Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы

Аннотация

В статье анализируются общие подходы к проектированию структурированных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, принятые странами Европейского Союза в рамках третьего цикла Болонского процесса. Показано, что эффективной организационной формой реализации структурированных программ являются исследовательские школы - специализированные университетские структуры, создаваемые для подготовки научных работников в определенной тематической области. Такие школы должны обеспечивать тесную привязку научной молодежи к крупным конкурентоспособным научным коллективам. На примере исследовательской школы «Нейробиотехнологии» Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского обсуждаются вопросы организации образовательной подготовки аспирантов, финансирования диссертационных исследований, сетевых взаимодействий и мобильности научных кадров.

Об авторах

Борис Ильич Бедный
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Виктор Борисович Казанцев
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Евгений Владимирович Чупрунов
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Пути совершенствования докторской подготовки: Европа и США // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 99-112.

2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Содержательно-структурные особенности европейского докторского образования // Высшее образование в России. 2010. №10. С. 89-104.

3. Altbach P. Doctoral. Education: Present Realities and Future Trends // College and University Journal. Fall 2004. Vol. 80. № 2. P. 3-10.

4. Trends 2010: A Decade of chance in European Higher Education. URL: www.ond. vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/2010_conference/documents/EUATrends_2010.pdf

5. Бедный Б.И., Миронос А.А. Тенденции развития аспирантуры в инновационном обществе // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 79-86.

6. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-89.

7. Kehm В.М. Developing Doctoral Degrees and Qualifications in Europe: Good Practice and Issues of Concern - A Comparative Analysis // Doctoral Stud ies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects / Ed. by Jan Sadlak (Studies on Higher Education). UNESCO / CEPES. Bucharest, 2004. URL: www. unesdoc.unesco.org/images/0013/001364/136456e.pdf.

8. Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т. 4. № 4. С. 27.

9. Eggermont J. General skills development in doctoral training / Bolonga Projekte der Osterreichischen Universitats konferenz. 2008. Dezember. Wein, 2008. URL: www.unico.ac.at/upload/abstract_skillsdevelopment_wein_ dec08.pdf.

10. Бедный Б.И., Миронос А.А., Балабанов С.С. Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре (социологический анализ) // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 56-65.

11. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский Е.В. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. №8-9. С. 18-24.

12. Сайт Института аспирантуры и докторантуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. URL: http://www.phd.unn.ru/

13. Казанцев В.Б., Семьянов А.В. Новый центр нейронауки // Высшее образова%ние сегодня. 2006. № 10. С. 12-14.

14. Сайт Нижегородского Нейронаучного Центра (НННЦ) Института Живых Систем ННГУ. URL: http://neuro.nnov.ru/obschaya-informaciya/

15. Сайт Лаборатории Исследования Внеклеточного Матрикса Мозга. URL: http://www.brain%ecm.com/index.php/ru/

16. Национальная Сеть Аспирантур по Биотехнологиям в Нейронауках БиоН. URL: http://www.neurobiotech.ru

17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

18. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К. Инновационный метод «Проблемно-ориентированного обучения» (Problem-based learning - PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114.

19. COST European Cooperation in Science and Technology. URL: http://www.cost.eu


Рецензия

Просмотров: 323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)