д., Беляева В.С., Ишуков А.А., Фролов А.А. Современный этап интернационализации высшего образования: новые характеристики, мировые лидеры и задачи для России // Международная торговля и торговая политика. 2021. Т. 7. № 4 (28). С. 129–146. DOI: 10.21686/2410-7395-2021-3-129-146

21. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

22. Lomer S., Mittelmeier J., Courtney S. Typologising internationalisation in UK university strategies: reputation, mission and attitude // Higher Education Research & Development. 2023. No. 42 (5). P. 1042–1056. DOI: 10.1080/07294360.2023.2193729

23. Яроцкая Л.В., Фролова К.А. От интернационализации к постинтернационализации образования: диалектика смыслов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 2 (847). С. 94–99. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_2_847_94

24. Луценко Н.О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико – экономического кризиса // Российский социально-гуманитарный журнал (электронный журнал). 2018. № 1. С. 1–13. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-1-860

25. Найт Дж. Развитие интернационализации: новые подходы и непредвиденные последствия // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева, М.: Логос, 2013. С. 67–91. ISBN: 978-5-98704-728-6.

26. Джонс Э., Де Вит Х. Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева, М.: Логос, 2013. С. 21–53. ISBN: 978-5-98704-728-6.

27. Зиневич О.В., Селезнева Н.В. Новая стратегия «мягкой силы» Китая // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15 (6). С. 36–54 DOI: 10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54

28. Ly Thi Tran, Jisun Jung, Unangst L., Marshall S. New developments in internationalisation of higher education // Higher education research and development. 2023. Vol. 42. No. 5. P. 1033– 1041. DOI: 10.1080/07294360.2023.2216062

29. Грин М.Ф. Внутренняя интернационализация: пользуясь моментом // Международное высшее образование. 2020. № 104. С. 28–29. URL: https://ihe.hse.ru/article/view/11841 (дата обращения: 07.04.2025).

30. Левченко В.В., Агрикова Е.В., Упирова В.Г. Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 497–508. DOI: 10.32744/pse.2019.4.38

31. Кузовенкова К.О. Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2. C. 252–256. DOI: 10.17816/snv201872308

32. Ламашева Ю.А. Роль внутренней интернационализации в развитии “мягкой силы” региона // Известия Восточного института. 2024. № 1. С. 90–99. DOI: 10.24866/2542-1611/2024-1/90-99

33. Стенина Т.Л., Чамчиян А.О. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики // Наука и школа. 2016. № 2. С. 69–75. EDN: VWEVUV.

34. Филиппов В.М. Внутренняя интернационализация в российском высшем образовании // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева, М.: Логос, 2013. С. 200–211. ISBN: 978-5-98704-728-6.

35. Осташова Я.В. Интернационализация деятельности российских университетов в современных условиях // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки. 2023. № 4. С. 298–304. DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-4-298-304


Рецензия

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)